Об утверждении Положения о порядке осуществления банками анализа и проверки документов (информации) о финансовых операциях и их участников

Перевод с украинского.

ПРАВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

15.08.2016 № 369

Об утверждении Положения о порядке осуществления банками анализа и проверки документов (информации) о финансовых операциях и их участников

{С изменениями, внесенными согласно Постановлению Национального банка
№ 18 от 02.03.2017
№ 31 от 07.04.2017
№ 43 от 25.05.2017
№ 67 от 24.07.2017
№ 98 от 03.10.2017
№ 135 от 21.12.2017
№ 16 от 22.02.2018
№ 83 от 20.07.2018}
Согласно статьям 7, 15, 55, 56 Закона Украины «О Национальном банке Украины», статьям 48, 66, 67 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» Правление Национального банка Украины

ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Положение о порядке осуществления банками анализа и проверки документов (информации) о финансовых операциях и их участников, которое прилагается.
2. Департаменту финансового мониторинга (Береза И.В.) довести содержание настоящего Постановления до сведения банков Украины.
3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на и. о. заместителя Председателя Национального банка Украины Рожкову К.В.
4. Постановление вступает в силу с 1 сентября 2016 года.
Председатель В.А. Гонтарева
________________________________________
УТВЕРЖДЕНО

Постановление Правления
Национального банка Украины
15.08.2016 № 369

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке осуществления банками анализа и проверки документов (информации) о финансовых операциях и их участников

