Калифорния слишком зависит от богачей. Не пришло ли время снова их потрусить?
Демократы хотят, чтобы самые богатые налогоплательщики Калифорнии «заплатили справедливую долю налогов». Но даже по самым объективным оценкам можно сказать, что они уже ее платят, притом с лихвой. Речь о налогах штата, а не федеральных.
По мнению некоторых, самые богатые американцы должны платить еще более справедливую долю федеральных налогов. Президент Трамп и республиканский на тот период Конгресс снизили федеральные подоходные налоги в 2017 году, и выиграли от этого в основном состоятельные американцы и корпорации.
Но одновременно финансово стало сложнее владельцам домов и налогоплательщикам с уровнем дохода от среднего до высокого в штатах с высоким уровнем налогообложения, например, в Калифорнии. Конгресс установил ограничение в размере 10 000 долларов на налоги штата и местные налоги, которые можно было вычесть из федеральных налоговых деклараций. У многих американцев налоги выросли.
Даже таким сенаторам с «левыми» взглядами как Берни Сандерс и Элизабет Уоррен должны нравиться прогрессивные подоходные налоги в Калифорнии. В штате самая высокая ставка налога по стране. Однако либерально настроенные демократы Сакраменто хотят поднять ее еще выше.
Сейчас ситуация обстоит так: 1% богатых налогоплательщиков Калифорнии приносят в бюджет штата почти половину налогов.
Если в цифрах, то 1% налогоплательщиков за счет 24% своего дохода заплатили 46% налогов в бюджет штата в 2018 году (последний год, за который доступны полные данные). 90% менее состоятельных налогоплательщиков внесли в казну 22% налога, а 60% налогоплательщиков с самым низким доходом – всего 2,4%.
Итог: Калифорния и так сильно полагается на своих самых богатых граждан, даже чересчур.
Максимальная ставка подоходного налога в Калифорнии 13,3%. На Гавайях – 11%. А в Нью-Джерси – 10,75%. В остальных штатах ставка ниже 10%.
В семи штатах, включая конкурирующие между собой Техас и Флориду, а также Неваду, вообще нет налога на личный доход.
В Сакраменто недавно представили законопроект, в рамках которого предлагается повысить максимальную ставку налога до 16,8%. Изменения коснутся только тех налогоплательщиков, которые зарабатывают свыше 5 млн долларов в год.
Для тех, кто зарабатывает свыше 1 млн долларов, будет введен дополнительный налог в 1%, а для тех, чей доход выше 2 млн долларов, ставка вырастет до 3%. Если доход свыше 5 млн долларов, дополнительный налог поднимется до 3,5%.
Так называемый налог на миллионеров принесет в казну штата порядка 6,8 млрд долларов в год.
«У жителей Калифорнии нет работы, и они с трудом могут прокормить себя. А богатые тем временем размышляют, куда отправиться в отпуск», – прокомментировал автор законопроекта Мигель Сантьяго (демократ из Лос-Анджелеса).
Вскоре после этого первый в США «налог на богатство» предложил Роб Бонта (демократ из Аламеды). В рамках его законопроекта ежегодный налог в размере 0,4% будет взиматься с состояния выше 30 млн долларов за вычетом недвижимости. Таким образом, 30400 жителей Калифорнии заплатят порядка 7,5 млрд долларов.
«Семьи страдают. Из-за пандемии коронавируса ситуация только усугубилась», – отметил Бонта. «В тяжелое время все жители Калифорнии должны действовать активно и вносить свой справедливый вклад».
Оба законопроекта продвигаются профсоюзами учителей, которые хотят получить больше денег для школ.
Учителя также выступают за повышение налога на коммерческую недвижимость – предложение 15, вынесенное на голосование 3 ноября. Такое повышение позволит получать до 12 млрд долларов в год на школы и местное правительство, поскольку коммерческая недвижимость будет облагаться налогами исходя из ее рыночной стоимости, а не жестких ограничений, налагаемых предложением 13. Это будет первое крупное изменение после знаменательного снижения налога на недвижимость в 1978 году.
Губернатор Гэвин Ньюсом, похоже, с подозрением относится к налогу на богатство и миллионеров.
«Посмотрим, как все сложится в ближайшие пару месяцев», – ответил он на вопрос об экономике, пустом бюджете штата и надеждах на федеральную помощь.
Губернатора беспокоит то, что подобные меры могут отпугнуть потенциальных инвесторов.
«На уровне штата и даже на местном уровне мы должны учитывать влияние подобных решений на конкурентоспособность», – добавил он.
Сантьяго и Бонта предложили законопроекты, но тут же сняли их с голосования, по крайней мере, на ближайшей сессии. Времени было недостаточно, чтобы прийти к согласию и получить две трети голосов по таким политически рискованным мерам. Сессия по расписанию состоялась 31 августа.
Но Бонта выразил надежду, что губернатор соберет внеочередную сессию, чтобы рассмотреть предложения по повышению налога.
«Мы должны быть быстрыми и гибкими», – сказал он. «Нельзя просто ждать января, когда распространятся лесные пожары и количество заболевших коронавирусом начнет расти. Деньги нам нужны сегодня, а не в феврале».
По мнению авторов обоих законопроектов, самые богатые калифорнийцы могут платить больше.
Бонта согласен, что в Калифорнии самый высокий подоходный налог, «но у нас живет самое большое количество миллионеров и миллиардеров. В штате просто неслыханное богатство… И самый высокий уровень бедности по стране… Я нигде не видел, чтобы миллионеров и миллиардеров так рьяно защищали».
Ситуация двоякая: Демократы постоянно ратуют за повышение налогов, даже в хорошие времена. И это подтверждает мнение республиканцев о том, что демократы слишком расточительны.
Демократам следовало бы реформировать систему налогообложения, потому что казна, как правило, переполнена в период бума и пуста во время экономического спада. Причина – сильная зависимость от прироста капитала богатых налогоплательщиков.
Штату необходимо расширить налоговую базу – снизить максимальные ставки налогов и взимать налог с продаж с коммерческих услуг.
Но подобная мера слишком рискованна. Нужен сильный лидер, чтобы ее продвинуть. Куда проще переложить бремя ответственности на богатых граждан.