Создание реестра бенефициаров на Кипре

18 февраля 2021 года Палата представителей Кипра приняла закон о внесении поправок в закон «О предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма» от 2021 года.

Сбор информации о конечных бенефициарных владельцах компаний и других юридических лиц начнется 16 марта 2021 года.

Подчеркивается, что Регистратор предоставил льготный период в шесть (6) месяцев для регистрации информации о конечных бенефициарных владельцах в системе.

Ожидается, что Регистратор также опубликует правила ведения реестра, а также инструкцию по работе системы, которая была разработана с данной целью.

Согласно положениям закона о борьбе с отмыванием денег следует вести следующие реестры конечных бенефициарных владельцев:

  1. центральный реестр реальных бенефициаров компаний и других юридических лиц;
  2. центральный реестр реальных бенефициаров юридических лиц, которые не являются компаниями;
  3. реестр доверительных трастов и других подобных юридических образований.

РЕЕСТРЫ КОНЕЧНЫХ БЕНЕФИЦИАРНЫХ ВЛАДЕЛЬЦЕВ

Согласно закону о борьбе с отмыванием денег «конечный бенефициарный владелец» – это любое физическое лицо, которое в конечном итоге владеет юридическим лицом или контролирует его благодаря прямому или опосредованному владению акциями в размере 25% плюс одна акция.

Компании и другие юридические лица, которые зарегистрированы в Республике Кипр, должны иметь актуальные и точные данные о конечных бенефициарных владельцах, включая имя, дату рождения, национальность, страну проживания и долю владения, и подать их регистратору компаний и ликвидатору в Кипре.

Центральный реестр реальных бенефициаров компаний и других юридических лиц будет вести регистратор компаний, и доступ к нему будут иметь следующие лица:

  1. ответственный надзорный орган, который определен в статье 59 закона о борьбе с отмыванием денег, отдел по борьбе с отмыванием денег, полиция, таможенно-акцизный департамент и налоговая служба без ограничений;
  2. «обязанные организации»* в контексте проведения процедур по проверке клиентов; и
  3. общественность, при этом доступ предоставляется ТОЛЬКО к следующей информации: имя и фамилия, месяц и год рождения, национальность, страна проживания и доля в компании.

*Обязанные организации – это, согласно статье 2А закона об отмывании денег, (1) кредитные учреждения, (2) финансовые учреждения и (3) физические или юридические лица, которые занимаются профессиональной деятельностью, включая аудиторов, внешних бухгалтеров и налоговых консультантов, а также нотариусов и других независимых юристов и поставщиков услуг.

Более того, компетентные органы (включая Адвокатскую палату Кипра, Центральный банк и Кипрскую комиссию по ценным бумагам и биржам), отдел по борьбе с отмыванием денег, полиция, таможенно-акцизный департамент и налоговая служба получат неограниченный и быстрый доступ к реестру без необходимости уведомлять соответствующие компании о запросе информации.

Обязанные организации получат быстрый доступ к реестру в контексте проведения процедур по проверке клиентов.

Информация о конечных бенефициарных владельцах компаний и других юридических лиц будет доступна через реестр, который ведется регистратором, и через систему взаимосвязи коммерческих реестров в течение 10 (десяти) лет после того, как компания или другое юридическое лицо было исключено из реестра.

Однако спустя 5 (пять) лет после исключения компании или другого юридического лица из реестра доступ к такой информации будет разрешен только в ходе административного или уголовного разбирательства, которое проводится ответственным надзорным органом, отделом по борьбе с отмыванием денег, таможенно-акцизным департаментов и полицией.

Центральный реестр реальных бенефициаров юридических лиц, которые не являются компаниями

К ним относятся юридические лица, которые не зарегистрированы в реестре компаний, а именно, клубы, федерации, союзы и благотворительные фонды. Клубы, федерации и союзы определяются и регулируются законом «О клубах и фондах и других смежных вопросах» №104 (I)/2017 от 2017 года, а благотворительные фонды регулируются законом «О благотворительных учреждениях», глава 41. Клубы, федерации, союзы и фонды должны иметь актуальные и точные данные о конечных бенефициарных владельцах и подать их Генеральному комиссару.

Реестр доверительных трастов и других подобных юридических образований («реестр трастов»)

В связи с вступлением в силу в Республике Кипр директивы ЕС по борьбе с отмыванием денег Комиссия по ценным бумагам и биржам несет ответственность за создание и поддержание реестра трастов, в котором должна содержаться информация о конечных бенефициарных владельцах доверительных трастов и других подобных юридических образований. Точная процедура ведения и обновления реестра трастов, а также определение понятия «доверительные трасты» будут представлены Комиссией по ценным бумагам и биржам в соответствующей инструкции.

