Зачем работать из дому, если можно работать с Барбадоса, Бермудских островов или… Эстонии?
Некоторые государства, хрупкая экономика которых зависит от туризма, стали предлагать иностранцам визы на срок от 6 месяцев с правом жить и работать в стране.
Ламина Нгобеха, школьного учителя из Уилмингтона, штат Делавэр, очень заинтересовал пост в социальных сетях о том, что можно год удаленно работать с Барбадоса.
«Моя школа вряд ли откроется для очных занятий раньше февраля 2021 года, а мне бы хотелось жить в более безопасной с точки зрения здоровья стране и получать удовольствие», – назвал он одну из причин для временного переезда. «Я обратился к руководству школы, оно поддержало мое решение».
Барбадос в середине июля сообщил об открытии программы Welcome Stamp. После еще несколько стран, начиная с Карибского региона и заканчивая Восточной Европой, разработали программы для удаленных сотрудников. В рамках программы либо открывается специальная виза, либо продлевается текущая с целью привлечь людей для временного переезда. Подобные визы предлагают также Эстония, Грузия и Бермудские острова.
Основная причина – резкое снижение числа туристов.
«Туризм – жизненная артерия нашей страны», – сказал Еуси Скит, директор по туризму Барбадоса в США. По данным Центрального банка Барбадоса, на туризм пришлось 14% ВВП страны в 2019 году. Остров посетило рекордное количество иностранных туристов – 712 тыс человек. Но в 2020 году количество туристов в апреле, мае и июне стремилось к нулю.
Скит считает, что новая программа для удаленных сотрудников должна поправить ситуацию. «За 12 месяцев люди смогут хорошо познакомиться со страной», – добавил он.
За первую неделю поступило свыше тысячи заявок, большей частью из США, Канады и Великобритании.
Заявку Ламина Нгобеха уже одобрили. Он планирует переехать в середине сентября.
Все внимание на цифровых кочевников.
Количество удаленных сотрудников начало расти еще до начала пандемии. Согласно данным исследования консультационной компании MBO Partners, количество независимых сотрудников в США, включая консультантов, фрилансеров и временных рабочих, составило в 2019 году 41 млн человек. Более 7 млн человек в США назвали себя в 2019 году «цифровыми кочевниками» (люди, которые ведут мобильный образ жизни, много путешествуют и работают удаленно).
Дэвид Кассар, управляющий директор компании MBO Partners, отмечает, что количество фрилансеров стремительно растет. «Мы ожидаем, что в ближайшие годы среди независимых сотрудников станет гораздо больше цифровых кочевников. Коронавирус стимулировал внедрение удаленной работы, и независимые сотрудники одними из первых воспользуются преимуществом мобильного и технологичного образа жизни», – прокомментировал он.
Многих в кочевническом образе жизни привлекают более низкие расходы на проживание
Мэгги Турански из Феникса сейчас живет в Грузии. Вместе с партнером она администрирует сайт The World Was Here First и арендует в Тбилиси квартиру в новом доме за 500 долларов в месяц. Они жили в ней во время пандемии.
«Нет ни одной западной страны, которая могла бы сравниться с Грузией», – рассказывает она. «Счета за коммунальные услуги редко превышают 50 долларов в месяц, интернет просто отличный. Грузия завораживает, здесь столько достопримечательностей. Мы буквально влюбились».
Ламин Нгобех рассказывает, что нашел вполне приличные трех- и пятикомнатные апартаменты по цене от 500 до 1500 долларов.
Американка Аманда Колбай работает онлайн бизнес-коучем из Малайзии. За последние два года она сменила шесть стран, среди них Таиланд, Вьетнам, Индонезия, Катар и Тайвань.
«В обозримом будущем я не планирую возвращаться в США», – рассказывает она. «Планирую вести бизнес в другой стране, в Эстонии или на Барбадосе, или на Бермудских островах, чтобы поближе к дому».
Условия получения разрешения на длительное проживание.
Некоторые условия для получения разрешения на длительное проживание иностранным гражданам совпадают.
Все страны требуют подтверждение медицинской страховки и отрицательный тест на коронавирус (до прибытия, после прибытия или оба). Некоторые из них берут деньги за подачу заявки и просят предоставить документальное подтверждение ежемесячной зарплаты вместе с банковскими выписками.
В случае с Барбадосом потенциальным удаленным работникам необходимо заполнить анкету онлайн и приложить фотографии. Им также следует подтвердить факт трудоустройства и доход не менее 50 тыс долларов в год на время пребывания на острове. Сбор за обработку заявки в размере 2000 долларов платится только после ее одобрения. Семьи платят 3000 долларов независимо от количества человек.
Участие в программе на получение разрешения на проживание на Бермудских островах (объявлена 1 августа 2020 года) стоит 263 доллара.
Премьер-министр Бермудских остовов Эдвард Дэвид Берт сообщил, что в законодательство не нужно вносить никаких изменений, потому что государство и раньше выдавало разрешения на проживание. Его следует лишь расширить. «Такие действия помогут реанимировать туристическую отрасль», – добавил он. «Можно организовать либо 52 недельных тура, либо один продолжительностью в 52 недели, итог один – поддержка экономики страны».
