АНАЛИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА: Осторожно! Британские инвесторы в оффшорных фондах, не подающих отчетность!

Британские инвесторы, вкладывающие средства в оффшорные фонды, попадают под более пристальное внимание налоговых органов. Гэри Эшфорд из «Harbottle and Lewis» освещает риски и потенциальные штрафы за подачу недостоверной отчетности для налогоплательщиков.

Налоговый орган Великобритании — , Королевская налогово-таможенная служба (HMRC) уверена в том, что существует крупная группа британских инвесторов, которые искажают данные отчетности о своих доходах и прибылях от инвестиций в оффшорные фонды и, как следствие, общую сумму своих налоговых обязательств в Великобритании. 31 октября 2019 г. Королевская налогово-таможенная служба объявила о намерении направить письменные уведомления ряду резидентов Великобритании, являющихся собственниками оффшорных фондов.

Тот факт, что резиденты Великобритании не выполняют обязательства о предоставлении отчетности о всей сумме своих доходов и прибыли от инвестиций в оффшорные фонды, не является полной неожиданностью, поскольку налогообложение таких инвестиций может быть сопряжено с рядом сложностей.

Большинство инвестиций в такие классы активов обычно осуществляется через пенсионные фонды или, к примеру, инвестиционные портфели с частными банками или компаниями по управлению активами. В таких случаях налогоплательщик может быть совсем не осведомлен о том, что он, возможно, не соблюдает требования налогового законодательства по таким вопросам. Зачастую случается так, что инвесторы узнают о доходах и прибыли из налогового отчета, который предоставляет банк или компания по управлению активами, и инвесторы зачастую просто передают эти отчеты своим консультантам по вопросам налогообложения и бухгалтерам, полагая, что такие консультанты являются экспертами как в вопросах офшорного налогообложения, так и в расшифровке иногда чрезвычайно сложных налоговых отчетов, иногда как будто составленных совершенно на другом языке.

Что представляют собой оффшорные фонды?

Как правило, оффшорные фонды – это инвестиционные компании открытого типа, которые находятся за рубежом, зачастую на территориях с льготным налоговым режимом.

Действующие правовые нормы в отношении оффшорных фондов были введены в 2009 г. Законом о государственном бюджете 2008 г. Великобритании оффшорный фонд определяется как взаимный фонд, созданный компанией, часто инвестиционной компанией открытого типа (OEIC) или доверительным фондом резидента (часто доверительным паевым фондом) за пределами Великобритании. Взаимный фонд — это фонд, участники которого не осуществляют оперативный контроль над имуществом фонда, и при полном или частичном внесении инвестиций они почти целиком составляет чистую стоимость активов (NAV) фонда.

В оффшорные фонды могут входить оффшорные компании, а также оффшорные доверительные фонды.

В оффшорные фонды в целом могут входить прозрачные и непрозрачные структуры, и в соответствии с законодательством Великобритании они делятся на две категории: подающие и не подающие отчетность.

Налогообложение инвесторов в оффшорных фондах

В случае прозрачных оффшорных фондов распределение доходов происходит после распределения основного дохода по мере его получения, независимо от того, распределяется он между британскими инвесторами или нет. В соответствии с требованиями режима отчетности фонда управляющий фондом должен регулярно предоставлять британским инвесторам отчеты о доходах, дивидендах и пр.
В случае непрозрачных фондов доход в целом будет считаться распределением в случае компании и долей дохода доверительного фонда после вычета расходов для оффшорного доверительного фонда.
Распоряжение долями участия в оффшорных фондах, подающих отчетность, облагается налогом с применением правил для доходов от прироста капитала. Важный аспект режима налогообложения фондов, подающих отчетность: если фонды не осуществляют полное распределение, неиспользованный отчетный доход (ERI) должен включаться в налоговую декларацию инвестора.

Отличие фондов, не подающих отчетность, заключается в том, что они зачастую консолидируют доход, а не осуществляют его распределение. И, следовательно, для предотвращения уклонения от уплаты налогов в рамках законных мер распоряжение долями участия в оффшорных фондах, не подающих отчетность, облагается налогами с применением положений о подоходном налоге.

Налоговый режим в отношении доходов, полученных налоговым нерезидентом в виде средств, перечисленных в Великобританию

Великобритания хорошо известна своим специальным налоговым режимом для резидентов, не зарегистрированных в Великобритании для целей налогообложения («лица, не являющиеся налоговыми резидентами»). Режим налогообложения лиц, не являющихся налоговыми резидентами в Великобритании, налагает существенные ограничения для лиц, не являющихся налоговыми резидентами, в отношении налогообложения доходов и прибылей в Великобритании, а также доходов и прибылей за рубежом, если они перечисляются в Великобританию.