  1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законами Украины «О Национальном банке Украины», «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон о банках) с целью недопущения совершения банками рисковой деятельности, угрожающей интересам вкладчиков или других кредиторов банка (далее — рисковая деятельность) и повышения эффективности управления рисками.
    Требования настоящего Положения распространяются на банки, обособленные подразделения банков, филиалы иностранных банков (далее — банки).
  2. В настоящем Положении термины и понятия употребляются в следующих значениях:
    1) источники происхождения средств (активов) — документально подтвержденные [на основании официальных документов, их надлежащим образом заверенных копий или других источников, если такая информация является публичной (открытой)] сведения, которые дают возможность сделать обоснованный вывод о наличии достаточных финансовых возможностей клиента, соответствующих его финансовому состоянию и/или социальному статусу;
    2) экономическая целесообразность (смысл) финансовой операции — аргументированное обоснование, что такая финансовая операция направлена на достижение экономического результата, экономических или личных целей, которые не нарушают требования законодательства Украины или не направлены на такие нарушения;
    3) индикатор(ы) рисковой финансовой операции — установленный Национальным банком Украины (далее — Национальный банк) признак или совокупность признаков финансовых операций, участников финансовых операций и их намерений/действий, которые дают возможность выявлять рисковые финансовые операции;
    3-1) регистрационные действия по договору — регистрация в Национальном банке договоров/внесения изменений в регистрацию договоров, предусматривающих выполнение резидентами долговых обязательств перед нерезидентами по привлеченным от нерезидентов кредитам, займам в иностранной валюте (с учетом дополнительных договоров/соглашений, документов, касающихся реализации кредитного договора/договора займа и осуществления валютных операций по такому договору), согласно Положению о порядке получения резидентами кредитов, займов в иностранной валюте от нерезидентов и предоставления резидентами займов в иностранной валюте нерезидентам, утвержденному постановлением Правления Национального банка Украины от 17 июня 2004 года № 270, зарегистрированному в Министерстве юстиции Украины 15 июля 2004 под № 885/9484 (с изменениями) (далее — Положение № 270);
    {Пункт 2 дополнен новым подпунктом 3-1 согласно Постановлению Национального банка № 31 от 07.04.2017}
    4) рисковая финансовая операция — финансовая операция, которая содержит/может содержать признаки осуществления банком рисковой деятельности, угрожающей интересам вкладчиков или других кредиторов банка (далее — рисковая деятельность), в том числе для сокрытия реальных выгодоприобретателей, осуществление каких-либо действий, связанных со средствами, которые могут быть получены в результате совершения преступления, направленных на сокрытие источников происхождения указанных средств или содействие лицу, которое является соучастником в совершении преступления, являющегося источником происхождения указанных средств и пр.
    Другие термины, употребляемые в настоящем Положении, используются в значениях, определенных законами Украины и нормативно-правовыми актами Национального банка.
  3. Банк обязан обеспечить всесторонний анализ и проверку документов (информации) о финансовых операциях (намерения осуществления финансовых операций) клиентов банка или других лиц (в определенных законодательством случаях) и сведений об их участниках, которые являются основанием для:
    {Абзац первый пункта 3 с изменениями, внесенными согласно Постановлению Национального банка № 31 от 07.04.2017}
    1) покупки иностранной валюты с целью перечисления за пределы Украины;
    2) перечисления иностранной валюты за пределы Украины;
    3) перечисления средств в гривнах в пользу нерезидентов через корреспондентские счета банков-нерезидентов, открытые в банках;
    4) перечисления средств в пользу нерезидентов через филиалы банков, открытые на территории других государств;
    5) инициирования проведения регистрационных действий по договору;
    {Подпункт 5 пункта 3 в редакции Постановления Национального банка № 31 от 07.04.2017}
    6) зачисления средств в гривнах и иностранной валюте на инвестиционные счета, которые открываются нерезидентам-инвесторам в банках Украины, как возврат иностранной инвестиции и прибылей, доходов, других средств, полученных иностранным инвестором от инвестиционной деятельности в Украине и прд.
  4. Требования настоящего Положения не распространяются на операции, осуществляемые:
    {Абзац первый пункта 4 в редакции Постановления Национального банка № 43 от 25.05.2017; с изменениями, внесенными согласно Постановлению Национального банка № 67 от 24.07.2017}
    1) в пользу государства или под государственные гарантии;
    2) по кредитам, займам, привлекаемым согласно международным договорам Украины, согласие на обязательность которых дано Верховным Советом Украины, или от международных финансовых организаций, членом которых является Украина, или от международных финансовых организаций, по договорам с которыми Украина обязалась обеспечивать правовой режим, предоставляемый другим международным финансовым организациям;
    3) по проектам (программам) международной технической помощи, которые прошли государственную регистрацию;
    4) по проектам, которые осуществляются на основании соглашений между Украиной и Европейским Союзом, об участии Украины в международных программах Европейского Союза;
    5) по международно-техническим программам и проектам, зарегистрированным согласно частям пятой и шестой статьи 66 Закона Украины «О научной и научно-технической деятельности»;
    6) с использованием грантов от международных финансовых организаций, членом которых является Украина, в пользу юридического лица-резидента, финансирование которого осуществляется за счет таких грантов и в органах управления которого принимает участие Правительство Украины;
    7) с целью исполнения договоров, заключенных резидентами с международными финансовыми организациями, членом которых является Украина, и к договорам с международными финансовыми организациями, по которым Украина обязалась обеспечивать правовой режим, который предоставляется другим международным финансовым организациям или резидентам;
    8) с целью исполнения договоров, заключенных резидентами с юридическими лицами-нерезидентами, если какая-либо из сторон договора и/или соответствующей финансовой операции включена в список 2000 крупнейших публичных компаний мира (Forbes Global 2000) или является их дочерней или аффилированной компанией [кроме случаев, когда участником операции или конечным бенефициарным собственником (контроллером) участника сделки, или лицом, в пользу или в интересах которого проводится эта операция, является юридическое или физическое лицо, которое имеет местонахождение (зарегистрировано/постоянно проживает) в стране, которая признана Верховным Советом Украины государством-агрессором/государством-оккупантом];
    {Подпункт 8 пункта 4 с изменениями, внесенными согласно Постановлениям Национального банка № 67 от 24.07.2017, № 16 от 22.02.2018}
    9) с целью проведения расчетов между субъектами хозяйственной деятельности Украины и иностранными субъектами хозяйственной деятельности в рамках международных договоров Украины;
    10) на сумму, которая не превышает 150 000 гривен или не превышает сумму в иностранной валюте, банковских металлах, других активах, эквивалентную 150 000 гривен (за исключением случаев наличия признаков дробления совокупности связанных соответствующих финансовых операций) по официальному курсу гривни к иностранным валютам, установленному Национальным банком на дату осуществления операции;
    {Подпункт 10 пункта 4 в редакции Постановления Национального банка № 18 от 02.03.2017; с изменениями, внесенными согласно Постановлению Национального банка № 31 от 07.04.2017}
    11) на основании индивидуальных лицензий, выданных Национальным банком;
    {Пункт 4 дополнен новым подпунктом согласно Постановлению Национального банка № 43 от 25.05.2017}
    12) с целью возврата средств, полученных иностранными инвесторами от продажи листинговых ценных бумаг на фондовых биржах [кроме случаев, если участником операции или конечным бенефициарным собственником (контролером) участника операции, или лицом, в пользу или в интересах которого проводится эта операция, является юридическое или физическое лицо, которое имеет местонахождение (зарегистрировано/постоянно проживает) в стране, которая признана Верховным Советом Украины государством-агрессором/государством-оккупантом].
    {Пункт 4 дополнен новым подпунктом согласно Постановлению Национального банка № 43 от 25.05.2017; с изменениями, внесенными согласно Постановлению Национального банка № 67 от 24.07.2017}
  5. Анализ и проверка документов (информации) о финансовой операции (намерение осуществления финансовой операции) и ее участников (далее — анализ документов) осуществляются работниками банка, которые отвечают за функцию валютного контроля и/или другими работниками банка, на которых возложена обязанность проверки документов, которые предоставляются клиентами банка или другими лицами (в определенных законодательством случаях) до момента осуществления финансовой операции (намерения осуществления финансовой операции) с учетом требований законодательства Украины в сфере валютного регулировании и валютного контроля, с целью выявления рисковой финансовой операции, в частности, путем установления наличия индикатора(ов) рисковой финансовой операции, приведенных в приложении 1 (в том числе индикатора по собственному усмотрению банка) и приложении 2 к настоящему Положению, определение наличия или отсутствии признаков осуществления банком рисковой деятельности, наличия или отсутствия подозрений и оснований считать, что характер или последствия финансовых операций могут нести реальную или потенциальную опасность интересам вкладчиков или других кредиторов банка, и составление заключения согласно пунктам 12, 13 настоящего Положения.
    {Абзац первый пункта 5 с изменениями, внесенными согласно Постановлению Национального банка № 31 от 07.04.2017; в редакции Постановления Национального банка № 43 от 25.05.2017; с изменениями, внесенными согласно Постановлению Национального банка № 83 от 20.07.2018}
    Для проведения анализа документов и подготовки заключения также могут привлекаться работники других подразделений банка.
  6. Анализу подлежат документы, на основании которых должна осуществляться соответствующая финансовая операция, информация о клиенте и его деятельности, информация о других лицах (в определенных законодательством случаях), другая информации об участниках финансовой операции и их деятельности.
