Водители Uber являются сотрудниками компании, постановил нидерландский суд
Компания Uber проиграла еще одно судебное разбирательство в Европе из-за статуса занятости водителей: Суд Амстердама вынес решение, что водители Uber являются сотрудниками компании, а не самозанятыми подрядчиками.
Суд также постановил, что на водителей распространяется действующее в стране коллективное трудовое соглашение, которое относится к водителям такси. Это означает, что расходы компании возрастут – соглашение устанавливает определенные требования к оплате и предусматривает такие социальные выплаты, как пособие по болезни. (Кроме того, компании в некоторых случаях, возможно, придется заплатить водителям зарплату за предыдущий период).
Судебные издержки в размере 50 тыс евро также легли на Uber.
На платформе гиганта в столице Нидерландов работает около 4000 водителей.
Суд Амстердама отклонил часто используемое возражение о том, что Uber – всего лишь технологическая платформа, которая связывает пассажиров с поставщиками услуг такси, и установил, что водители являются самозанятыми «только на бумаге».
Судьи подчеркнули характер услуги, предоставляемой водителями, и тот факт, что Uber осуществляет контроль над тем, как они могут работать и зарабатывать с помощью приложения и алгоритмов.
Верховный суд Европы еще в 2017 году определил, что компания Uber является поставщиком транспортных услуг и должна соблюдать местные законы о транспорте.
В Нидерландах иск против компании в прошлом году подала национальная профсоюзная организация FNV, а слушания начались в конце июня.
После вынесения решения вице-президент FNV Закария Буфангача заявил: «Суд подтвердил то, что мы повторяли годами: Uber является работодателем, а водители – сотрудниками, и потому компания должна выполнять требования коллективного трудового соглашения, которое относится к водителям такси. Это также посыл для международного суда в Гааге. Подобные конструкции нелегальны. Необходимо следить за соблюдением закона».
Известно, что компания намерена подавать апелляцию и «не планирует нанимать водителей в Нидерландах».
Представитель компании сообщил: «Для водителей, которые используют приложение, ничего не изменится. Мы подаем апелляцию».
Мауритс Шенфельд, генеральный директор Uber в Северной Европе, добавил: «Мы разочарованы таким решением, потому что знаем – подавляющее большинство водителей хотят сохранить независимость. Они не желают отказываться от свободы, чтобы выбирать, нужно ли работать, где и когда. И чтобы защитить интересы водителей, мы подадим апелляцию против решения суда и будем усовершенствовать работу платформы в Нидерландах».
В Великобритании в течение нескольких лет компания Uber проиграла несколько судебных процессов по классификации занятости, а затем в феврале текущего года потерпела поражение в суде высшей инстанции.
В результате компания заявила, что будет относиться к водителям в Великобритании как к сотрудникам, но споры не утихают (касательно определения рабочего времени). Более того, в мае представители Uber согласились признать британский профсоюз.
Но в остальных странах Европы компания продолжает бороться с исками о трудоустройстве и лоббировать законодателей Европейского Союза с целью дерегулирования работы платформы…
Евросоюз отметил, что ищет способы улучшить работу платформы. На сегодняшний день, однако, непонятно, как будет выглядеть пан-европейская «реформа».
Джил Тох, исследователь прав доступа к данным, доктор философии из Амстердамского университета, так прокомментировала решение суда Амстердама:
«Цифровые трудовые платформы явно обеспокоены, о чем свидетельствует интенсивное вложение средств в лоббирование на уровне ЕС. Такие компании, включая Uber, объединили усилия и создали новую лобистскую группу, цель которой – повлиять на политику, регулирующую работу платформ.
Мы были свидетелями того, как Uber продавил изменение законов в ходе кампании Prop 22 в Калифорнии, и теперь в Европе вместе с другими компаниями стремится повторить сделанное. Печально, что Комиссия во время двух консультаций по регулированию рабочих платформ общалась только с технологическими компаниями и не проводила встреч с профсоюзами или другими представителями тех, кто работает на платформах.
Все это невероятно проблематично и вызывает беспокойство, особенно если консультации ЕС приведут к принятию директивы о работе платформ». «В целом, победы в судах важны для рабочих, но остается проблема корпоративной власти и влияния в Брюсселе, а также отсутствия публичного исполнения данных судебных решений», – добавила она.
Второй раунд консультаций Еврокомиссии касательно улучшения условий труда для людей, которые работают через цифровые платформы, закончился 15 сентября.
Пресс-секретарь Еврокомиссии сказала, что предложение будет сделано до конца текущего года.
«Второй раунд консультаций проводился для того, чтобы собрать мнение социальных партнеров о том, как обеспечить достойные условия труда, а также поддержать устойчивый рост цифровых платформ по всему Евросоюзу. В этом контексте мы спрашивали социальных партнеров о том, что должна включать в себя инициатива на уровне ЕС, среди прочего в таких областях как классификация занятости и доступ к трудовым правам и правам на социальную защиту».
Пресс-секретарь добавила также, что Комиссия внимательно следит за развитием событий в государствах-членах ЕС и и учитывает их в своей аналитической работе.