Лица, не являющиеся налоговыми резидентами, которые проживали в Великобритании в течение семи из предыдущих девяти лет и получают доходы или прибыль от оффшорных компаний, которые превышают 2 000 фунтов стерлингов (2 590 долларов США) в год, должны уплатить сбор в соответствии с налогообложением на основе ремитирования (RBC) в размере 30 000 фунтов стерлингов в год (или 60 000 фунтов стерлингов, если они проживали в Великобритании в течение 12 из 14 лет). Важно учитывать, что если лицо, не являющееся налоговым резидентом, которое должно уплатить RBC, не сделает этого, оно будет считаться субъектом налогообложения во всех странах мира, и, таким образом, облагаться налогом в отношении всех доходов и прибылей из оффшорных компаний, независимо от того, перечисляются они в Великобританию или нет.

Однако 6 апреля 2017 г. были внесены существенные изменения, предусматривающие, что лица, не являющиеся налоговыми резидентами, которые проживали в Великобритании в течение 15 из предыдущих 20 лет, считаются резидентами Великобритании для целей налогообложения.

Чтобы «смягчить удар» для лиц, не являющихся налоговыми резидентами, которые считаются резидентами для целей налогообложения, Королевская налогово-таможенная служба предоставила возможность таким лицам создавать защищенные инвестиционные доверительные фонды, деятельность которых направлена на обеспечение стабильного уровня дохода для пайщиков. Такие доверительные фонды по сути защищают лица, не являющиеся налоговыми резидентами, которые владеют долевым участием в оффшорных доверительных фондах, от налогообложения основных доходов и прибылей, если они не превышают определенные суммы или траст не приобретет новое имущество сомнительного происхождения после того, как будет считаться резидентом для целей налогообложения.
Крайне важно, чтобы доверительные управляющие и лица, не являющиеся налоговыми резидентами, в таких доверительных фондах понимали, что ввиду ограниченного времени, имеющегося у Парламентского разработчика проектов после введения в действие законодательных норм, доходы, полученные за пределами страны (OIG), являются незащищенными, и, таким образом, любой такой доход, полученный в защищенном инвестиционном доверительном фонде, будет поступать лицу, не являющемуся налоговым резидентом на основании права выгодоприобретателя.

Дополнительные риски занижения отчетных показателей

Существует большой риск занижения или искажения отчетных показателей относительно доходов или прибыли для фондов, подающих и не подающих отчетность: либо в связи с тем, что неиспользованный отчетный доход фондов, не подающих отчетность, полностью отсутствует или неправильно посчитан, либо в случае фондов, не подающих отчетность, в связи с тем, что прибыль трактовалась как прирост капитала и ежегодно применялось освобождение от налогообложения. Кроме того, прирост капитала облагается налогом по ставке 20%, в то время как доходы, полученные за пределами страны облагаются налогом по ставкам налога на предельный доход в размере до 45%.

Еще одной сферой потенциального риска искажения отчетности в отношении фондов, не подающих отчетность, является тот факт, что потери должны быть сведены к нулю, а другие аспекты, связанные с приростом капитала, такие как индексация, не проработаны.

Международный обмен информацией

В течение последних 10 лет отмечается, что различные юрисдикции обмениваются информацией либо по запросу, либо автоматически. С 2005 г. страны ЕС обменивались информацией, представляющей интерес, в отношении местонахождения бенефициарных собственников в странах-участницах ЕС. В связи с принятием Директивы об административном сотрудничестве (DAC) автоматический обмен информацией на территории ЕС имеет большое значение.

В 2010 г. в США был принят Закон о налоговой отчетности по зарубежным счетам (FATCA). В 2013 г. Великобритания и «зависимые территории короны» (остров Мэн, Джерси и Гернси) подписали соглашения об автоматическом обмене личной информацией о банковских счетах, а с 2017 г. наблюдается устойчивый поток стран-участниц Организации экономического сотрудничества и развития, принявших обязательство по автоматическому обмену информацией о финансовой отчетности посредством Стандарта по автоматическому обмену информацией Организации экономического сотрудничества и развития (Единый стандарт по обмену налоговой информацией (CRS)). Единый стандарт по обмену налоговой информацией также требует обеспечения автоматического обмена информацией об отчетности офшорных компаний, контролируемых физическими лицами, являющимися резидентами в соответствующих третьих странах, если эти компании имеют пассивный доход, зачастую зарубежные инвестиционные портфели, включающие сочетание различных инвестиций, в том числе проценты, облигации и инвестиции в акционерный капитал.

В результате за последние годы был принят целый ряд нормативных актов, направленных на то, чтобы стимулировать правительства инициировать ведение реестров бенефициарных собственников компаний или оффшорных доверительных фондов.