    {Абзац первый пункта 6 с изменениями, внесенными согласно Постановлению Национального банка № 31 от 07.04.2017}
    Анализ документов о финансовых операциях, указанных в пункте 3 настоящего Положения, и их участников по корреспондентскому счету (включая корреспондентские счета банков-нерезидентов в гривнях) осуществляется с учетом порядка ведения и использования такого счета.
    Во время осуществления анализа документов в определенных подпунктом 5 пункта 3 настоящего Положения случаях, если инициирование проведения регистрационных действий по договору осуществляется не по заявлению резидента-заемщика, банк должен учитывать требования подпунктов 2, 3 пункта 3 и пункта 5 главы 2 раздела I Положения № 270.
    {Пункт 6 дополнен новым абзацем согласно Постановлению Национального банка № 31 от 07.04.2017}
    При осуществлении анализа документов о финансовых операциях (намерения осуществления финансовых операций) банк должен оценивать и учитывать риски по географическому расположению государств (территорий) регистрации, места жительства или местонахождения участников финансовых операций на основании сформированного банком списка рисковых государств (территорий), который должен включать: государства (территории), отнесенные Кабинетом Министров Украины к перечню оффшорных зон; государства (территории), которые не выполняют или ненадлежащим образом выполняют рекомендации международных, межправительственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных противозаконным путем, или финансированием терроризма или финансированием распространения оружия массового уничтожения; государства (территории), которые имеют стратегические недостатки в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных противозаконным путем, или финансированием терроризма или финансированием распространения оружия массового уничтожения согласно заявлениям Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF); государства (территории), в отношении которых банк самостоятельно определил критерии рисков на основании информации, полученной из других источников.
    {Пункт 6 дополнен новым абзацем согласно Постановлению Национального банка № 16 от 22.02.2018}
  7. Анализ документов в случае выявления рисковой финансовой операции или наличия индикатора(ов) рисковой финансовой операции должен включать такие меры, в частности:
    {Абзац первый пункта 7 в редакции Постановления Национального банка № 43 от 25.05.2017}
    1) изучение сути и цели финансовой операции;
    2) установление соответствия/несоответствия сути финансовой операции содержанию деятельности ее участников;
    3) установление наличия/отсутствия экономической целесообразности (смысла) финансовой операции и/или других признаков осуществления рисковой деятельности;
    4) установление достаточности/недостаточности реальных финансовых возможностей проводить (инициировать) финансовую операцию на соответствующую сумму;
    5) изучение информации об участниках финансовой операции, их деятельности и деловой репутации;
    6) установление источников происхождения средств (активов), к которым, в частности, могут быть отнесены: заработная плата физического лица, доход, полученный от реализации продукции, оказанные услуги, выполненные работы, продажа имущества, получения наследства, приобретения права на клад;
    7) установление конечных бенефициарных собственников участников финансовой операции, в том числе отсутствие оснований считать, что они используют агентов, номинальных держателей (номинальных собственников) или посредников с целью сокрытия конечного(ых) бенефициарного (ых) собственника(ов) [контролера(ов)].
    {Подпункт 7 пункта 7 в редакции Постановления Национального банка № 43 от 25.05.2017}
  8. Если до осуществления финансовой операции (намерения осуществления финансовой операции) отсутсвуют необходимые для проведения анализа документы (сведения, в том числе размещенные в публичных источниках, в частности в сети Интернет) по такой финансовой операции, сведения о ее участниках или эти документы (сведения) не содержат достаточной информации о ней (них) и/или в случае выявления рисковой финансовой операции или наличии индикатора(ов) рисковой финансовой операции, то банк имеет право потребовать от клиента (представителя клиента) или других лиц (в определенных законодательством случаях) дополнительные документы (информацию), перечень которых приведен в приложениях 1, 2 к настоящему Положению (далее — дополнительные документы), в определенных банком объемах и сроки. Перечень дополнительных документов не является исчерпывающим и определяется банком с учетом сути и цели финансовой операции (намерений осуществления финансовой операции).
    {Пункт 8 с изменениями, внесенными согласно Постановлению Национального банка № 31 от 07.04.2017, № 43 от 25.05.2017}
  9. Банк должен убедиться в силе (действительности) предоставленных клиентом или другими лицами (в определенных законодательством случаях) документов и соответствии их оформления требованиям законодательства Украины. Копии документов, которые подаются в банки (в том числе копии, переведенные на украинский язык), заверяются подписью клиента (уполномоченного им лица) или, если это предусмотрено договором банковского счета — в электронном виде средствами программно-технического комплекса «клиент-банк», «клиент-Интернет-банк» и т.д. Если копии документов (в том числе копии, переведенные на украинский язык) подаются в банки другими лицами (в установленных законодательством случаях), то такие копии заверяются подписями этих лиц (уполномоченных ими лиц). В случае возможности проверки информации на основании публичных источников, в том числе в сети Интернет, дополнительное предоставление документов клиентами или другими лицами (в установленных законодательством случаях) для осуществления анализа не требуется.
    {Абзац первый пункта 9 в редакции Постановления Национального банка № 31 от 07.04.2017; с изменениями, внесенными согласно Постановлению Национального банка № 135 от 21.12.2017}
    Банк в заключении, предусмотренном пунктом 12 настоящего Положения, фиксирует результаты проверки информации на основании публичных источников, в том числе полученной из сети Интернет.
  10. В случае выявления рисковой финансовой операции или наличия индикатора(ов) рисковой финансовой операции банк до осуществления финансовой операции (намерения осуществления финансовой операции) обязан провести дополнительную проверку клиента или других лиц (в определенных законодательством случаях) и дополнительных документов, в том числе приведенных в приложении 1, 2 к настоящему Положению, в отношении других участников финансовой операции, включая их представителей и/или выгодоприобретателей, а также сути и цели финансовой операции для подтверждения или опровержения подозрения.
    {Пункт 10 с изменениями, внесенными согласно Постановлению Национального банка № 31 от 07.04.2017; в редакции Постановления Национального банка № 43 от 25.05.2017}
  11. Банк дополнительно может воспользоваться информацией из публичных источников или от других финансовых учреждений в отношении клиента или других лиц (в определенных законодательством случаях) и контрагента(ов), их учредителей (участников) и должностных лиц.
    {Пункт 11 с изменениями, внесенными согласно Постановлению Национального банка № 31 от 07.04.2017}
  12. Банк по результатам проведенного анализа документов в случае выявления рисковой финансовой операции или наличия индикатора(ов) рисковой финансовой операции (с учетом сведений, содержащихся в полученных банком дополнительных документах) до проведения финансовой операции (намерения осуществления финансовой операции) должен составить обоснованное заключение о:
    {Абзац первый пункта 12 в редакции Постановления Национального банка № 43 от 25.05.2017}
    принятие мер, определенных пунктом 7 настоящего Положения;
    результаты проведенного анализа, приведены в колонке 5 таблицы приложения 1, колонке 4 таблицы приложения 2 к настоящему Положению;
    отсутствие/наличие признаков осуществления банком рисковой деятельности;
    отсутствие/наличие оснований считать, что характер или последствия финансовых операций могут нести реальную или потенциальную угрозу интересам вкладчиков или других кредиторов банка;
    {Абзац пятый пункта 12 в редакции Постановления Национального банка № 43 от 25.05.2017}
    отсутствие/наличие подозрения (далее — заключение).
    Заключение может составляться по каждому договору (контракту) при условии осуществления анализа по каждой финансовой операции с учетом наличия/отсутствия изменений, которые происходят при проведении расчетов.
    {Абзац седьмой пункта 12 с изменениями, внесенными согласно Постановлению Национального банка № 31 от 07.04.2017}
    Заключение о недостаточности финансовой возможности проводить (инициировать проведение) финансовую(ой) операцию(и) на соответствующую сумму; отсутствие экономической целесообразности (смысла) финансовой операции и/или наличие признаков(а) осуществления банком рисковой деятельности; наличие подозрения; наличие оснований считать, что характер или последствия финансовых операций могут нести реальную или потенциальную опасность интересам вкладчиков или других кредиторов банка является основанием для отказа банком в осуществлении (намерении осуществления) финансовых операций клиента, в том числе в инициировании проведения регистрационных действий по договору.
    {Абзац восьмой пункта 12 с изменениями, внесенными согласно Постановлению Национального банка № 31 от 07.04.2017}
  13. Заключение заверяется подписями руководителей (работников, выполняющих их функции) подразделений, которые были привлечены для анализа документов, и сохраняется в течение сроков, определенных законодательством Украины.
  14. {Пункт 14 исключен на основании Постановления Национального банка № 83 от 20.07.2018}
  15. {Пункт 15 исключен на основании Постановления Национального банка № 98 от 03.10.2017}
  16. {Пункт 16 исключен на основании Постановления Национального банка № 83 от 20.07.2018}
  17. {Пункт 17 исключен на основании Постановления Национального банка № 83 от 20.07.2018}
  18. Банк обязан все принятые меры по осуществлению анализа документов о финансовой операции (намерении осуществления финансовой операции) и ее участниках подтверждать документально.
    Банк должен обеспечить обучение и повышение квалификации работников, отвечающих за функцию валютного контроля и/или других работников, на которых возложена обязанность анализа документов, с целью надлежащего выполнения последними требований настоящего Положения.
    Банк обязан по требованию Национального банка предоставить заключение и документы в отношении принятых мер по осуществлению анализа документов о финансовой операции (намерении осуществления финансовой операции) и ее участниках.
    {Абзац третий пункта 18 с изменениями, внесенными согласно Постановлению Национального банка № 83 от 20.07.2018}

