Как США стали центром мировой клептократии
США стали главным винтиком в машине современной мировой клептократии. Но началось это не с Трампа.
Критики президента Дональда Трампа часто используют слово «клептократия», чтобы описать его стиль руководства, администрацию и влияние на американскую политику в целом.
До 2016 года — когда избрание Трампа и его пребывание на посту президента перевернули либерально-демократический проект Америки с ног на голову — слово, которое буквально значит «правление воров», чаще всего использовалось только в академических кругах и в контексте международной политики.
Благодаря стилю руководства Трампа слово «клептократия» пользуется беспрецедентной популярностью.
Несложно понять почему. Как в 2017 году заявил Зак Бошан, корреспондент Vox, «клептократические инстинкты Трампа» имеют много общего с постсоветскими диктаторами и авторитарными лидерами других стран. Все начинается с коррупции, построенной на принципе семейственности, и заканчивается его стремлением использовать против оппонента все доступные рычаги давления (видно по ситуации, где он заставляет иностранное правительство собирать сведения о политическом оппоненте).
Это, конечно, правда: Ни для кого не секрет, что Трамп не приемлет либерализма и способствует распространению коррупции, где это только возможно.
Но его администрация — кульминационный момент, отражающий многолетний путь США к тому, чтобы стать центром современной клептократии. США стали крупнейшим в мире офшорным центром, где ворам и преступникам позволено отмывать и прятать незаконно полученные доходы, деньги, которые были украдены из национальных сокровищниц и у уязвимых слоев населения других стран.
Для деспотов и их семей, торговцев людьми и оружием нет лучшего друга и товарища, чем США, по крайней мере, когда дело доходит до сокрытия финансов от посторонних глаз, как дома, так и за рубежом.
Да, США стали главным винтиком в машине современной мировой клептократии, которая способствует процветанию авторитарных режимов и ставит под угрозу демократический эксперимент Америки.
Как США стали гроссмейстерами теневой игры
Не Панама и не Каймановы острова являются крупнейшим поставщиком подставных компаний. Не Швейцария, которая ратует за финансовую тайну, и не традиционный офшор типа Багамских островов.
Это Делавэр. И основная причина — федерализм.
Благодаря федеральной структуре США, регистрация компании контролируется на уровне штата, а не в Вашингтоне.
И начинающему диктатору, который хочет отмыть какую-то сумму денег, не нужно обращаться к федеральным чиновникам в Вашингтоне. Лучше обратиться за помощью к чиновникам в Довере, Шайенне или Рино, чтобы зарегистрировать подставные компании и прогнать через них незаконные средства.
И эти штаты в полной мере воспользовались своим преимуществом. Поскольку в США нет законов, требующих, чтобы подставные компании устанавливали личность реальных владельцев, известных как «бенефициары», американские штаты даже не пытались выяснить, кто стоит за подставными компаниями, которые появляются по стране как грибы после дождя.
В конце концов, эти штаты и их избиратели зарабатывают деньги — согласно статистике Делавэр зарабатывает порядка 1,3 млрд долларов в год на регистрации компаний. Потому-то, когда, скажем, торговец людьми или экстремистская группировка регистрируют компанию в Уилмингтоне, Ларами или Карсон-Сити, у них не возникает не малейшего желания выяснить, кто за ней стоит.
Неудивительно, что индустрия по регистрации анонимных компаний приносит этим штатам колоссальную прибыль. Для Делавэра, который первым решил ориентироваться на коррумпированных чиновников как на потенциальных клиентов, заинтересованных в регистрации подставных компаний, доход от подобной деятельности по-прежнему составляет четверть всего годового бюджета.
Невада, которая в начале 90-х активно позиционировала себя как «Делавэр на западе», напрямую связала регистрацию компаний с финансированием зарплат учителей. Штат Вайоминг, который изобрел компании LLC в 1977 году, с радостью способствует процветанию подставных компаний и зарабатывает на этом миллионы долларов для бюджета — еще один маленький штат, страстно желающий принять участие в «гонке по нисходящей».
Все, что вам нужно, — это 15 минут, немного денег (Делавэр предлагает пакетные услуги за 100 долл), плюс стремление скрыть свою личность, и, вуаля, анонимная американская компания у вас в кармане. Проще, чем зарегистрироваться в библиотеке.
И разве можно найти лучший способ купить недвижимость в Америке, чем через подставную американскую компанию? Анонимность гарантируется и допускается почти всеми американскими штатами.
Преступники и коррупционеры всего мира приняли информацию к сведению. «Торговец смертью», Виктор Бут, один из крупнейших торговцев оружием, пользовался анонимными американскими компаниями для контрабанды ракет и ракетных пусковых установок мятежникам в Колумбии.
Бывший премьер-министр Украины, Павел Лазаренко, который одно время был в списке самых коррумпированных лидеров мира наряду с индонезийским диктатором Сухарто и Слободаном Милошевичем, обвиненным в геноциде сербского народа, использовал сеть подставных компаний в Вайоминге, чтобы грабить Украину.
Даже сага об импичменте в США в значительной степени зависит от подставных делавэрских компаний, которые использовали украинские союзники Джулиани для вливания иностранных средств в американские выборы.
Для военных и других диктаторов, преступников нет лучшего подарка, чем анонимная американская компания.
