Экологические налоги в поддержку устойчивого будущего
В рамках Зеленого пакта для Европы ЕС поставил перед собой амбициозные цели по борьбе с изменением климата и защите окружающей среды. В планах сократить выбросы парниковых газов на 55% к 2030 году и к 2050 году стать континентом, нейтральным с точки зрения климата.
На пути к обозначенным целям важную роль могут сыграть экологические налоги, т.к. они поддержат другие политические курсы ЕС, связаные с климатом и энергоресурсами, например, Систему торговли квотами на выбросы парниковых газов.
Экологические налоги – что это?
К экологическим налогам относятся налоги на электроэнергию, транспорт, загрязнение окружающей среды и природные ресурсы. Налоги на электроэнергию – это налоги на энергоносители и электроэнергию, используемые для транспортных целей, например, бензин и дизельное топливо, и для других целей, например, мазут, природный газ, уголь, а также электроэнергию, используемую для отопления.
Наряду с другими политическими решениями введение экологических налогов на уровне ЕС и государств-членов ЕС может помочь в переходе на более чистые виды энергии, более устойчивую промышленность и «экологичные» привычки. Если мы установим цену на социальные нужды, изменим процесс принятия решений и стимулируем изменения в поведении компаний и людей, то сможем сократить нерациональное использование ресурсов и уменьшить ущерб, наносимый окружающей среде.
Экологические налоги способствуют устойчивому росту, поддерживают справедливое распределение ресурсов между поколениями и удерживают уровень налоговых поступлений для государств-членов ЕС, позволяя им снижать другие, более искажающие налоги, например, налог на рабочую силу. И наконец, Зеленый пакт для Европы – это также стратегия роста ЕС, а, значит, экологические налоги помогут подстегнуть экономику ЕС в восстановлении после пандемии коронавируса.
Переход к климатической нейтральности требует глубоких социальных изменений. И потому экологические налоги должны вписываться в общий политический контекст, который объединяет широкий спектр инструментов, включая инструменты ценообразования, субсидии, стандарты и инвестиции в государственную инфраструктуру. Государственные экологические налоги могли бы помочь в решении специфических экологических задач на уровне отдельных государств-членов.
Чтобы обеспечить социальную справедливость, эффект «зеленого» налогообложения должны в максимальной степени ощущать те, кто больше всего потребляет. Эти действия следует сопровождать поддержкой наиболее уязвимых сфер и инвестиций в инфраструктуру, например, в общественный транспорт.
Экологические налоги: стимулирование восстановления
Восстановление после пандемии коронавируса должно носить «зеленый» характер, и ведущий механизм ЕС по восстановлению и повышению устойчивости дает возможность расширить масштабы и сферы применения экологических налогов. В средне- и долгосрочной перспективе данный механизм призван сделать экономики ЕС более устойчивыми, гибкими и лучше подготовленными к вызовам и возможностям зеленого и цифрового перехода и обеспечить при этом справедливость таких переходов.
Последствия загрязнения часто сильнее всего сказываются на домохозяйствах с низкими доходами, потому борьба с загрязнением посредством налогов и тщательно проанализированных рыночных инструментов могла бы устранить дискриминацию в обществе.
Еврокомиссия призывает государства-члены ЕС разработать соответствующие экологические налоги, которые принесут столь необходимый в ходе восстановления доход и помогут отменить субсидии на ископаемое топливо. Важно, чтобы наибольшая ответственность ложилась на тех, кто больше всего загрязняет или потребляет (принцип «платит тот, кто загрязняет»).
Внесение поправок в Директиву о налогообложении электроэнергии
Директива ЕС о налогообложении электроэнергии устанавливает правила налогообложения энергоносителей, используемых в качестве топлива для автомобилей, горючего для отопительных целей и электроэнергии. Последний раз правки в директиву вносились в 2003 году, потому она больше не соответствует нормативно-правовой базе ЕС и политическим целям в области климата и энергетики. Например, отсутствует связь между минимальными ставками налога на топливо, его энергоемкостью и выбросами CO2. Кроме того, директива не отражает ассортимент энергоносителей на рынке ЕС.
Анализ правил в 2019 году также показал, что действующее обязательное освобождение от налогов на топливо, которое используется в международных авиационных и морских перевозках, не соответствует климатическим целям ЕС, поскольку не учитывает его воздействие на окружающую среду. В то же время освобождение от налогов может увеличить налоговое бремя для других секторов и частных домохозяйств, создавая неравные условия игры для различных видов транспорта.
В настоящее время Еврокомиссия пересматривает Директиву о налогообложении электроэнергии с целью изменить порядок налогообложения энергоносителей в ЕС и убедиться, что он лучше отражает климатические стремления ЕС.
Среди прочего пересматриваются минимальные ставки на топливо и переосмысливаются налоговые льготы, которые подразумевают фактические субсидии для определенных видов ископаемого топлива и некоторых секторов экономики. Конечная цель – сформировать налогообложение электроэнергии таким образом, чтобы побудить предприятия и потребителей заботиться об окружающей среде.