Директор Департамента
финансового мониторинга
И.В. Береза

Приложение 1

к Положению о порядке осуществления
банками анализа и проверки документов
(информации) о финансовых операциях
и их участниках (пункт 5)

МЕРЫ
по проведению банками анализа и проверки документов (информации) о финансовых операциях и их участниках

Таблица

№ п/п № ин- ди- ка- то- ра Индикаторы рисковых финансовых операций Дополнительные документы (информация) по финансовым операциям, имеющим индикаторы Результаты проведения анализа документов (информации) о финансовой операции и ее учасниках
1 2 3 4 5
1 11 Объем финансовых операций не совпадает с объемом обычной деловой активности клиента 1) информация/ документы по определению финансового состояния клиента — юридического лица и физического лица — предпринимателя: финансовая отчетность клиента — юридического лица и физического лица — предпринимателя (при наличии), составленная в соответствии с требованиями законодательства Украины и полученная банком непосредственно от клиента (баланс, отчет о финансовых результатах, налоговая декларация, приложения к налоговой декларации, прочая финансовая отчетность), с отметкой соответствующего государственного органа Украины о ее получении/принятии;

2) информация/ документы по определению финансового состояния клиента — физического лица: декларация об имущественном состоянии и доходах с отметкой контролирующего органа Украины о ее получении (для налоговых резидентов Украины); декларация об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера /декларация лица, уполномоченного на выполнение функций государства или органа местного самоуправления, полученная, в частности, из Единого государственного реестра деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, который формируется и ведется национальным агентством по предупреждению коррупции; налоговая декларация (декларация о доходах) с отметкой контролирующего органа иностранного государства о получении (для нерезидентов Украины) (при наличии); справка Государственной фискальной службы Украины о сумме уплаченных налогов на доходы физического лица;

3) информация/ документы, подтверждающая (ие) собственные финансовые возможности, источники происхождения собственных средств и других активов лица, наличие, размещение и /или использования активов клиента, которые дают возможность проводить или инициировать проведение финансовой операции на соответствующую сумму. Информация/ документы должна/ должны подтверждать наличие экономической целесообразности (смысла) такой финансовой операции и отсутствие подозрения. В случае необходимости банк должен потребовать дополнительную(ые) информацию/ документы

1) установление сути и цели финансовой операции;

2) установление соответствия /несоответствия сути финансовой операции содержанию деятельности клиента;

3) установление наличия/ отсутствия экономической целесообразности (смысла) финансовой операции и наличия/отсутствия подозрения;

4) установление достаточности/ недостаточности финансовых возможностей клиента проводить (инициировать) финансовую операцию на соответствующую сумму;

5) осуществление проверки информации о клиенте, его деятельности и деловой репутации;

6) установление источников происхождения средств (активов) клиента и т.д.

2 12 Осуществление перечисления средств в иностранной валюте физическим лицом на сумму, превышающую эквивалент 150 000 гривен по официальному курсу гривни к иностранным валютам, установленному Национальным банком Украины на дату осуществления операции (кроме операций по оплате расходов на лечение в медицинских учреждениях другого государства; оплаты расходов на транспортировку больных, оплаты расходов, связанных со смертью граждан за рубежом (транспортные расходы и расходы на погребение); оплаты расходов на обучение исключительно для оплаты учебного процесса; перечисления средств, полученных в качестве оплаты труда нерезидентами в Украине; перечисления пенсий, алиментов; перечисления средств на сумму, не превышающую 50 000 долларов США, или на сумму, эквивалентную указанной сумме по официальному курсу Национального банка Украины на дату осуществления операции, которая осуществляется на основании приговоров, решений и постановлений судебных, следственных и других правоохранительных органов, а также с целью оплаты расходов иностранным судебным, следственным, нотариальным и другим уполномоченным органам (в том числе уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей);
3 21 Вид продукции/работы/ услуги/актива (в том числе ценных бумаг и корпоративных прав) не является характерным для обычной деятельности клиента; 1) документы и официальная информация, которые могут подтвердить соответствие сути и размера финансовой операции клиента содержанию деятельности клиента, а также содержанию деятельности контрагента

2) информация/ документы в отношении структуры собственности, конечных бенефициарных собственников (контролеров) и содержания деятельности клиента/ контрагента по финансовой операции. Информация/ документы должна/ должны подтверждать наличие экономической целесообразности (смысла) такой финансовой операции и отсутствие подозрения. В случае необходимости банк должен потребовать дополнительную(ые) информацию/ документы