Налоговые санкции в отношении оффшорных компаний

В рамках инициативы по борьбе с уклонением от налогов и незаконным сокрытием доходов оффшорными компаниями Королевской налогово-таможенной службой были введены различные меры для выявления собственников зарубежных активов и для начисления штрафов в случае, если они не выполняют законодательные требования.

С 2011 г. Великобритания ввела режим применения штрафов к офшорным компаниям, что может привести к увеличению штрафов, применяемых к оффшорным территориям, предпринимающим меры по ограничению обмена информацией. В то время как максимальная гражданско-правовая ответственность в Великобритании за уклонение от уплаты налогов составляет 100% от неполученного налога, в случае зарубежных активов сумма ответственности за невыполнение требований может увеличиться до 200%. С 2015 г. Королевская налогово-таможенная служба также ввела меры по увеличению ответственности оффшорных компаний в случае, если физическое лицо выводит средства во избежание обмена информацией. В 2016 г. Королевская налогово-таможенная служба также ввела дополнительную ответственность в размере до 10% от стоимости активов в случае умышленного несоблюдения требований. Также были приняты законодательные акты, предусматривающие ответственность консультантов за умышленное воспрепятствование соблюдению требований.

Королевская налогово-таможенная служба также реализует политику проведения уголовных расследований в случаях уклонения от уплаты налогов. Важно понимать, что преднамеренное искажение налоговых позиций является уголовным преступлением.

В 2017 г. Королевская налогово-таможенная служба ввела законодательный акт относительно подачи недостоверной отчетности (FTC), в соответствии с которым физические лица и доверительные управляющие, не соблюдавшие в прошлом требования налогового законодательства, обязаны исправить ситуацию или несут ответственность в размере до 200%. Поэтому многие налогоплательщики Великобритании исправили ситуацию при несоблюдении законодательных требований их оффшорными компаниями, что делает недавнюю инициативу Королевской налогово-таможенной службы еще более тревожной. Лицам, получившим соответствующие уведомления о нововведениях, которые заведомо просрочили выполнение требования о корректировке крайнего срока, грозит серьезная ответственность при исправлении любого несоответствия, лежащего в основе невыполнения законодательных требований, хотя их положение будет лучше, чем у тех, в отношении которых проводится разбирательство или расследование Королевской налогово-таможенной службы.

Кроме того, в 2017 г. правительство Великобритании ввело положение об ответственности за уголовное преступление в отношении юридических лиц, компаний, партнерств и пр., которые могут нести ответственность в уголовном порядке в случае несоблюдения ими требований регулятивных документов, направленных на предотвращение содействия или избежание уклонения от уплаты налогов в Великобритании или за рубежом. К ответственности за такое преступление в принципе может быть также привлечено и финансовое учреждение, которое не оказывает содействия инвесторам-резидентам Великобритании в соблюдении налоговых обязательств в Великобритании.

Заключение

В свете усиления решительных мер по предотвращению невыполнения законодательных требований оффшорными компаниями неудивительно, что Королевская налогово-таможенная служба обращается к британским инвесторам в оффшорные фонды. Вполне понятно, что регулятивные акты в отношении налогообложения зарубежных активов и доходов могут быть довольно сложными, в частности, ввиду взаимодействия с регулятивными актами Великобритании в отношении нерезидентов. К тому же следует учитывать влияние автоматического обмена информацией и более широкую налоговую прозрачность, и это потенциально предоставляет Королевской налогово-таможенной службе ключевую информацию, позволяющую выявлять несоблюдающих законодательные требования налогоплательщиков или тех, которым стоит более точно декларировать свои налоговые позиции за рубежом.

В ближайшем будущем ожидается, что Королевская налогово-таможенная служба предпримет аналогичные усилия в таких сферах как оффшорные пенсии или страхование жизни у зарубежных страховщиков, а также в отношении оффшорных доверительных фондов для выплат пособий служащим компаний, что также является целью Королевской налогово-таможенной службы в долгосрочной перспективе. Это далеко не конец пути с точки зрения комплекса мероприятий, проводимых Королевской налогово-таможенной службой и налоговыми органами других юрисдикций, направленных на ужесточение мер по выполнению требований налогового законодательства, и, поскольку как компании, так и состоятельные физические лица становятся более мобильными в мировом масштабе, следует ожидать, что аспекты налогообложения также будут расширяться и усложняться.

Гэри Эшфорд является налоговым партнером (не являющимся адвокатом) компании Harbottle and Lewis LLP. Он является членом Королевского института налогообложения, участником Ассоциации специалистов по налогообложению и полноправным членом Международной организации профессиональных юристов, бухгалтеров и финансовых консультантов STEP.

Отправить комментарий