В 2019 году доход от туризма на Бермудах составил 419 млн долларов. Острова посетили свыше 808 тыс человек (рекордное число туристов). Не удивительно, что из-за пандемии показатели значительно ухудшились. В первом квартале 2020 года расходы на туризм составили 19,8 млн долларов в сравнении с 32 млн долларов в предыдущем году, а количество приезжающих снизилось почти на 44%.
«В апреле, мае и июне туристов почти не было», – отметил Гленн Джонс, временно исполняющий обязанности директора Управления по туризму Бермудских островов. «Данные основаны на количестве авиарейсов. В июле 2020 года количество воздушных перевозок составило всего 10% от того, что было в июле прошлого года. В августе цифра поднимется до 20%».
За первые несколько дней после запуска программы Бермудские острова получили 69 заявок.
В отличие от Барбадоса, на Бермудских островах не требуется подтверждение минимального ежемесячного дохода.
Новая программа по выдаче виз цифровым кочевникам в Эстонии, которая была запущена 1 августа, является расширенной версией программы виртуального резидентства eResidency. Она позволит легально жить и удаленно работать в стране до 12 месяцев. Стоимость подачи заявки – 125 долларов, кандидаты должны будут подтвердить зарплату размером не менее 4150 долларов в месяц. Однако американцам придется набраться терпения, потому что им запрещен въезд по программе в Эстонию, которая соблюдает нормы Евросоюза.
«Если страна начинает предлагать визы для удаленных сотрудников, значит, она сильно зависит от туристической отрасли», – заявил Отт Ваттер, директор программы eResidency в Эстонии. «Эстония не зависит от туристического сектора, но люди осознают потенциал и потребность в таком предложении. В связи с пандемией потребность возросла».
В 2019 году на туризм пришлось 8% ВВП Эстонии. По прогнозам Министерства внутренних дел, доход от туристической отрасли в 2020 году снизится более чем на 50% в сравнении с 2019 годом.
Грузинская программа «Работай из Грузии» позволяет жить и работать в стране до полугода. Как и Бермудские острова, Грузия не требует подтверждение минимального ежемесячного дохода, но при этом кандидаты должны показать, что у них достаточно средств.
Диана Жгенти, генеральный консул Грузии в Нью-Йорке, рассказывает, что жестких финансовых ограничений для удаленных работников нет, однако программа доступна для граждан из 95 стран, имеющих право безвизового въезда в Грузию. Сотрудники, въезжающие в страну на долгий срок, должны пройти 14-дневный карантин за свой счет.
Такой образ жизни подходит не всем.
Невилл Мехра из Вашингтона, округ Колумбия, уволился из корпорации в 2017 году и с тех пор работает над разработкой digital-стратегий через свою компанию Nampora. Он сейчас живет и работает в Валенсии, Испания, а до этого жил более чем в 50 странах, включая Грузию, куда планирует вернуться в рамках новой программы «Работай из Грузии».
«Со временем фрилансеры-кочевники начали задаваться вопросом, где качество жизни лучше, а не где найти работу», – рассказывает он. «Суть не в том, чтобы приехать в страну и забрать работу у местного жителя, а в том чтобы позволить себе более высокий уровень жизни за счет более сильной валюты».
Работать удаленно могут те, кому кроме ноутбука и интернета ничего не нужно, у остальных специалистов могут возникнуть трудности.
Дэвид Кассар говорит, что удаленная работа и проживание в другой стране сопряжены с определенными рисками. «Если я езжу по стране даже как сотрудник компании, то, возможно, мне не компенсируют расходы», – рассуждает он. «Если же я считаюсь независимым сотрудником в США, статус фрилансера с LLC может не признаваться другими странами».
Язык – дополнительный барьер. Кетеван Буадзе, соучредитель грузинской юридической фирмы BSH, которая работает с иммигрантами и удаленными сотрудниками, утверждает, что страна очень дружелюбно настроена к иностранцам, но добавляет, что «на английском говорит только молодежь, более зрелое поколение – нет».
Дополнительные сложности могут возникать у семей с детьми. У семей, которые хотят, чтобы их дети учились удаленно, могут быть проблемы из-за разницы в часовых поясах. Они могут столкнуться с ограничениями, даже если решат учить детей в местных школах. На Бермудских островах и в Эстонии не все школы открыты для иностранцев. «Дети из иностранных семей не могут учиться в государственных школах, им доступны только частные», – отметил премьер-министр Бермудских островов. В Эстонии есть несколько школ для иностранных детей, например, Tallinn European School и International School of Estonia (обе платные).
Но иногда вопрос о том, стоит ли временно переезжать, сводится к безопасности.
Сейди Миллард, жительница Нью-Йорка, живет на Бермудах с начала пандемии и планирует подавать заявку на получение визы, т.к. брокерская фирма, в которой она работает, все еще закрыта. «Стоимость жизни здесь немногим отличается от Нью-Йорка, но я чувствую себя в большей безопасности. Единственное, не могу привыкнуть ездить по другой стороне дороги».