1) установление сути и цели финансовой операции;
2) установление соответствия/ несоответствия сути финансовой операции содержанию деятельности ее участников;
3) установление наличия/ отсутствия экономической целесообразности (смысла) финансовой операции и наличия/ отсутствия подозрения;
4) установления достаточности/ недостаточности финансовых возможностей клиента проводить (инициировать) финансовую операцию на соответствующую сумму;
5) осуществление проверки информации об участниках финансовой операции, их деятельности и деловой репутации;
6) установление конечных бенефициарных собственников участников финансовой операции, в том числе отсутствия оснований считать, что они используют агентов, номинальных держателей (номинальных собственников) или посредников с целью сокрытия конечного(ых) бенефициарного (ых) собственника(ов) [контроллера (ов)];
7) установление источников происхождения средств (активов) клиента и т.д.
4 22 Несоответствие сути финансовых операций содержанию деятельности клиента/контрагента
5 23 Финансовые операции, экономическая целесообразность (смысл) которых отсутствует и/или не имеет очевидной законной цели»;
6 24 Несоответствие между стоимостью продукции/ работы/услуги/актива (в том числе ценных бумаг и корпоративных прав), заявленной в сделке/счете-фактуре/актах выполненных работ, и ее (его) справедливой рыночной цене, сложившейся на рынке идентичных, а при их отсутствии — однородной продукции/работы/услуги/ актива (в том числе ценных бумаг и корпоративных прав)
7 25 Финансовые операции по перечислению средств за пределы Украины с целью осуществления авансовых платежей (предварительной оплаты), связанные с имеющимися рисками невыполнения нерезидентом обязательств по поставке товаров по внешнеэкономическому договору, в частности, наличие нарушений нерезидентом законодательно установленных сроков расчетов, создания запутанных и/или искусственных условий осуществления платежей, наличие законодательных ограничений по ввозу товаров на территорию Украины и т.д.
8 31 По договору происходит/ осуществляется перечисление средств за пределы Украины в пользу третьей стороны 1) договоры, являющиеся основанием для осуществления финансовых операций [например, договор о замене сторон в обязательстве (при смене должника и/или кредитора), договор поручительства и т.д.], и документы, подтверждающие осуществление расчетов по указанным договорам;
2) информация/ документы в отношении структуры собственности, конечных бенефициарных собственников (контролеров) и содержания деятельности всех сторон указанных договоров;
3) документы, подтверждающие состояние расчетов (выполнение/ невыполнение клиентом обязательств по договору);
4) информация/ документы, подтверждающая(ие) источники происхождения средств, которые используются для осуществления финансовых операций;
5) информация/ документы, которая(ые) может(гут) подтвердить соответствие сути и размера финансовых операций клиента его финансовому состоянию и содержанию деятельности, а также содержанию деятельности контрагентов. Информация/ документы должна/ должны подтверждать наличие экономической целесообразности (смысла) такой финансовой операции и отсутствие подозрения. В случае необходимости банк должен потребовать дополнительную(ые) информацию/ документы
1) установление сути и цели финансовой операции;
2) установление соответствия/ несоответствия сути финансовой операции содержанию деятельности ее участников;
3) установление наличия/ отсутствия экономической целесообразности (смысла) финансовой операции и наличия/ отсутствия подозрения;
4) установление достаточности/ недостаточности финансовых возможностей клиента проводить (инициировать) финансовую операцию на соответствующую сумму;
5) осуществление проверки информации об участниках финансовой операции, их деятельности и деловой репутации;
6) установление источников происхождения средств (активов) клиента;
7) установление конечных бенефициарных собственников участников финансовой операции, в том числе отсутствия оснований считать, что они используют агентов, номинальных держателей (номинальных собственников) или посредников с целью сокрытия конечного(ых) бенефициарного(ых) собственника(ов) [контролера(ов)];
8) определение условий, оснований и экономической целесообразности, по которым осуществляется изменение сторон договора и т.д.
9 32 Финансовые операции по договору осуществляются: с испльзованием векселей; поручителем на основании договоров поручения; в пользу стороны, получившей права в результате уступки права требования в обязательстве; стороной, которая получила обязательство в результате перевода долга; с использованием зачета встречных однородных требований
10 33 Наличие соглашений/ дополнительных соглашений, предусматривающих поставку продукции на таможенную территорию других стран
11 34 Оплата штрафных санкций, в том числе по решению суда или мировому соглашению, возмещение убытков
12 41 Условия расчета по финансовой операции предполагают использование юридических лиц (компаний-оболочек), которые имеют признаки, указанные в рекомендациях Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), в частности о наличии непрозрачной структуры собственности 1) информация/ документы в отношении структуры собственности, конечных бенефициарных собственников (контролеров) и содержания деятельности клиента/ участника финансовой операции;
2) договоры доверительного управления (трастовые договоры, трастовые декларации)
3) информация/ документы, подтверждающая(ие) источники происхождения средств, используемых для осуществления финансовых операций;
4) информация/ документы, которая (ые) может(гут) подтвердить соответствие сути и размера финансовых операций клиента его финансовому состоянию и содержанию деятельности, а также содержанию деятельности контрагентов. Информация/ документы должна/ должны подтверждать наличие экономической целесообразности (смысла) такой финансовой операции и отсутствие подозрения. В случае необходимости банк должен потребовать дополнительную(ые) информацию/ документы
1) установление сути и цели финансовой операции;
2) установление соответствия/ несоответствия сути финансовой операции содержанию деятельности ее участников;
3) установление наличия/ отсутствия экономической целесообразности (смысла) финансовой операции и наличия/ отсутствия подозрения;
4) установление достаточности/ недостаточности финансовых возможностей клиента проводить (инициировать) финансовую операцию на соответствующую сумму;
5) осуществление проверки информации об участниках финансовой операции, их деятельности и деловой репутации;
6) установление конечных бенефициарных собственников участников финансовой операции, в том числе отсутствия оснований считать, что они используют агентов, номинальных держателей (номинальных собственников) или посредников с целью сокрытия конечного(ых) бенефициарного (ых) собственника(ов) [контролера(ов)];
7) установление источников происхождения средств (активов) клиента и т.д.
13 42 Участники финансовых операций имеют регистрацию, место жительства или местонахождение в государствах (на территориях), которые включены в сформированный банком список рисковых государств (территорий).
14 43 Банк контрагента по финансовой операции включенный Национальным банком Украины в перечень иностранных банков, которые используются клиентами банков Украины для осуществления финансовых операций, которые содержат/могут содержать признаки рисковых финансовых операций
15 51 Выполнение обязательств по импортным договорам (контрактам) по оплате фактически поставленной продукции на территорию Украины по таможенным декларациям, оформление которых было проведено до 01 января года, предшествующего моменту осуществления / намерению осуществления финансовой операции 1) информация/ документы, подтверждающая(ие) источники происхождения средств, полученных по основному виду деятельности;
2) финансовая отчетность на последнюю отчетную дату, которая подтверждает наличие кредиторской задолженности в финансовой отчетности клиента по импорту продукции, таможенное оформление которой было проведено больше чем за два года до даты платежа или намерения осуществления платежа, с отметкой соответствующего государственного органа Украины о ее получение/принятие;
3) информация/ документы в отношении структуры собственности, конечных бенефициарных собственников (контролеров) участников финансовой операции. Информация/ документы должна/ должны подтверждать наличие экономической целесообразности (смысла) такой финансовой операции и отсутствие подозрения. В случае необходимости банк должен потребовать дополнительную(ые) информацию/ документы
1) установление сути и цели финансовой операции;
2) установление соответствия/ несоответствия сути финансовой операции содержанию деятельности клиента;
