Как налоговые гавани типа Нидерландов лишают развивающиеся страны ценных государственных средств
Одна маленькая страна лишает другие страны 22 млрд евро в год.
Автор: Маартен Хитланд
Пандемия коронавируса показала, насколько важны для нашего общества услуги, финансируемые из государственного бюджета. Особенно заметна нехватка средств в секторе здравоохранения, но программы финансовой поддержки бизнеса также составляют значительную долю от общей поддержки, оказываемой в странах с высоким уровнем доходов. Эти прямые бюджетные расходы составили почти 10% ВВП в Германии, Великобритании и США.
Если вдуматься, то происходит следующее: во времена обусловленной интересами бизнеса либерализации рынков предприятия, когда тяжело, просят поддержки у государства. Чаще всего среди них компании, которые истощали государственные ресурсы, используя схемы по уклонению от уплаты налогов. Согласно статистике, ежегодно около 40% прибыли транснациональных компаний перетекает в налоговые гавани. В результате мировые государственные доходы ежегодно сокращаются на 200 млрд долларов. По данным за 2015 год, страны с низким уровнем дохода ежегодно теряют 100 млрд долларов в год из-за схем по уклонению от уплаты налогов.
Некоторые страны играют ведущую роль в глобальной структуре перераспределения прибыли. Одна из них – Нидерланды. Нидерланды – относительно небольшая страна (около 17 млн жителей), территория которой в три раза меньше, чем у штата Нью-Йорк. При этом она занимает первое место по объему прямых иностранных инвестиций. Ее экономика при поддержке фискальной политики структурирована таким образом, что голландские компании могут легко расширять бизнес за рубежом. Например, налоги на международные потоки капитала приближены к нулю. Имеются в виду как исходящие, так и входящие потоки капитала.
Именно потому иностранные компании структурируют свою международную деятельность через Нидерланды. Они используют «компании-пустышки», которые зарегистрированы в стране, но не ведут в ней деятельность (не нанимают сотрудников, например). На сегодняшний день в Нидерландах около 14 тыс подобных компаний, и их активы приближаются к 4000 млрд евро. Из-за подобной схемы другие страны ежегодно теряют 22 млрд евро.
Зачем государство позволяет таким компаниям польз
оваться налоговой системой, если они даже не платят налоги в Нидерландах? Важная причина – трудоустройство консультантов, юристов, налоговых экспертов и бухгалтеров, которые помогают регистрировать компании-пустышки. Они как раз очень заинтересованы в развитии отрасли. Вторая причина – голландское правительство все еще надеется, что однажды компании-пустышки превратятся в настоящие компании и будут вести деятельность в Нидерландах. Они буквально называют свои оппортунистические ожидания «концепцией инкубатора» или эвфемистической доктриной «лебединой верности». Непонятно, до какой степени их ожидания реализуются.
Благоприятная налоговая среда в Нидерландах, в частности, создается посредством сети соглашений об избежании двойного налогообложения. Около 100 подписанных соглашений позволяют международным инвесторам минимизировать налогообложение международных инвестиций с двух сторон. Важный налог, например, на удержание у источника внешнего пассивного дохода (дивидендов, процентов, роялти). Нидерланды смогли в двустороннем порядке снизить ставки налога, удерживаемого у источника, почти до нуля.
Государство подвергается резкой критике из-за подобных схем уклонения от уплаты налогов, потому что другие страны, особенно развивающиеся, лишаются возможности взимать достаточные налоги.
Нидерланды изложили свою политику соглашений об избежании двойного налогообложения в соответствующем меморандуме. Правки в данный документ вносились еще в 2011 году. Новая версия была представлена парламенту ранее в текущем году. Среди прочего, в меморандуме прописывается политика применительно к развивающимся государствам. В обеих версиях документа (от 2011 и 2020 гг.) говорится, что Нидерланды «проявят понимание к развивающимся странам, например, в отношении запросов о расширении концепции «постоянного представительства» или в отношении увеличения ставок налога, удерживаемого у источника дохода». В ходе дебатов в парламенте положение было разъяснено: «Нидерланды готовы согласиться на более высокие, чем для развитых стран, ставки налога, удерживаемого у источника. При этом Нидерланды хотят достичь результата, более или менее равнозначного тому, который зафиксирован в соглашениях с данной развивающейся страной, и сопоставимого с теми ставками, которые зафиксированы в соглашениях с развитыми государствами».
Поменялось ли что-то в действительности за последние десять лет? Центр исследований транснациональных корпораций представил данные анализа всех соглашений об избежании двойного налогообложения, которые Нидерланды подписали с развивающимися странами или пересмотрели после вступления в силу меморандума в 2011 году. Всего было пересмотрено шесть соглашений: с Украиной, Индонезией, Кенией, Замбией, Малави и Эфиопией. В четырех соглашениях из шести ставка налога, удерживаемого у источника, ниже средней ставки ОЭСР. Неизвестно, конечно, кто настаивал на снижении ставки налога – Нидерланды или вторая сторона. Однако, если учесть пояснения к соглашениям, Нидерланды действительно стремились обеспечить более низкие ставки.
Сегодня, когда государствам так нужны деньги, Нидерланды, несмотря на обещания, по-прежнему ограничивают право развивающихся стран на налогообложение. В то же время, государство сохраняет свою привлекательность для международных инвесторов, т.к. соглашения об избежании двойного налогообложения позволяют им уклоняться от налогов, тем самым провоцируя международную гонку по снижению налогов. В мире после пандемии коронавируса, где у каждого есть доступ к качественным государственным услугам, страны не должны становиться налоговыми гаванями. Гигантские корпорации должны платить справедливую долю налогов.