«Американские санкции бросили российских олигархов прямо в объятия президента Путина» — Bloomberg
Администрация Дональда Трампа помогает Владимиру Путину достичь цели, которая ускользала от него в течение почти двух десятилетий — заставить российских миллиардеров репатриировать некоторых из своих активов.
Санкции, введенные в период президентства Обамы из-за российской агрессии в Украине только расширились по масштабу и степени тяжести, после того как Трамп занял свой пост в прошлом году. Непредсказуемость экономических и политических решений как Белого дома, так и Конгресса заставляет богатых россиян переводить деньги в государственные банки и разрушать оффшорные надстройки, которые возводились здесь десятилетиями после краха коммунизма.
Российские олигархи говорят, что спешат перемещать активы за пределы досягаемости казначейства США и началось это с крупнейших предприятий в апреле, когда Олег Дерипаска и Виктор Вексельберг потеряли миллиарды в течение нескольких часов в результате действия санкций. Теперь тенденция возвращения капиталов в Россию приобрела ускорение, вызванное угрозой еще более драконовских мер американской администрации вследствие недавних событий в английском Солсберри.
«Сейчас явно токсично быть русским, — говорит Олег Вьюгин, бывший директор Центрального банка России, председатель Московской биржи. «И чем вы богаче, тем более токсичны». Большинство крупнейших негосударственных экспортеров России опустошили свои счета в США и Европе, многие перевели средства в государственные банки или в местные филиалы европейских банков.
Центральный банк не публикует статистические данные о репатриации фондов, поэтому трудно точно узнать, сколько денег вернулось в Россию после введения санкций. Но ПАО «Сбербанк», крупнейший российский кредитор, сообщил о 17-процентном скачке вкладов во всех валютах в корпоративных фондах, что эквивалентно примерно 98 млрд. долл. США. Данные платежного баланса показывают частный сектор принес больше финансовых активов домой, чем отправил за границу с тех пор, как в 2014 году ввели санкции.
В июне 2018 года президент Путин еще раз обратился к богатейшим россиянам с настоятельным призывом возвращать свои капиталы обратно, чтобы принести пользу родине. Но проблема в том, что стагнационная и все еще регулируемая государством экономика России предлагает мало перспектив, которые оправдали бы уровень инвестиций, который стремится достичь Путин в течение своего последнего срока, который истекает в 2024 году.
Ожидается, что чистый отток капитала в этом году будет составлять около 50 млрд. долл. США, это в два раза больше, чем в прошлом году, хотя эта сумма также включает иностранцев, торгующих рублевыми облигациями, корпоративные долговые обязательства в иностранной валюте и рубли, пересчитанные в доллары и евро, которые все еще удерживаются внутри России.
Акционер одной из подвергшихся санкциям компаний, с тесными связями с Кремлем подвел итог нынешнему инвестиционному климату, вспомнив недавний разговор с его персональным менеджером по активам. Менеджер позвонил, чтобы поздравить его с хорошим годом, потому что он ничего не инвестировал и поэтому ему нечего терять.
Какие бы усилия правительство не предпринимало для облегчения процесса репатриации капитала, они не были обнадеживающими. Специальная продажа еврооблигаций в марте принесла всего 200 миллионов долларов, или 5 процентов. Также до сих пор не вызывают большого интереса две «оффшорные» зонам внутри России, созданным правительством для поощрения перемещения зарубежных компаний, предлагая безналоговые дивиденды в обмен на полную прозрачность.
Без всеобъемлющего плана помощи со стороны правительства, компании вынуждены готовиться к более жестким мерам со стороны США. Компания российского миллиардера Дерипаски «Русал», крупнейший поставщик алюминия за пределы Китая, был вынужден практически остановить производство после того, как международные банки заморозили счета компаний.
«Эта ситуация показала, как любой международный бизнес может быть поставлен на колени — сказал Слава Смолянинов, стратег BCS Global Markets в Москве. «Это было настоящим потрясением для многих российских олигархов». С тех пор экспортеры, которые долгое время использовали в основном доллары, которые доминируют в мировой торговле, предприняли шаги, чтобы свести к минимуму использование американской валюты. Они по-прежнему удерживают значительные суммы в долларах и евро в коммерческих целях, но также начинают накапливать рубли для чрезвычайных ситуаций.
Горно-металлургический комбинат «Норильский никель», акционерами которого являются три миллиардера — Дерипаска, Владимир Потанин и Роман Абрамович, хранил почти все наличные депозиты в иностранной валюте всего несколько лет назад. Теперь он хранит более половины активов в рублях — около 1,5 млрд. долл. США, и планирует зафиксировать в рублях промежуточные дивиденды в размере 1,8 млрд. долл. США за первое полугодие.
Пока нет никаких признаков того, что российские компании готовятся отказаться от доллара в целом, но крупные экспортеры все чаще обращаются к кредиторам с просьбой отказаться от долларовых кредитов, подлежащих погашению в других валютах, если их постигнет та же участь, что и Rusal. Они также тестируют аппетиты иностранных контрагентов для расчетов в альтернативных валютах.
Алмазная компания-монополист Alrosa уже продает драгоценные камни некоторым азиатским клиентам в рублях, после недавнего приема рупий от индийского клиента. По меньшей мере одна крупная металлургическая компания продает больше своей продукции, экспериментируя с продажами в китайском юане.
Но это не просто деньги, которые репатриируются — перемещение корпоративных регистраций становится прибыльным делом. Алексей Мордашов и Алишер Усманов — всего лишь два миллиардера, которые передали доли в крупных предприятиях, зарегистрированным в России компаниям за последние несколько месяцев.
По некоторым оценкам, юридическая и консультационная работа, связанная с санкциями, приносит России около 100 миллионов долларов в год. «Спрос на высококачественные юридические услуги и адвокатов, к которым обращаются клиенты из-за враждебной санкционной политики, будут только расти, — заявил адвокат Илья Рыбалкин, который, как и многие другие адвокаты, покинул западную престижную адвокатскую фирму, чтобы начать свою практику в России.