Определения понятия бенефициар на Украине
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ
ПИСЬМО
31.10.2014 № 9033/7/99-99-10-02-02-17
Перевод с украинского.
Государственная фискальная служба Украины по результатам анализа решений Высшего административного суда Украины по вопросу применения пункта 103.3 статьи 103 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) в части определения термина «бенефициарный (фактический) получатель (собственник) дохода» сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 103.2 статьи 103 Кодекса лицо (налоговый агент) имеет право самостоятельно применить освобождение от налогообложения или сниженную ставку налога, предусмотренную соответствующим международным договором на время выплаты дохода нерезиденту, если такой нерезидент является бенефициарным (фактическим) получателем (собственником) дохода и является резидентом страны, с которой заключен международный договор Украины.
При этом бенефициарным (фактическим) получателем (собственником) дохода для целей применения сниженной ставки налога согласно правилам международного договора Украины к дивидендам, процентам, роялти, вознаграждениям и т.д. нерезидента, полученным из источников в Украине, считается лицо, имеющее право на получение таких доходов, и не может быть юридическое или физическое лицо, даже если такое лицо имеет право на получение дохода, но является агентом, номинальным держателем (номинальным собственником) или является только посредником в отношении такого дохода (пункт 103.3 статьи 103 Кодекса).
Указанные положения согласуются с предписаниями действующих договоров об избежании двойного налогообложения, в частности, применением в статьях 10 «Дивиденды», 11 «Проценты» и 12 «Роялти» таких договоров словосочетания «если получатель фактически имеет на них право».
В то же время юридическое определение термина «бенефициарный (фактический) получатель (собственник) дохода» как в Кодексе, так и в международных договорах отсутствует.
Высший административный суд Украины, при толковании указанного выше термина, в своем решении от 24.03.2014 г. № К/800/52155/13 исходит из того, что «фактический получатель дохода» не должен толковаться в узком, техническом смысле, его значение следует определять, исходя из цели, задач международных договоров об избежании двойного налогообложения, таких как «избежание уплаты налогов», и с учетом таких основных принципов как «предотвращение злоупотребления положениями договора». Для определения лица как фактического получателя дохода такое лицо должно владеть не только правом на получение дохода, но и, как следует из международной практики применения соглашений об избежании двойного налогообложения, должно быть лицом, которое определяет дальнейшую экономическую судьбу дохода.
Таким образом, Высший административный суд Украины фактически исходит из того, что для признания лица фактическим получателем дохода (бенефициарным собственником) необходимо не только наличие правовых оснований для непосредственного получения дохода, но и того, что такое лицо должно быть непосредственным выгодоприобретателем, то есть лицом, которое получает выгоду от дохода и определяет его дальнейшую экономическую судьбу. При определении фактического получателя дохода следует также учитывать выполняемые функции и возложенные на нерезидента риски.
Таким образом, предусмотренные международными договорами льготы по уплате налога не могут применяться в случае, если нерезидент действует как промежуточное звено в интересах другого лица, которое фактически получает выгоду от дохода. В частности, не могут применяться льготные ставки налога в случае, если доход (в рамках соглашения или серии соглашений) с источником их происхождения из Украины выплачивается таким образом, что нерезидент (промежуточное звено, которое имеет узкие, ограниченные полномочия в отношении дохода), который претендует на получение льготной ставки налога на доходы в виде роялти, дивидендов, процентов, выплачивает весь доход (его большую часть) другому нерезиденту, который не мог бы применять льготную ставку в случае, если бы такой доход выплачивался последнему.
Обязую довести настоящее письмо до сведения юридических и других заинтересованных подразделений для учета во время проведения контрольно-проверочных мероприятий, осуществления процедур административного обжалования и сопровождения дел в судах.
Директор
Департамента правовой работы
С. Миняйло