3) установление наличия/ отсутствия экономической целесообразности (смысла) финансовой операции и наличия/ отсутствия подозрения;
4) установления достаточности/ недостаточности финансовых возможностей клиента проводить (инициировать) финансовую операцию на соответствующую сумму;
5) осуществления проверки информации о клиенте, его деятельности и деловой репутации;
6) установление источников происхождения средств (активов) клиента;
7) установление конечных бенефициарных собственников участников финансовой операции, в том числе отсутствия оснований считать, что они используют агентов, номинальных держателей (номинальных собственников) или посредников с целью сокрытия конечного(ых) бенефициарного(ых) собственника(ов) [контролера(ов)] и т.д.
16 61 Финансовая операция по возврату иностранному инвестору (далее — нерезидент) дивидендов 1) финансовую отчетность клиента — юридического лица, которая составлена в соответствии с требованиями законодательства Украины и получена банком непосредственно от клиента (баланс, отчет о финансовых результатах, налоговую декларацию, приложения к налоговой декларации, другую финансовую отчетность), с отметкой соответствующего государственного органа Украины о ее получении/ принятии;
2) информацию/ документы в отношении структуры собственности, конечных бенефициарных собственников (контролеров) клиента и лиц, владеющих 10 и более процентами уставного капитала клиента, который осуществляет выплату дивидендов;
3) документы, которые подтверждают факт уплаты налога на прибыль (доходы) нерезидента или являются основанием для освобождения (уменьшения) от налогообложения прибыли (доходов) нерезидента, которыми могут быть:
полученный от клиента и проанализированный банком пакет документов:
письменное уведомление клиента, содержащее наименование резидента, которым осуществляется в пользу нерезидента выплата доходов с источником их происхождения из Украины (наименование код налогоплательщика по ЕГРПОУ); полное название нерезидента, который получает доход; расчет сумм прибыли (доходов), начисленной (уплаченной) в пользу нерезидента с указанием периода, в котором выплачивался доход; сумм удержанного с них налога на прибыль (доходы) нерезидента или предоставленные нерезидентом документы в случае самостоятельного начисления и уплаты налога нерезидентом;
документальное подтверждение банка, осуществляющего обслуживание финансовой операции, об уплате налога на прибыль (доходы) нерезидента (платежное поручение, выписка, справка и т.д.) или подтверждение другого банка, через который уплачен налог на прибыль (доходы) нерезидента, полученное по электронной почте Национального банка Украины; предоставленная в соответствии с требованиями статьи 103 главы 10 раздела II Налогового кодекса Украины
надлежащим образом легализованная, переведенная в соответствии с законодательством Украины справка (или ее нотариально заверенная копия), подтверждающая, что нерезидент является резидентом страны, с которой заключен международный договор Украины об избежании двойного налогообложения [в случае освобождения (уменьшения) от налогообложения прибыли (доходов) нерезидента]
или
предоставленная клиентом справка об уплаченном нерезидентом в Украине налоге на прибыль (доходы) по форме, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 03.12.2012 № 1264 «Об утверждении Порядка выдачи справки об уплаченном нерезидентом в Украине налоге на прибыль (доходы) и формы этой справки», зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 24.12.2012 под № 2155/22467.
Информация/ документы должна/должны подтверждать наличие экономической целесообразности (смысла) такой финансовой операции и отсутствие подозрения. В случае необходимости банк должен потребовать дополнительную(ые) информацию/ документы
1) установление сути и цели финансовой операции;
2) установление соответствия/ несоответствия сути финансовой операции содержанию деятельности клиента;
3) установление наличия/ отсутствия экономической целесообразности (смысла) финансовой операции и наличия/отсутствия подозрения;
4) установление достаточности/ недостаточности финансовых возможностей клиента проводить (инициировать) финансовую операцию на соответствующую сумму;
5) осуществление проверки информации об участниках финансовой операции, их деятельности и деловой репутации;
6) установление источников происхождения средств (активов) клиента;
7) установление конечных бенефициарных собственников (контролеров) клиента и лиц, владеющих 10 и более процентами уставного капитала клиента, который осуществляет выплату дивидендов, в том числе отсутствия оснований считать, что они используют агентов, номинальных держателей (номинальных собственников) или посредников с целью сокрытия конечного(ых) бенефициарного(ых) собственника(ов) [контролера(ов)];
8) установление факта уплати налога на доход нерезидента с источником его происхождения в Украине или наличие основание для освобождения от налогообложения согласно  требованиям действующего законодательства Украини и т.д.
17 71 Финансовая операция по перечислению клиентом — постоянным представительством юридического лица-нерезидента на счет юридического лица-нерезидента, интересы которого представляет на территории Украины это представительство 1) информация/ документы, подтверждающая(ие) источники происхождения средств, которые используются для осуществления финансовых операций;
2) информация/ документы в отношении структуры собственности, конечных бенефициарных собственников (контролеров) и содержания деятельности участников финансовой операции;
3) информация/ документы, которая (ые) может(гут) подтвердить соответствие сути и размера финансовых операций клиента его финансовому состоянию и содержанию деятельности, а также содержанию деятельности контрагентов.
Информация/ документы должна/должны подтверждать наличие экономической целесообразности (смысла) такой финансовой операции и отсутствие подозрения. В случае необходимости банк должен потребовать дополнительную(ые) информацию/ документы
установление сути и цели финансовой операции;
2) установление соответствия/ несоответствия сути финансовой операции содержанию деятельности клиента;
3) установление наличия/ отсутствия экономической целесообразности (смысла) финансовой операции и наличия/ отсутствия подозрения;
4) установление достаточности/ недостаточности финансовых возможностей клиента проводить (инициировать) финансовуюоперацию на соответствующую сумму;
5) установление источников происхождения средств (активов) клиента;
6) установление конечных бенефициарных собственников участников финансовой операции, в том числе отсутствия оснований считать, что они используют агентов, номинальных держателей (номинальных собственников) или посредников с целью сокрытия конечного(ых) бенефициарного(ых) собственника(ов) [контролера(ов)] и т.д.
18 72 Финансовая операция по возврату иностранному инвестору средств, полученных от продажи корпоративных прав/ ценных бумаг
19 81 Наличие других признаков рисковой финансовой операции (по усмотрению банка) и предпосылок возможного осуществления уполномоченным банком (клиентами) рисковой деятельности 1) информация/ документы, которая(ые) может(гут) подтвердить соответствие сути и размера финансовых операций клиента его финансовому состоянию и содержанию деятельности, а также содержанию деятельности контрагентов;
2) прочая информация/ документы о финансовой операции и ее участников, в частности информация/ документы в отношении структуры собственности, конечных бенефициарных собственников (контролеров) участников финансовой операции.
Информация/ документы должна/должны подтверждать наличие экономической целесообразности (смысла) такой финансовой операции и отсутствие подозрения. В случае необходимости банк должен потребовать дополнительную(ые) информацию/документы
1) установление сути и цели финансовой операции;
2) установление соответствия/ несоответствия сути финансовой операции содержанию деятельности ее участников;
3) установление наличия/ отсутствия экономической целесообразности (смысла) финансовой операции и наличия/ отсутствия подозрения;
4) установление достаточности/ недостаточности финансовых возможностей клиента проводить (инициировать) финансовуюоперацию на соответствующую сумму;
5) осуществление проверки информации об участниках финансовой операции, их деятельности и деловой репутации;
6) установление источников происхождения средств (активов) клиента;
7) установление конечных бенефициарных собственников участников финансовой операции, в том числе отсутствия оснований считать, что они используют агентов, номинальных держателей (номинальных собственников) или посредников с целью сокрытия конечного(ых) бенефициарного(ых) собственника(ов) [контролера(ов)] и т.д.

