Шотландия закрывает доступ к финансовой помощи зарегистрированным в офшоре компаниям
«Компании, которые не делают свой вклад в общество, не должны рассчитывать на помощь в трудной ситуации», — заявил один из лидеров Партии зеленых Шотландии, Патрик Харви.
Шотландия самой последней решилась на блокирование компаний, которые зарегистрированы в офшоре. Такой шаг усилит давление на Бориса Джонсона, вынуждая его принять схожие меры.
Парламент в среду вечером утвердил новые правила, и, значит, компании, зарегистрированные в офшоре, или их дочерние предприятия не смогут обратиться за помощью к государству.
Подобные меры приняли Франция, Бельгия, Дания, Польша, Уэльс и Аргентина.
Согласно второй поправке, предложенной Партией зеленых, чтобы воспользоваться государственной помощью, компания должна была бы отчитываться отдельно по каждой стране, в которой ведется деятельность. Эту поправку, однако, отклонили.
Правило отчетности по странам является главным требованием тех, кто ратует за справедливое налогообложение, т.к. оно позволило бы контролировать перемещение корпоративной прибыли в офшорные центры.
Сторонники кампании приветствовали меры, принятые шотландским парламентом, однако предупредили, что это не помешает крупным компаниям, которые уклоняются от уплаты налогов, получить доступ к государственным фондам.
Шотландия, как и другие европейские страны, использует черный список офшорных центров ЕС. А в него, как известно, не входят широко популярные юрисдикции, используемые для сокрытия прибыли, вроде Джерси, Британских Виргинских островов, Швейцарии и Нидерландов.
Алекс Кобхэм, исполнительный директор Tax Justice Network, заявил, что исключение из списка самых опасных налоговых гаваней развязывает руки компаниям, которые там зарегистрированы.
Он сказал: «Для регулирования выдачи помощи во время пандемии Шотландия и другие европейские государства полагаются на черный список офшорных центров ЕС. Но в нем используется устаревшее представление об офшорном центре как о крохотном острове и совершенно игнорируются современные реалии.
Самые крупные офшорные центры расположены в Европе».
По данным Tax Justice Network, через Люксембург отмывается в 11 раз больше денег, чем через Сейшельские острова, которые включены в черный список ЕС.
Из-за Люксембурга государства-члены ЕС ежегодно теряют прибыль от корпоративного налогообложения в размере 12 млрд долларов.
«Пандемия продемонстрировала, что международная налоговая система запрограммирована таким образом, чтобы ставить интересы корпораций выше потребностей людей», — отметил Кобхэм.
«Долгие годы Нидерланды и Люксембург провоцировали борьбу за снижение ставок, отдавая все больше богатства и власти самым крупным корпорациям и забирая их у медсестер и государственных служащих, которые сегодня рискуют своими жизнями по всей Европе».
Шотландская национальная партия и консерваторы поддержали инициативу, которая регулирует выдачу дотаций малому и среднему бизнесу из фонда в 120 млн фунтов и распределение помощи из 30-миллионного фонда на нужды креативного, туристического и ресторанно-гостиничного бизнеса.
Патрик Харви, один из лидеров Партии зеленых, заявил: «Компании, которые не делают свой вклад в общество, не должны рассчитывать на помощь в трудной ситуации. Именно потому многие европейские государства и Уэльс приняли соответствующее решение.
Я рад, что министры наконец поняли, в чем смысл справедливости. Это не окончательная мера, но она знаменует о новом подходе к решению проблем бесстыдного уклонения от уплаты налогов, и мы будем и дальше действовать в выбранном направлении».