Условия регистрации

Регистрация доверительных трастов в реестре трастов обязательна и относится к доверительным трастам, у которых:

  • доверительный собственник находится или проживает в Республике Кипр; или
  • доверительный собственник находится или проживает за пределами ЕС, но вступает в деловые отношения или покупает недвижимое имущество от имени доверительного траста.
  • Исключения

    Требование о регистрации не относится к тем доверительным трастам, которые зарегистрированы в реестре другого государства-члена и

    1. доверительный собственник у которых находится или проживает в другом государстве-члене; или
    2. в случае, если у траста несколько доверительных собственников и один из них находится или проживает в Республике Кипр; или
    3. доверительный собственник вступает в различные деловые отношения от имени траста в различных государствах-членах, включая Республику Кипр.

    Доступ к реестру трастов

    Комиссия по ценным бумагам и биржам может предоставить доступ к реестру трастов:

  • ответственному надзорному органу, отделу по борьбе с отмыванием денег, таможенно-акцизному департаменту, налоговой службе и полиции без ограничений;
  • «обязанным организациям» при проведении процедур по проверке и установлению личности клиентов в случае оплаты соответствующего сбора;
  • юридическим или физическим лицам, которые могут продемонстрировать законный интерес к получению доступа к реестру и могут его подтвердить посредством соответствующей процедуры, в случае оплаты соответствующего сбора;
  • юридическим или физическим лицам, имеющим отношение к трасту, который владеет контрольным пакетом акций в компании, зарегистрированной не в Республике Кипр, при наличии письменного разрешения от вышеупомянутых лиц и в случае оплаты соответствующего сбора;
  • Категориям b – d доступна только следующая информация:

  • Имя бенефициара;
  • Месяц и год рождения;
  • Страна проживания;
  • Национальность бенефициара; и
  • Тип и объем прав, которыми он обладает в доверительном трасте.
  • Законный интерес заявителя устанавливается в том случае, если физическое или юридическое лицо демонстрирует, что его интерес касается исключительно и способствует предотвращению легализации доходов от незаконной деятельности и финансирования терроризма на основе фактов и информации, включая факты и информацию о предыдущих действиях и деятельности в данном направлении. Решение принимается Комиссией по ценным бумагам и биржам в каждом отдельном случае.

    После получения заявки на разрешение доступа к реестру трастов Комиссия по ценным бумагам и биржам может:
    a. одобрить заявку на раскрытие информации или отклонить ее;
    b. определить процедуры подачи, утверждения или отклонения заявок на получение доступа к реестру трастов и процедуры в отношении типа информации, к которой будет предоставлен доступ.

    Однако спустя 5 (пять) лет после исключения доверительного траста из реестра доступ к такой информации будет разрешен только в ходе административного или уголовного разбирательства, которое проводится ответственным надзорным органом, отделом по борьбе с отмыванием денег, таможенно-акцизным департаментом, налоговой службой и полицией.

    Комиссия по ценным бумагам и биржам может не предоставить доступ к информации о конечных бенефициарных владельцах доверительных трастов частично или полностью только в исключительных случаях и вследствие детальной оценки исключительной природы фактов, если:

    1. такое раскрытие информации подвергнет конечных бенефициарных владельцев непропорционально высокому риску мошенничества, похищения, шантажа, вымогательства, преследования, насилия или запугивания; или
    2. конечный бенефициарный владелец не достиг совершеннолетия или недееспособен.

    Вышеупомянутое исключение не применяется в случае, если заявка на получение доступа подана:

    1. «обязанными организациями», которые являются кредитными и финансовыми учреждениями;
    2. ответственным надзорным органом, отделом по борьбе с отмыванием денег, таможенно-акцизным департаментом, налоговой службой и полицией.

    Компании и другие юридические лица должны раскрывать информацию о конечных бенефициарных владельцах, однако, раскрытие информации может быть ограниченным в случае, если в холдинговую структуру компании входит доверительный траст. В этом случае, если траст является акционером, а не номинальным держателем акций компании, в реестр компаний вносится только название траста или доверительного собственника (собственников). Данные о конечном бенефициарном владельце доверительного траста, входящего в структуру компании, подаются только в реестр трастов, который в отличие от реестра компаний не доступен общественности без подтверждения законного интереса. При этом защита данных конечного бенефициарного владельца компании увеличивается без нарушения положений Директивы и закона о борьбе с отмыванием денег.

    Отправить комментарий