«Выявить и наказать», — говорит журналист, связанный с Панамскими документами
Панамские документы доказали, что, как только раскрываются грязные секреты известных людей, им, по сути, конец.
Что имеется в виду? Насколько законным является данный процесс? В чем его суть? Мы ответим на вышеперечисленные и многие другие вопросы.
На сегодняшний день это самая масштабная утечка данных, среди которых имена владельцев подставных компаний и офшорные налоговые гавани.
11,5 млн документов, которые принадлежали панамской юридической компании Mossack Fonseca и были получены от анонимного источника с псевдонимом «Джон Доу», опозорили богатых и знаменитых и привели к отставке мировых лидеров.
Одним из первых «пострадал» премьер-министр Исландии Сигмюндюр Гюннлёйгссон, которого заставили уйти с поста, когда стало известно, что у него и его жены есть офшорная компания, незадекларированная на момент вступления в должность.
Тогдашний премьер-министр Пакистана Наваз Шариф тоже в конечном итоге ушел в отставку из-за того, что он и члены его семьи были связаны с офшорными компаниями.
Президент Российской Федерации Владимир Путин оказался в центре политического скандала (хотя он отрицал свое отношение к офшорным счетам и назвал утечку попыткой запада ослабить позиции России в мире).
Государственные органы многих стран, в том числе Австралийское налоговое управление, немедленно начали расследования против потенциальных нарушителей.
Австралийское налоговое управление заявило, что на завершение расследований против отдельных лиц уйдут годы, тем временем, федеральные власти США уже вынесли несколько обвиненительных приговоров.
Борьба за прозрачность
Панамские документы привели к активизации мировой борьбы за прозрачность.
Международные корпорации выступают против повышения прозрачности, заявляя, что для начала политические лидеры должны дать определение термину «налоговая гавань».
С тех пор, как произошла утечка данных, Организация экономического сотрудничества и развития настойчиво рекомендует правительствам создать публичный реестр с именами владельцев незадекларированного капитала и банковских счетов.
Благодаря такому реестру, известному как «реестр бенефициаров», преступникам будет сложнее скрывать свою личность и намерения.
Глава Центра налоговой политики и администрирования ОЭСР Паскаль Сент-Аман сказал, что такой реестр — последний рубеж в борьбе с уклонением от уплаты налогов.
Идею создания реестра поддержала Лейбористская партия Австралии, о чем и заявляла во время предвыборной кампании. И бывшая министр по налогам и финансовым услугам Келли О’Дуайер сказала, что правительство рассмотрит этот вопрос.
В пресс-релизе в феврале 2017 года она сообщила, что правительство взяло на себя обязательство, и пообещала проконсультироваться с Казначейством о том, каким образом лучше решить обозначенную задачу.
Прошло более двух лет, но ситуация не изменилась.
Те, кому есть, что терять, прилагают все возможные усилия, чтобы свет на их сомнительные деловые операции так и не был пролит.
Несмотря на множество обращений в Казначейство в поддержку создания реестра, несмотря на соответствующее требование Комитета по теневой экономике при федеральном правительстве, несмотря на содействие государственных органов, в том числе Налогового управления и Комиссии по ценным бумагам и инвестициям, а также Отчетно-аналитического центра транзакций, правительство отложило создание реестра.
Похоже, лоббистам от бизнеса и желающим укрыться от налогов удалось убедить министров от Либеральной партии в том, что создание реестра влечет за собой множество бюрократических процедур.
Ответственной за выслушивание их жалоб и, в конечном итоге, проведение политики является заместитель министра по пенсионному обеспечению, финансовым услугам и технологиям Джейн Хьюм.
Пресс-секретарь госпожи Хьюм сказал: «Правительство стремится повысить уровень прозрачности в отношении информации, доступной для соответствующих органов власти о бенефициарах и контроле за компаниями … и взяло на себя обязательство создать центральный реестр».
Зачем создавать реестр бенефициаров?
Утечка информации таких масштабов, как в случае с Панамскими документами и документами с Райских островов, и разоблачители уровнял «Джона Доу», которые, рискуя своей жизнью, раскрывают правду, встречаются крайне редко.
Журналисты немецкой газеты Suddeutsche Zeitung, Бастин Обермайер и Фредерик Обермаер, которые получили первую партию документов, спровоцировавших расследование, подтвердили, насколько редкой является подобная информация.
Обермайер в следующем месяце прилетит в Австралию.
Вместе с журналистом газеты Australian Financial Review Нилом Ченоветом и бизнес-журналистом Нассимом Хадемом он поговорит о самой масштабной утечке в истории и последствиях.
Когда Обермайера спросили мнение о реестре бенефициаров, он ответил: «Действительно прозрачный реестр компаний должен считаться необходимым и даже естественным в демократическом обществе. Он не только позволит бороться с уклонением от уплаты налогов, но и поможет выявить тех, кто причастен к финансированию терроризма, контрабанде оружия, и разоблачить других преступников, использующих подставные компании, чтобы скрыть свой незаконный бизнес».
Обермайер добавил, что единственная причина не создавать реестр бенефициаров заключается в том, что «финансовое лоббирование сильнее, чем должно быть в нашем обществе».
В отчете ООН говорится о необходимости перемен
Госпоже Хьюм следует, пожалуй, ознакомиться с отчетом ООН, в котором говорится о соблюдении Австралией Конвенции ООН против коррупции.
Федеральному правительству рекомендуется улучшить методы борьбы с коррупцией и, среди прочего, создать реестр бенефициаров.
Марк Зирнсак, представитель Объединенной церкви Австралии в движении «За справедливое налогообложение», который внес свой вклад в подготовку отчета ООН и участвовал в расследованиях случаев уклонения от уплаты налогов, также призвал правительство к немедленному созданию реестра.
«Дальше тянуть нельзя», — сказал он. «Мы должны прекратить игры с подставными компаниями».
Господин Зирнсак сказал, что сейчас элементарно зарегистрировать подставную компанию с подставными директорами, используя вымышленное имя. И в Австралии используется этот способ, чтобы совершать мошенничества, уклоняться от налогов или отмывать деньги.
«Такая деятельность наносит непоправимый вред людям, сообществам и бизнесу, не только в Австралии, но и во всем мире», — добавил он. «Публичный реестр реальных владельцев компаний облегчит работу банков по выявлению преступных денег и сдаче их полиции».
На федеральное правительство оказывается давление, с тем чтобы оно как можно скорее создало публичный реестр бенефициаров, в котором раскрываются имена тех, кому есть что скрывать.