Председатель налогового комитета: «Граждане хотят действий, и комитет будет их голосом»
Новый комитет по налоговым вопросам в парламенте станет «европейским центром обсуждения вопросов, связанных с налогообложением», обещает член парламента от голландской Социал-демократической партии Пауль Танг, которого недавно избрали на пост председателя комитета.
Чем будет заниматься новый парламентский комитет по налогообложению?
Мы находимся на важной стадии. Правительства европейских стран сейчас тратят миллиарды долларов, чтобы спасти жизни и нормализовать экономическое положение. Но долги придется возвращать. После предыдущего кризиса мы допустили двойную ошибку – ввели меры жесткой экономии и увеличили налоги для среднего класса. Только самые богатые граждане выпали из поля зрения. В этот раз все будет по-другому. Если мы найдем способы облагать налогами тех, кто сейчас платит меньше положенного, а это самые богатые граждане и большие корпорации, то из текущего кризиса мы выйдем более достойно и сможем сохранить доверие граждан. Только корпорации ежегодно недоплачивают от 50 до 190 млрд долларов налогов. Комитет будет бороться с такой несправедливостью в самом центре экономической системы. Мы также будем работать над тем, чтобы сделать налоговую систему основой устойчивого развития. Используя налоги, мы заставим нарушителей платить и тем самым стимулируем инновации и очистим окружающую среду.
Ранее налоговые комитеты при парламенте занимались расследованиями скандалов вроде «Люксембургских утечек» или «Панамских документов». Зачем необходим постоянный комитет?
Я начал работать в Европарламенте пять лет назад, и все это время у нас работали какие-то налоговые комитеты. Но после того как они представили отчеты о проделанной работе и после очередного налогового скандала их распустили. Благодаря постоянному комитету мы продолжим ту ценную работу, которой занимались предыдущие комитеты, а именно будем искать факты и повышать осведомленность общественности. Но теперь мы сможем действовать с учетом долгосрочной перспективы. Мы можем, например, установить прочные отношения с национальными парламентами и другими международными организациями. Комитет реально может стать европейским центром обсуждения вопросов налогообложения.
У Евросоюза не так много полномочий в сфере налогообложения. Что может сделать ваш комитет?
Деятельность предыдущих комитетов показала, что гордиться особо нечем. Если мы будем работать более прозрачно, открыто представлять факты, то сможем инициировать изменения. Граждане хотят действий, и комитет будет их голосом на европейской арене.
В последние годы мы часто слышали об уклонении от уплаты налогов и отмывании денег на глобальном уровне. Как, по Вашему мнению, отреагировал Евросоюз?
Безусловно, есть разница между тем, как Евросоюз относится к государствам, которые являются и не являются его членами. Внесение в черный список офшорных центров, которые находятся за пределами ЕС, позволило оказать давление на известные офшорные центры. Учитывая тот факт, что Каймановы острова из списка удалили, система работает не идеально. Но начало положено. Что же касается государств ЕС, то давление должен оказывать именно Европарламент. В марте 2019 года мы назвали 7 государств ЕС, включая Нидерланды, мою родину, налоговыми гаванями. Такие действия позволили сменить риторику в Нидерландах, и теперь все большее число граждан понимают необходимость жестких реформ. Эти семь налоговых гаваней в пределах ЕС обходятся правительствам других государств-членов более чем в 40 млрд евро в год. Дальше так продолжаться не может, и я думаю, что в рамках Плана социально-экономического восстановления ЕС давление на данные страны увеличится. Еврокомиссия должна четко донести свою позицию: Налоговые гавани в ЕС должны реформировать свою налоговую систему, иначе их планы социально-экономического восстановления утверждены не будут.