Создание реестра бенефициаров на Кипре
18 февраля 2021 года Палата представителей Кипра приняла закон о внесении поправок в закон «О предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма» от 2021 года.
Сбор информации о конечных бенефициарных владельцах компаний и других юридических лиц начнется 16 марта 2021 года.
Подчеркивается, что Регистратор предоставил льготный период в шесть (6) месяцев для регистрации информации о конечных бенефициарных владельцах в системе.
Ожидается, что Регистратор также опубликует правила ведения реестра, а также инструкцию по работе системы, которая была разработана с данной целью.
Согласно положениям закона о борьбе с отмыванием денег следует вести следующие реестры конечных бенефициарных владельцев:
- центральный реестр реальных бенефициаров компаний и других юридических лиц;
- центральный реестр реальных бенефициаров юридических лиц, которые не являются компаниями;
- реестр доверительных трастов и других подобных юридических образований.
РЕЕСТРЫ КОНЕЧНЫХ БЕНЕФИЦИАРНЫХ ВЛАДЕЛЬЦЕВ
Согласно закону о борьбе с отмыванием денег «конечный бенефициарный владелец» – это любое физическое лицо, которое в конечном итоге владеет юридическим лицом или контролирует его благодаря прямому или опосредованному владению акциями в размере 25% плюс одна акция.
Компании и другие юридические лица, которые зарегистрированы в Республике Кипр, должны иметь актуальные и точные данные о конечных бенефициарных владельцах, включая имя, дату рождения, национальность, страну проживания и долю владения, и подать их регистратору компаний и ликвидатору в Кипре.
Центральный реестр реальных бенефициаров компаний и других юридических лиц будет вести регистратор компаний, и доступ к нему будут иметь следующие лица:
- ответственный надзорный орган, который определен в статье 59 закона о борьбе с отмыванием денег, отдел по борьбе с отмыванием денег, полиция, таможенно-акцизный департамент и налоговая служба без ограничений;
- «обязанные организации»* в контексте проведения процедур по проверке клиентов; и
- общественность, при этом доступ предоставляется ТОЛЬКО к следующей информации: имя и фамилия, месяц и год рождения, национальность, страна проживания и доля в компании.
*Обязанные организации – это, согласно статье 2А закона об отмывании денег, (1) кредитные учреждения, (2) финансовые учреждения и (3) физические или юридические лица, которые занимаются профессиональной деятельностью, включая аудиторов, внешних бухгалтеров и налоговых консультантов, а также нотариусов и других независимых юристов и поставщиков услуг.
Более того, компетентные органы (включая Адвокатскую палату Кипра, Центральный банк и Кипрскую комиссию по ценным бумагам и биржам), отдел по борьбе с отмыванием денег, полиция, таможенно-акцизный департамент и налоговая служба получат неограниченный и быстрый доступ к реестру без необходимости уведомлять соответствующие компании о запросе информации.
Обязанные организации получат быстрый доступ к реестру в контексте проведения процедур по проверке клиентов.
Информация о конечных бенефициарных владельцах компаний и других юридических лиц будет доступна через реестр, который ведется регистратором, и через систему взаимосвязи коммерческих реестров в течение 10 (десяти) лет после того, как компания или другое юридическое лицо было исключено из реестра.
Однако спустя 5 (пять) лет после исключения компании или другого юридического лица из реестра доступ к такой информации будет разрешен только в ходе административного или уголовного разбирательства, которое проводится ответственным надзорным органом, отделом по борьбе с отмыванием денег, таможенно-акцизным департаментов и полицией.
Центральный реестр реальных бенефициаров юридических лиц, которые не являются компаниями
К ним относятся юридические лица, которые не зарегистрированы в реестре компаний, а именно, клубы, федерации, союзы и благотворительные фонды. Клубы, федерации и союзы определяются и регулируются законом «О клубах и фондах и других смежных вопросах» №104 (I)/2017 от 2017 года, а благотворительные фонды регулируются законом «О благотворительных учреждениях», глава 41. Клубы, федерации, союзы и фонды должны иметь актуальные и точные данные о конечных бенефициарных владельцах и подать их Генеральному комиссару.
