Мы не можем позволить себе офшоры в эпоху коронавируса
20 марта 2020 года канцлер Казначейства Великобритании Риши Сунак, назначенный на должность в феврале, сообщил о самом серьезном со времен Второй мировой войны пакете политических мер. Еще несколькими неделями ранее и подумать нельзя было о том, что консервативное правительство объявит налоговые каникулы для корпораций общей стоимостью в 30 млрд фунтов и обязуется погасить часть зарплаты граждан. Беспрецедентность мер и серьезность, с которой Сунак говорил о них, заставили многих понять масштаб экономических последствий, спровоцированных пандемией коронавируса.
Один из журналистов заявил, что экономике угрожает внезапная остановка сердца. Центробанки от Цюриха до Токио снизили процентные ставки, но есть ли в этом толк, если миллионы людей на самоизоляции, конвейерные линии прекращают работу, а фондовые рынки перешли в свободное падение.
Пока невозможно рассчитать полный экономический ущерб, ведь большая часть мира все еще пытается остановить распространение заболевания, повсюду царит хаос. Что если сейчас благодаря карантину и потеплению вирус отступит, а осенью вернется назад и нанесет непоправимый вред экономике?
Одно очевидно – Европа на грани очередного финансового кризиса. «Отчаянные времена требуют отчаянных мер», – признала президент Европейского центрального банка Кристин Лагард и подчеркнула, что банк намерен всецело поддержать евро. Некоторые из ключевых членов ЕС еще до пандемии были на грани экономического спада и теперь наверняка столкнутся с дефицитом бюджета свыше 3%. Они, очевидно, нарушат некоторые правила оказания государственной поддержки, потому что предприятия, которые пострадали больше всего, включая авиакомпании Air France и Lufthansa, возможно, придется национализировать, чтобы предотвратить их банкротство.
Правительства пытаются удержать экономику на плаву, и после острой фазы пандемии деньги им будут нужны как никогда. При всем при этом около 7 трлн долларов частного капитала спрятаны по разным юрисдикциям, и из-за уклонения от уплаты корпоративных налогов правительства ежегодно недополучают 600 млрд долларов. Согласно недавнему исследованию, международные корпорации прячут в офшорах 40% своей прибыли.
Организация Tax Justice Network определила «ось уклонения от налогов», страны, среди которых Великобритания, Нидерланды, Швейцария и Люксембург, ответственные за 50% уклонения от уплаты налогов во всем мире. Великобритания не может справиться с финансовыми нарушениями в своих заморских территориях. Сотрудникам Национальной службы здравоохранения Великобритании, которые активно борются с пандемией коронавируса, не хватает защитного снаряжения. Они сравнивают себя пушечным мясом! При этом три самых популярных офшорных центра – Британские зависимые территории.
Самый известный из них, Каймановы острова, попал в черный список ЕС. Долгие годы нечистые на руку предприятия вроде Enron и Lehman Brothers скрывали свои проблемные активы на островах, а крупнейшая трейдинговая компания Glencore якобы перенаправляла через юрисдикцию взятки.
Каймановы острова стараются очистить свою репутацию: правительство пообещало до 2023 года раскрыть имена владельцев корпораций, как того требуют директивы ЕС. Но пока одна за одной появляются истории о том, как недобросовестные компании пользуются слабым регулированием в юрисдикции.
Несколько месяцев назад фонд Gulf Investment Corporation (GIC), который принадлежит шести странам Персидского залива, обратился к судам в США и на Каймановых островах с просьбой расследовать, куда из зарегистрированного на Кайманах фонда Port Fund исчезли «несколько сот миллионов долларов».
Суд выяснил, что компания KGL Investment, попечитель Port Fund, возможно, перенаправила средства, полученные от продажи активов фонда, на Филиппины. По заявлениям GIC, Port Fund продал инфраструктурный проект на Филиппинах примерно за 1 млрд долларов, сообщил только о 496 млн долларов и распределил всего лишь 305 млн между инвесторами фонда.
«Недостающие» 700 млн, конечно, не просто испарились. Они, вероятно, хотя бы частично пошли на лоббирование интересов фонда, который пытался вытянуть из тюрьмы в Кувейте своих бывших руководителей, Маршу Лазареву и Саида Дашти, осужденных за незаконное присвоение государственных средств. Лоббистская компания обошлась в миллионы долларов и охватила всех, начиная с Луи Фри, директора ФБР с 1993 по 2001 год, и заканчивая Шери Блэр, женой бывшего премьер-министра Великобритании Тони Блэра.
Эта грязная история показывает, как хитрые компании используют отсутствие регулятивного контроля в таких юрисдикциях как Каймановы острова, чтобы скрыть деньги от государства. Таких примеров множество. Сообщается, что Netflix распределяет деньги через три разных голландских компании, чтобы платить меньше налогов. Еще несколько месяцев назад корпорация Google пользовалась налоговой лазейкой «двойная ирландская с голландским сэндвичем» и переводила через Ирландию огромные суммы в офшорные центры, включая Бермудские острова и Джерси, Британские зависимые территории.
Европейские лидеры не могут больше закрывать глаза на эти финансовые дыры. Ибрагим Маяки, сопредседатель недавно созданной группы ООН по вопросам финансовой отчетности, прозрачности и добросовестности, заявил, что деньги, которые скрываются в офшорных юрисдикциях, отмываются через подставные компании или воруются с государственной казны, необходимо направить на борьбу с бедностью, образование детей и развитие инфраструктуры, благодаря чему появятся новые рабочие места и мир покончит наконец с зависимостью от ископаемого топлива.
Сегодня эти средства нужно направить на модернизацию отделений интенсивной терапии, покупку одноразовых перчаток для итальянских врачей и поддержку малого бизнеса в Европе.