Офшорный комплаенс
Что такое комплаенс, как он применяется в области регистрации и администрирования безналоговых компаний.
Поводом для написания статьи послужили сборы за комплаенс при регистрации и продлении компаний в некоторых офшорных зонах. Эти дополнительные расходы стали применяться на Кипре, Сейшелах и БВО. По нашему мнению, их берут сервис-провайдеры, которых более всего коснулся кризис офшорного бизнеса, для компенсации уменьшения доходности.
Комплаенс, это приведение в соответствие к нормам законодательства, для противодействия рискам. Комплаенс направлен на противление коррупции, и незаконному бизнесу.
В области регистрации компаний, комплаенс подразумевает под собой верификацию бенефициара и соответствие деятельности компании законам страны регистрации офшора. Технически комплаенс состоит из сбора документов бенефициара для верификации и заполнении различных анкет и деклараций.
Говоря простым языком, комплаенс для регистрационного агента, это щит, на случай неприятностей, по вине клиентама. В контору агента может прийти полиция, по какой-то определенной компании, и если у регистрационного агента есть все документы, собранные при комплаенсе, то проблем не возникает. Агент регистрационный предоставляет все документы, которые он должен файлить по компании, и у полиции нет вопросов. Документов нет, то это уже нарушение, за которым могут пойти санкции для агента. Но на практике, приход полиции, это случаи единичные. Клиенту ведущему честный бизнес, нечего бояться.
В некоторых странах деятельность регистрационных агентов лицензируется. Обычно это государства, где регистрируются классические офшоры, как Белиз или Сейшелы. Нарушение требований комплаенса может повлечь за собой лишение лицензии.
Комплаенс соседствует и пересекается с такими понятиями как Знай Своего Клиента (KYC) и Противодействие Легализации Доходов, Полученных Преступным Путем (AML).
Рассмотрим требования по предоставлению документов по офшорным зонам, где мы чаще всего регистрируем компании
- Кипр. Нужно заполнить и подписать формы Должной осмотрительности (DUE DILIGENCE) для компании и на каждое физическое лицо будь он, директором, акционером, бенефициаром. Физическое лицо должно предоставить заверенную копию паспорта, подтверждение проживания, и справку из банка о наличии счета. Заключаются договора на обслуживание предприятия и о номинальном сервисе, если он есть. Все документы в оригиналы должны быть высланы на Кипр.
Кроме этого, бенефициар, если компания с номинальным сервисом, подписывает письмо без даты о назначении его директором. Бенефициара могут назначить директором, если бенефициар решит не закрывать компанию, а забросить ее. Тем самым номинальный директор перекладывает ответственность на бенефициара. Это говорит, только о том, что нельзя безответственно работать с кипрской компаний. - Великобритания. Все проще. Достаточно заверенной копии паспорта и подтверждения проживания.
- Сейшельские острова и Белиз. Нужна копия паспорта и подтверждение проживания. Но также клиент подписывает формы и декларации, сканированные копии которых отправляет регистрационному агенту.
- Британские Виргинские острова. Посложнее. Нужны в оригинале копии паспорта, подтверждение проживания и справки от банка, адвоката или бухгалтера. И подписать много деклараций, форм и анкет. Документы могут требовать не только при регистрации предприятия, то при ежегодном продлении ее.
Для любой офшорной зоны подготовить необходимые документы для грамотного клиента не составит труда. А высокие требования комплаенса указывают на то, предприятие бенефициар будет в компании таких же прозрачных, низкорискованных клиентов, как и он.
Сейчас наметилась интересная тенденция в области комплаенса для финтех компаний, который проводится через мобильное приложение. Клиент успевает за час сфотографировать необходимые документы, ответить на вопросы и пройти собеседование онлайн. Но о нем в следующей статье.