Реестр доверительных трастов и других подобных юридических образований («реестр трастов»)
В связи с вступлением в силу в Республике Кипр директивы ЕС по борьбе с отмыванием денег Комиссия по ценным бумагам и биржам несет ответственность за создание и поддержание реестра трастов, в котором должна содержаться информация о конечных бенефициарных владельцах доверительных трастов и других подобных юридических образований. Точная процедура ведения и обновления реестра трастов, а также определение понятия «доверительные трасты» будут представлены Комиссией по ценным бумагам и биржам в соответствующей инструкции.
Условия регистрации
Регистрация доверительных трастов в реестре трастов обязательна и относится к доверительным трастам, у которых:
Исключения
Требование о регистрации не относится к тем доверительным трастам, которые зарегистрированы в реестре другого государства-члена и
- доверительный собственник у которых находится или проживает в другом государстве-члене; или
- в случае, если у траста несколько доверительных собственников и один из них находится или проживает в Республике Кипр; или
- доверительный собственник вступает в различные деловые отношения от имени траста в различных государствах-членах, включая Республику Кипр.
Доступ к реестру трастов
Комиссия по ценным бумагам и биржам может предоставить доступ к реестру трастов:
Категориям b – d доступна только следующая информация:
Законный интерес заявителя устанавливается в том случае, если физическое или юридическое лицо демонстрирует, что его интерес касается исключительно и способствует предотвращению легализации доходов от незаконной деятельности и финансирования терроризма на основе фактов и информации, включая факты и информацию о предыдущих действиях и деятельности в данном направлении. Решение принимается Комиссией по ценным бумагам и биржам в каждом отдельном случае.
После получения заявки на разрешение доступа к реестру трастов Комиссия по ценным бумагам и биржам может:
a. одобрить заявку на раскрытие информации или отклонить ее;
b. определить процедуры подачи, утверждения или отклонения заявок на получение доступа к реестру трастов и процедуры в отношении типа информации, к которой будет предоставлен доступ.
Однако спустя 5 (пять) лет после исключения доверительного траста из реестра доступ к такой информации будет разрешен только в ходе административного или уголовного разбирательства, которое проводится ответственным надзорным органом, отделом по борьбе с отмыванием денег, таможенно-акцизным департаментом, налоговой службой и полицией.
Комиссия по ценным бумагам и биржам может не предоставить доступ к информации о конечных бенефициарных владельцах доверительных трастов частично или полностью только в исключительных случаях и вследствие детальной оценки исключительной природы фактов, если:
- такое раскрытие информации подвергнет конечных бенефициарных владельцев непропорционально высокому риску мошенничества, похищения, шантажа, вымогательства, преследования, насилия или запугивания; или
- конечный бенефициарный владелец не достиг совершеннолетия или недееспособен.
Вышеупомянутое исключение не применяется в случае, если заявка на получение доступа подана:
- «обязанными организациями», которые являются кредитными и финансовыми учреждениями;
- ответственным надзорным органом, отделом по борьбе с отмыванием денег, таможенно-акцизным департаментом, налоговой службой и полицией.
Компании и другие юридические лица должны раскрывать информацию о конечных бенефициарных владельцах, однако, раскрытие информации может быть ограниченным в случае, если в холдинговую структуру компании входит доверительный траст. В этом случае, если траст является акционером, а не номинальным держателем акций компании, в реестр компаний вносится только название траста или доверительного собственника (собственников). Данные о конечном бенефициарном владельце доверительного траста, входящего в структуру компании, подаются только в реестр трастов, который в отличие от реестра компаний не доступен общественности без подтверждения законного интереса. При этом защита данных конечного бенефициарного владельца компании увеличивается без нарушения положений Директивы и закона о борьбе с отмыванием денег.