Франция предложила свои инициативы по налогу на электронную коммерческую деятельность в ЕС
В среду французское правительство опубликовало законопроект, предлагающий новый налог на доходы крупных онлайн компаний, который был немедленно передан в парламент для проверки и голосования. Ожидается, что окончательный законопроект будет опубликован в ближайшие недели.
Этот законопроект последовал за объявлением, сделанным 2 марта Бруно Ле Мером, министром экономики правительства президента Макрона, о том, что Франция проголосует за специальный законопроект о более справедливом налогообложении гигантов онлайн-торговли.
Министр заявил, что такой законопроект должен быть нацелен только на компании, отвечающие двойному налоговому порогу: компании с мировым консолидированным товарооборотом, полученным в результате онлайн деятельности не менее 750 миллионов евро (849 миллионов долларов США) и вложившие более 25 миллионов евро (28,3 миллиона долларов США) во Франции.
Такие двойные критерии позволят сузить целевые компании примерно до тридцати компаний, в основном из США, Китая и Великобритании. Тем не менее, несколько французских компаний также должны попасть в эту сферу деятельности. При этом Франция надеется получить дополнительный налог в размере 500 миллионов евро (566 миллионов долларов США) в год.
В качестве введения в законопроект признается, что средняя ставка налога, которую несут компании в ЕС, составляет 23,2%. Тем не менее, ставка налога падает до 9,5%, когда речь идет о цифровых компаниях.
В этом режиме новый налог будет взиматься с продаж, полученных в результате онлайн деятельности, а доходы будут получены во Франции. Ставка этого налога установлена в размере 3%.
Не все онлайн компании являются мишенью для нового налога. Сфера действия налога будет конкретно охватывать интерфейсы и веб-сайты, которые связывают клиентов и компании, рекламные компании, предоставляющие целевую рекламу, и посредников частных данных в рекламных целях.
И наоборот, законопроект должен специально исключить из его сферы действия компании, которые напрямую продают товары (продажи в режиме онлайн), включая цифровой контент (например, музыку или видео) потребителям, поставщикам услуг электронной почты и платежей, рекламным компаниям, которые предоставляют нецелевые услуги, рекламу и регулируемые поставщики финансовых услуг.
Продажи, сделанные в результате интернет деятельности, будут рассчитываться на основе консолидированной выручки компании, которая затем будет делиться на пропорциональную долю от использования услуги во Франции, чтобы отразить электронное присутствие компании во Франции.
Использование услуг во Франции будет определяться на основе местоположения пользователя или местоположения используемой учетной записи интерфейса или места, где проводится консультация по рекламе. Пока что кажется, что бремя доказывания местонахождения пользователя возлагается на налогоплательщика.
В качестве исключения из большинства налогов в соответствии с Налоговым кодексом Франции этот новый налог будет зачтен в счет результатов бухгалтерского учета для целей налогообложения и, следовательно, уменьшит базу налога на прибыль.
Новый налог будет сообщаться и оплачиваться в соответствии с аналогичными функциями и процессами, что и НДС. