Российские олигархи могут выбрать Гонконг для хранения денег
Через несколько недель после вооруженного конфликта России и Украины британские законодатели, чтобы получить доступ к российским активам, быстро приняли давно откладываемый законопроект об экономических преступлениях. Президент Джо Байден заявил, что США доберутся до прибыли, полученной нечестным путем, а Франция и Италия конфисковали яхты союзников Кремля.
Западные правительства борются с грязными деньгами или, по крайней мере, демонстрируют борьбу, а тем временем коррупционеры и олигархи ищут новые места для хранения богатства.
«В последние несколько месяцев капитал стремительно перенаправляется в новые места», – отметил Том Мейн, эксперт по вопросам коррупции в лондонском аналитическом центре Chatham House. «И Гонконг олигархам очень даже подходит».
Бывшая британская колония – и первопроходец в офшорной финансовой индустрии – не единственная юрисдикция, которую рассматривают российские богачи. Однако у нее есть конкурентные преимущества перед Дубаем и Карибскими островами.
«Олигархам всегда нравился Лондон, потому что он предлагает не только финансовые услуги, но и шикарную недвижимость, и частные школы для детей», – утверждает Мейн. В Гонконге все это тоже есть, притом в изобилии.
Город долгое время привлекал китайских олигархов, и, хотя в последние годы ситуация несколько изменилась из-за репрессивных мер по борьбе с коррупцией и контроля со стороны Си Цзиньпина, для тех, кто не так боится китайского правительства, он может стать идеальным убежищем.
Более того, влияние Пекина на Гонконг может быть дополнительным преимуществом для тех, кто пытается спрятать свои активы. Правительства Китая и Пекина, которые и сами часто становились мишенями и подвергались критике со стороны запада, не хотят помогать иностранным государствам наказывать виновных в вооруженном конфликте в Украине. Так же они закрывали глаза на санкционные северокорейские компании, которые работали на их территории.
Представитель правительства Гонконга заявил, что город вводит санкции Совета безопасности ООН, чтобы выполнить свои международные обязательства.
Санкции других юрисдикций выходят за рамки международно-правовых обязанностей правительства, добавил он.
Дэвид Ашер, бывший сотрудник Госдепартамента США и эксперт по санкциям, сказал, что есть еще одна причина, по которой Гонконг является «очевидной альтернативой» Лондону как центр для олигархов, и это CHATS (автоматизированная система электронных платежей расчетной палаты).
Созданная в 2000 году, система, которая частично принадлежит государству, обрабатывает платежи на миллиарды долларов, и при этом необязательно затрагивает банковскую систему США. Во время процедуры экстрадиции финансового директора Huawei Мен Ваньчжоу, которую обвинили в нарушении американских санкций против Ирана, два эксперта подтвердили, что если бы операции проводились через CHATS, то разбирательства можно было бы избежать.
«[Гонконгские банкиры] позволяют себе заявлять, что они возьмут ваши доллары и превратят их в «девственно чистые», не прогоняя через Нью-Йорк», – констатирует Ашер. «Их услугами пользуются многие интересные и, прямо скажем, настораживающие личности по всему миру».
И если вам нужна местная компания, чтобы провести некоторые из таких операций или оформить покупку шикарной недвижимости, в Гонконге ее проще всего зарегистрировать, скрыв ее реальных владельцев.
Компания в Гонконге стоит меньше 200 долларов, для ее регистрации нужны директор и секретарь, и только последний должен находиться в городе. Тысячи фирм предлагают услуги секретарей и гонконгский адрес для новой компании. По одному адресу могут быть зарегистрированы сотни предприятий, что, по мнению Министерства финансов США, указывает на «деятельность подставных компаний».
Подставная компания не обязательно занимается преступной деятельностью, но «мы знаем, что большинство из них не являются законными предприятиями и не ведут экономическую деятельность, а просто используются для перемещения денег», – отмечает Мейн.
Некоторые российские олигархи уже увидели преимущества деятельности в Гонконге. США внесли в санкционный список гонконгские компании Олега Дерипаски и Евгения Пригожина. Олигарха обвиняют в организации ЧВК «Вагнер» и финансировании фабрики троллей, Агентства интернет-расследований, которому инкриминируют вмешательство в выборы в США в 2016 году.
По данным Госдепартамента США, между 2018 и 2019 годом три гонконгские компании, подконтрольные Пригожину, «провели более 100 операций общей суммой свыше 7,5 млн долларов». В корпоративных документах значится еще одно лицо, находящееся под санкциями, – Игорь Лавренков, директор компаний. Административные же услуги предоставляла компания Hong Kong Easy Secretarial Ltd. После введения санкций все компании, похоже, прекратили деятельность.
Дерипаска – бывший директор крупнейшего в мире производителя алюминия «Русал», который провел IPO на Гонконгской фондовой бирже. Когда компания наряду с другими российскими предприятиями попала под американские санкции в 2018 году, он был вынужден уйти с поста, но по прежнему остается ее основным акционером. «Русал» вычеркнули из санкционного списка в следующем году, но, как сообщает газета Financial Times, американские банкиры избегают торговать акциями, которые с начала конфликта в Украине потеряли в цене миллиарды долларов.
У расположенной в Гонконге компании есть преимущества, потому что как и Лондон и в отличие от таких офшорных центров как Британские Виргинские острова, его репутация как глобального финансового центра имеет некий налет респектабельности. У себя на веб-сайте Hong Kong Easy Secretarial Ltd. указывает, что клиенты «пользуются международным имиджем и статусом Гонконга для повышения своей конкурентоспособности».
После обнародования Панамских документов в 2016 году, когда Гонконг предстал как глобальный центр подставных компаний, город усилил меры по борьбе с отмыванием денег и принял законы о раскрытии корпоративной информации. Среди прочего представили Реестр уполномоченных контролеров, и теперь компании должны вести список бенефициарных владельцев, который, хоть и не является публичным, должен «по запросу предоставляться для проверки правоохранительными органами».
Фирма-секретарь, которая 8 лет работает в отрасли и оказывает услуги сотням компаний, описала новый реестр как «задание, выполненное правительством для галочки». Канадская газета Globe and Mail скрыла ее название, чтобы обсудить деликатные вопросы.
«Нам реестр выгоден, потому что мы берем деньги за его ведение, но с точки зрения регулирования он бесполезен», – отмечает сотрудник фирмы, добавляя, что даже банки не могут ознакомиться с реестром, а его точность зависит от честности лица, его ведущего.
В последние годы стало гораздо сложнее открывать счета, но это связано с внутренними проверками финансовых учреждений, но люди все равно могут зарегистрировать компанию или купить недвижимость без чрезмерного надзора со стороны правительства.
По гонконгскому законодательству необходимо уведомлять, если есть подозрения о том, что имущество, участвующее в сделке, куплено за деньги, которые были получены в результате преступления, преследуемого обвинительным актом. Но статистика Объединенного подразделения финансовой разведки Гонконга показывает, что одни сектора выполняют данное обязательство более ответственно, чем другие. Из 57 тыс протоколов по подозрительным операциям, полученных подразделением в прошлом году, 80% были поданы банками.
И только 860 протоколов, т.е. 1,5% от общего числа, подали агенты по недвижимости, адвокаты, бухгалтеры, а также поставщиками трастовых и корпоративных услуг.
И даже если бы названные сектора подавали больше протоколов, не факт, что обвинительных актов было бы тоже больше. В Объединенном подразделении финансовой разведки работает 100 человек (для сравнения в Департаменте национальной безопасности при полицейском управлении задействованы тысячи сотрудников), а, значит, они не смогут существенно изменить ситуацию. В 2021 году в отмывании денег обвинили менее 90 человек.
Нельзя, однако, сказать, что такие обвинения – большая редкость. Департамент национальной безопасности, который гораздо лучше финансируется, недавно передал в суд несколько дел об отмывании денег (несмотря на недовольство правительства).