{Приложение 1 с изменениями, внесенными согласно Постановлениям Национального банка № 18 от 02.03.2017, № 31 от 07.04.2017, № 43 от 25.05.2017, № 16 от 22.02.2018}

Приложение 2

к Положению о порядке осуществления
банками анализа и проверки документов
(информации) о финансовых операциях
и их участников (пункт 5)

МЕРЫ
по осуществлению банками анализа и проверки документов (информации) о намерениях осуществления финансовой операции

Таблица

№ п/п Индикаторы рисковых финансовых операций Дополнительные документы (информация) Результаты анализа документов (информации)
1 2 3 4
1 Участником финансовой операции является физическое лицо — публичный деятель, лицо, близкое или связанное с публичным деятелем 1) декларация об имущественном состоянии и доходах лица с отметкой контролирующего органа Украины о ее получении (для налоговых резидентов Украины) и/или;
2) декларация об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера/декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или органа местного самоуправления, полученной в частности из Единого государственного реестра деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, который формируется и ведется Национальным агентством по предупреждению коррупции, и/или;
3) налоговая декларация (декларации о доходах) с отметкой контролирующего органа иностранного государства о ее получении (для нерезидентов Украины) (при наличии) и/или;
4) справка Государственной фискальной службы Украины о сумме уплаченных налогов на доходы физического лица и/или;
5) прочая информация/документы, подтверждающие собственные финансовые возможности, источники происхождения собственных средств и других активов клиента, наличие, размещение и/или использования активов клиента, которые дают возможность осуществлять или инициировать осуществление финансовой операции на соответствующую сумму;
6) информация/документы в отношении структуры собственности, конечных бенефициарных собственников (контролеров) и содержания деятельности клиента/контрагента по финансовой операции. Информация/документы должны подтверждать наличие экономической целесообразности (смысла) такой финансовой операции и отсутствие подозрения. При необходимости банк должен потребовать дополнительную информацию/документы
1) установление сути и цели финансовой операции;
2) установление соответствия/несоответствия сути финансовой операции содержанию деятельности ее участников;
3) установление наличия/отсутствия экономической целесообразности (смысла) финансовой операции и наличия/отсутствия подозрения;
4) установление достаточности/ недостаточности финансовых возможностей клиента проводить (инициировать) финансовую операцию на соответствующую сумму;
5) осуществление проверки информации об участниках финансовой операции, их деятельности и деловой репутации;
6) установление конечных бенефициарных собственников участников финансовой операции, в том числе отсутствия оснований считать, что они используют агентов, номинальных держателей (номинальных собственников) или посредников с целью сокрытия конечного(ых) бенефициарного(ых) собственника(ов) [контролера(ов)];
7) установление источников происхождения средств (активов) клиента и т.д.
2 Заемщиком по кредитному договору/договору займа, сумма кредита/займа по которому превышает 500000 долларов США (эквивалент этой суммы в другой иностранной валюте по кросс-курсу, определенному согласно официальному курсу гривни к иностранным валютам, установленному Национальным банком Украины на день поступления в банк пакета документов), является резидент — физическое лицо
3 Смена заемщика/кредитора на другое лицо (вследствие перевода долга/уступки прав требования или правопреемства и т.д.) (в случае, если проведение регистрационных действий по договору инициирует заемщик) 1) договоры и/или другая информация/документы, являющиеся основанием для перевода долга/уступки прав требования или правопреемства и т.д.;
2) информация/документы, подтверждающие состояние расчетов по кредитному договору/договору займа и договору, который является основанием для перевода долга/уступки прав требования или правопреемства и т.д. (в день поступления в банк пакета документов);
3) информация/документы в отношении структуры собственности, конечных бенефициарных собственников (контролеров) и содержания деятельности первичного и нового заемщиков/первичного и нового кредиторов;
4) информация/документы, подтверждающая(ие) источники происхождения средств, которые будут использоваться для погашения кредита/займа (основной суммы, процентов и т.п.).
Информация/документы должны подтверждать наличие экономической целесообразности (смысла) такой финансовой операции и отсутствие подозрения. При необходимости банк должен потребовать дополнительную информацию/документы
1) установление сути и цели финансовой операции;
2) установление соответствия/несоответствия сути финансовой операции содержанию деятельности ее участников;
3) установление наличия/отсутствия экономической целесообразности (смысла) финансовой операции и наличия/отсутствия подозрения;
4) установление достаточности/ недостаточности финансовых возможностей клиента проводить (инициировать) финансовую операцию на соответствующую сумму;
5) осуществление проверки информации об участниках финансовой операции, их деятельности и деловой репутации;
6) установление конечных бенефициарных собственников участников финансовой операции, в том числе отсутствия оснований считать, что они используют агентов, номинальных держателей (номинальных собственников) или посредников с целью сокрытия конечного(ых) бенефициарного(ых) собственника(ов) [контролера(ов)];
7) установление источников происхождения средств (активов) клиента и т.д.
4 Первичная регистрация договора/договора займа была аннулирована (кроме случая аннулирования регистрации кредитного договора/договора займа в связи с неполучением резидентом-заемщиком кредита (полностью или частично) в течение 180 календарных дней начиная со следующего рабочего дня после дня регистрации договора) 1) информация/документы, подтверждающая(ие) состояние расчетов по кредитному договору/ договору займа (в день поступления в банк пакета документов);
2) информация/документы в отношении структуры собственности, конечных бенефициарных собственников (контролеров) и содержания деятельности участников финансовой операции по кредитному договору/договору займа;
3) информация/документы, подтверждающая(ие) источники происхождения средств, которые будут использоваться для погашения кредита/займа (основной суммы, процентов и т.д.).
Информация/документы должны подтверждать наличие экономической целесообразности (смысла) такой финансовой операции и отсутствие подозрения. При необходимости банк должен потребовать дополнительные документы
1) установление сути и цели финансовой операции;
2) установление соответствия/несоответствия сути финансовой операции содержанию деятельности ее участников;
3) установление наличия/отсутствия экономической целесообразности (смысла) финансовой операции и наличия/отсутствия подозрения;
4) установление достаточности/ недостаточности финансовых возможностей клиента проводить (инициировать) финансовую операцию на соответствующую сумму;
5) осуществление проверки информации об участниках финансовой операции, их деятельности и деловой репутации;
6) установление конечных бенефициарных собственников участников финансовой операции, в том числе отсутствия оснований считать, что они используют агентов, номинальных держателей (номинальных собственников) или посредников с целью сокрытия конечного(ых) бенефициарного(ых) собственника(ов) [контролера(ов)];
7) установление источников происхождения средств (активов) клиента и т.д.
5 Кредитным договором/ договором займа предусмотрено предоставление резиденту-заемщику кредита/займа путем оплаты нерезидентом-кредитором средств по обязательствам этого резидента перед нерезидентом-экспортером по внешнеэкономическому договору без зачисления этих денежных средств (суммы кредита/займа) на счет резидента в банке 1) договоры и/или другая информация/документы, которыми предусмотрено предоставление резиденту-заемщику кредита/займа путем оплаты нерезидентом-кредитором средств по обязательствам этого резидента перед нерезидентом-экспортером по внешнеэкономическому договору без зачисления этих денежных средств (суммы кредита/займа) на счет резидента в уполномоченном банке;
2) внешнеэкономический договор, согласно которому осуществляется оплата нерезидентом-кредитором средств по обязательствам резидента-заемщика перед нерезидентом-экспортером;