Конечно, другие офшорные зоны — Каймановы острова или Остров Мэн, Панама или Сент-Китс и Невис — развили свои отрасли по продаже анонимных компаний. (И многие из них, как бы удивительно это не звучало, использовали американскую модель в качестве примера).
Но что США отличает от них, так это масштаб операций. Согласно последней проверке, ежегодно в США регистрируется около 2 млн компаний, больше, чем в любой другой стране или юрисдикции.
Офшорный центр, США
И все же было бы слишком легкомысленно причислять США к офшорным юрисдикциям только из-за этих штатов. Вашингтону не удалось заработать (или побороть) на анонимных компаниях, которых становится все больше по стране, но Конгресс недавно придумал еще один способ подружиться с коррумпированными чиновниками — налоги.
В частности, одну налоговую лазейку, которая, однако, настолько большая, что способна вместить всех аферистов, мошенников и преступников.
Последнее десятилетие СМИ пестрели громкими заголовками о том, как США облагают непомерными налогами иностранные банки, которые активно участвуют в отмывании денег, закручивают гайки офшорным юрисдикциям типа Швейцарии, а в это время в самой Америке проходили другие, менее заметные изменения.
В конце концов, нужно найти новый дом для всех тех грязных денег, за которыми США охотились в Латвии, Эстонии, Германии. Что если это будет Америка?
Если учесть предыдущую роль США как лидера в борьбе с коррупцией (благодаря Закону о коррупции за рубежом), может показаться нелогичным, что они открывают двери для потока незаконных денег. Но США выбрали объектом своей атаки грязные деньги и тех, кто участвует в их потоке, за рубежом, и в то же время пересмотрели свое законодательство о раскрытии финансовой информации, чтобы постараться привлечь эти деньги и превратиться в огромный офшорный центр.
С технической точки зрения, такой феномен не нов: В 1984 году журнал Time назвал США «самой крупной и, возможно, самой привлекательной налоговой гаванью в мире». Британская организация Tax Justice Network, которая борется с офшорной деятельностью, смогла проследить превращение США в секретный финансовый центр еще с начала 20 века.
Но самым волнующим событием стало принятие в 2010 году, при администрации Обамы, Закона о налоговой отчетности по зарубежным счетам (FATCA). Этот закон почти утвердил США в роли огромного магнита для нечистых денег.
На первый взгляд, он представляет собой основополагающий многосторонний подход к финансовой прозрачности. Некоторые союзники США уже ввели так называемый Стандарт единой отчетности, который позволяет обмениваться информацией по гражданам, открывающим банковские счета в других странах. По заявлениям администрации Обамы, FATCA обеспечил такой же результат, потому США не пришлось подключаться к Стандарту единой отчетности.
Но есть одна неувязка: Закон обязал другие страны раскрывать информацию об американцах, имеющих счета за рубежом, при этом США не должны ни с юридической, ни с какой другой позиции делиться информацией об иностранных гражданах, имеющих счета в Америке. Теперь США могут получать детальную информацию об американцах со счетами в зарубежных банках, но сам Вашингтон делиться данными не намерен.
Борцам за финансовую прозрачность не понадобилось много времени, чтобы осознать случившееся и спрогнозировать, куда потекут грязные деньги.
«Независимый подход Вашингтона наносит непоправимый удар по усилиям международного сообщества», — говорится в одном отчете о финансовой прозрачности, что приведет к «катастрофическим последствиям». Подводя итоги 2016 года, когда Трампа еще не было в Белом доме, агентство Bloomberg назвало США «ведущим секретным офшорным центром для богатых иностранцев». В некоторых источниках США называли «новой Швейцарией».
Неудивительно, что организация Tax Justice Network, которая назвала Закон о налоговой отчетности по зарубежным счетам «почти бесполезным», поставила США на второе место после Швейцарии по индексу финансовой секретности. Представители организации написали, что благодаря вышеупомянутому закону обороты на американском рынке офшорных финансовых услуг составляют 75% от глобальных.
Обратная реакция
Превращение США в ведущий офшорный центр (согласно статистике офшорный рынок в США насчитывает 800 млрд долларов, а то и больше) — это результат осознанных и целенаправленных действий политиков по всей стране.
Конечно, администрация Трампа окончательно закрепила за США роль пионера в мире офшоров (и помогла в процессе избавиться от антикоррупционных механизмов). Но Трамп уже унаследовал страну, которая захлебывалась от незаконных финансов, ворованных средств и пропитанных кровью денег, украденных авторитарными и деспотичными правительствами и группировками в разных странах мира.
Когда речь заходит о том, что США являются огромной машиной по отмыванию денег, то следует отметить, что администрация Трампа просто продолжила заниматься тем, чем занимались ее предшественники.
Но это не будет длиться вечно. По иронии судьбы, откровенная и наглая коррупция Трампа вызвала бурю негодования в Конгрессе, который наконец начал избавляться от американских офшорных инструментов и политических курсов. В прошлом году, например, был принят законопроект, который в конечном итоге запретит анонимные подставные компании в США.
Все верно. В 2014 году Ким Карапетян смылся с деньгами инвесторов именно в Америку. Даже не в Швейцарию или Лондон. Ему удалось украсть не так уж много, так что он лишь крошечная песчинка в этой воровской песочнице, но пример лишь подтверждает изложенное в статье.