«Мировая экономика на сегодняшний день повторяет процессы, происходившие в 1930-х годах» — Morgan Stanley
Для того, чтобы избежать новой нисходящей спирали в мировой экономике, правительствам необходимо существенно активизировать свои налоговые действия.
Чтобы понять то, что происходит с сегодняшней мировой экономикой, нужно оглянуться на 80 лет назад.
Так же, как и в 1930 году, рост экономики в настоящее время тормозится за счет компаний, которые не желают инвестировать, падения инфляционных ожиданий и за счет правительств, не рискующих вводить новые эффективные фискальные стимулы.
Спусковым механизмом для текущего ухудшения ситуации стал финансовый кризис, который оставил после себя «похмелье» в виде задолженности и заемных средств на фоне ужесточения банковского регулирования, которое обостряют дефляционное давление. Это похоже на своего рода шок, который предшествовал спаду в 1930-х годах, по данным анализа экономистов Morgan Stanley, возглавляемыми уроженцем Гонконга Чета Ахиа.
«Мы считаем, что текущая макроэкономическая среда имеет ряд существенных сходств с процессами, происходящими в 1930-х годах, и этот опыт является особенно актуальным на сегодняшний день», пишут они. «Критическим сходством между 1930 и 2008 годами является то, что финансовый шок и относительно высокие уровни задолженности меняют отношение к риску в частном секторе бизнеса и заставляют компании пересматривать свой финансовый баланс.»
Как и тогда, конечный результат может ослабить экономику на длительный период и усилить инфляционные ожидания, с риском того, что эти процессы рискуют стать неуправляемыми. Опасность заключается в том, что центральные банки реагируют слишком быстро и спешат поднять процентные ставки, а правительства урезают расходы, вызывая еще более глубокий спад.
«В 1936-37 годах преждевременные и резкие темпы ужесточения политики привели ко второй волне кризиса в экономике США, что в свою очередь спровоцировало рецессию и дефляцию в 1938 году»,- пишут аналитики. «Точно так же, в текущем цикле, рост экономики восстановился, но политики продолжают ужесточать бюджетную политику, которая способствует замедлению темпов роста в последние несколько кварталов текущего года.»
Тем не менее, не каждая страна старается ужесточить политику, учитывая пессимизм глобального роста. Всемирный банк ранее в этом месяце снизил прогноз по росту мировой экономики с оглядкой на перекосы в финансировании в странах с развитой экономикой, включая США, в то время как экспортеры сырьевых товаров из развивающихся рынков изо всех сил пытаются приспособиться к низким ценам.
Мировой валовой внутренний продукт будет расти на 2,4 процента в этом году, что практически равно показателям 2015 года и на 2,9 процента ниже оценок, которые ожидались в январе.
Этот прогноз подпитывает дебаты о том, как на финансовый кризис реагирует политика. Одним из примеров этого является США, где решение Федерального Резервного Фонда о повышении процентных ставок, принятое в декабре, в первый раз за последние девять лет, вызвало шквал критики. Аналитики посчитали этот шаг слишком поспешным, учитывая смягчение прогноза по инфляции. Например, бывший министр финансов США Лоуренс Саммерс утверждает, что Федеральный Резервный Фонд не должен повышать процентные ставки до тех пор, пока не увидит значительного улучшения инфляционных ожиданий.
В то же время финансовые руководители ведущих мировых экономик обещали в феврале, что их правительства будут делать все возможное, чтобы стимулировать спрос в экономике. С тех пор, однако, это были только центральные банки, которые продолжали поддерживать рост ослаблением денежных потоков из Австралии в Европу.
Для того, чтобы избежать новой нисходящей спирали в мировой экономике, правительствам необходимо существенно активизировать свои налоговые действия, считают аналитики Morgan Stanley.
«Активизация фискальной политики, особенно в то время, когда денежно-кредитная политика по-прежнему является аккомодационной, может привести к началу благотворного цикла, где корпоративный сектор привлекает частные инвестиции, а также поддерживает создание новых рабочих мест и рост доходов».