3) информация/ документы в отношении структуры собственности, конечных бенефициарных собственников (контролеров) и содержания деятельности нерезидента-кредитора и резидента-заемщика.
Информация/документы должны подтверждать наличие экономической целесообразности (смысла) такой финансовой операции и отсутствие подозрения. При необходимости банк должен потребовать дополнительную информацию/документы
1) установление сути и цели финансовой операции;
2) установление соответствия/несоответствия сути финансовой операции содержанию деятельности ее участников;
3) установление наличия/отсутствия экономической целесообразности (смысла) финансовой операции и наличия/отсутствия подозрения;
4) установление достаточности/ недостаточности финансовых возможностей клиента проводить (инициировать) финансовую операцию на соответствующую сумму;
5) осуществление проверки информации об участниках финансовой операции, их деятельности и деловой репутации;
6) установление конечных бенефициарных собственников участников финансовой операции, в том числе отсутствия оснований считать, что они используют агентов, номинальных держателей (номинальных собственников) или посредников с целью сокрытия конечного(ых) бенефициарного(ых) собственника(ов) [контролера(ов)];
7) установление источников происхождения средств (активов) клиента и т.д.
6 Уступка/передача уполномоченным банком — первичным кредитором нерезиденту — новому кредитору права требования по договору о получении резидентом-заемщиком, который не является банком, кредита в иностранной валюте (в случае если проведение регистрационных действий по договору инициирует уполномоченный банк — первичный кредитор или уполномоченный банк -первисний кредитор вместе с нерезидентом — новым кредитором 1) договоры и/или другая информация/документы, которые являются основанием для уступки/передачи права требования;
2) информация/документы, подтверждающая(ие) состояние расчетов по кредитному договору и договору об уступке/передаче права требования (в день поступления в банк пакета документов);
3) информация/документы в отношении структуры собственности, конечных бенефициарных собственников (контролеров) и содержания деятельности нерезидента — нового кредитора и резидента-заемщика;
4) информация/документы, предоставленные с целью обоснования источников происхождения средств, которые будут использоваться для погашения кредита (основной суммы, процентов и т.д.).
Информация/документы должны подтверждать наличие экономической целесообразности (смысла) такой финансовой операции и отсутствие подозрения. При необходимости банк должен потребовать дополнительные документы
1) установление сути и цели финансовой операции;
2) установление соответствия/несоответствия сути финансовой операции содержанию деятельности ее участников;
3) установление наличия/отсутствия экономической целесообразности (смысла) финансовой операции и наличия/отсутствия подозрения;
4) установление достаточности/ недостаточности финансовых возможностей клиента проводить (инициировать) финансовую операцию на соответствующую сумму;
5) осуществление проверки информации об участниках финансовой операции, их деятельности и деловой репутации;
6) установление конечных бенефициарных собственников участников финансовой операции, в том числе отсутствия оснований считать, что они используют агентов, номинальных держателей (номинальных собственников) или посредников с целью сокрытия конечного(ых) бенефициарного(ых) собственника(ов) [контролера(ов)];
7) установление источников происхождения средств (активов) клиента и т.д.
7 Уступка/передача резидентом — первичным кредитором, который не является банком, нерезиденту — новому кредитору права требования по договору о получении резидентом-заемщиком, который не является банком, денежных средств (суммы кредита/займа) в иностранной валюте 1) договоры и/или другая информация/документы, являющиеся основанием для уступки/передачи права требования или правопреемства и т.д.;
2) информация/документы, подтверждающая(ие) состояние расчетов по договорам о получении денежных средств (суммы кредита/займа) в иностранной валюте и договорам об уступке/передаче права требования (в день поступления в банк пакета документов);
3) информация/документы в отношении структуры собственности, конечных бенефициарных собственников (контролеров) и содержания деятельности резидента — первичного кредитора, нерезидента — нового кредитора и резидента-заемщика;
4) информация/документы, предоставленныу с целью подтверждения источников происхождения средств, которые будут использоваться для погашения кредита/займа (основной суммы, процентов и т.д.);
5) документы/информация, подтверждающая(ие) наличие реальных финансовых возможностей резидента — первичного кредитора для предоставления резиденту-заемщику денежных средств (суммы кредита/займа) в иностранной валюте.
Информация/документы должны подтверждать наличие экономической целесообразности (смысла) такой финансовой операции и отсутствие подозрения. При необходимости банк должен потребовать дополнительные документы
1) установление сути и цели финансовой операции;
2) установление соответствия/несоответствия сути финансовой операции содержанию деятельности ее участников;
3) установление наличия/отсутствия экономической целесообразности (смысла) финансовой операции и наличия/отсутствия подозрения;
4) установление достаточности/ недостаточности финансовых возможностей клиента проводить (инициировать) финансовую операцию на соответствующую сумму;
5) осуществление проверки информации об участниках финансовой операции, их деятельности и деловой репутации;
6) установление конечных бенефициарных собственников участников финансовой операции, в том числе отсутствия оснований считать, что они используют агентов, номинальных держателей (номинальных собственников) или посредников с целью сокрытия конечного(ых) бенефициарного(ых) собственника(ов) [контролера(ов)];
7) установление источников происхождения средств (активов) клиента и т.д.
8 Уступка/передача нерезидентом — первичным кредитором нерезиденту — новому кредитору права требования по кредитному договору/договору займа, заключенному с резидентом-заемщиком (в случае если проведение регистрационных действий по договору инициирует нерезидент — первичный кредитор вместе с нерезидентом — новым кредитором) 1) информация/документы, подтверждающая(ие) состояние расчетов по кредитному договору/договору займа и договорам, которые являются основанием для уступки/передачи права требования (в день поступления в банк пакета документов);
2) информация/документы в отношении структурысобственности, конечных бенефициарных собственников (контролеров) и содержания деятельности нерезидента — первичного кредитора и нерезидента — нового кредитора;
3) информация/документы, подтверждающая(ие) причины уступки/передачи нерезидентом — первичным кредитором нерезиденту — новому кредитору права требования и ожидаемый экономический результат для нерезидента — нового кредитора с учетом будущих поступлений в его пользу (источников происхождения средств, которые будут использоваться для расчетов по кредитному договору/договору займа). Информация/документы должны подтверждать наличие экономической целесообразности (смысла) такой финансовой операции и отсутствие подозрения. При необходимости банк должен потребовать дополнительные документы
1) установление сути и цели финансовой операции;
2) установление соответствия/несоответствия сути финансовой операции содержанию деятельности ее участников;
3) установление наличия/отсутствия экономической целесообразности (смысла) финансовой операции и наличия/отсутствия подозрения;
4) осуществление проверки информации об участниках финансовой операции, их деятельности и деловой репутации;
5) установление конечных бенефициарных собственников участников финансовой операции, в том числе отсутствия оснований считать, что они используют агентов, номинальных держателей (номинальных собственников) или посредников с целью сокрытия конечного(ых) бенефициарного(ых) собственника(ов) [контролера(ов)];
6) установление ожидаемого экономического результата для нерезидента — нового кредитора с учетом будущих поступлений в его пользу (источников происхождения средств, которые будут использоваться для расчетов по кредитному договору/ договору займа) и т.д.

{Приложение 2 с изменениями, внесенными согласно Постановлениям Национального банка № 31 от 07.04.2017, № 43 от 25.05.2017; № 83 от 20.07.2018}

Отправить комментарий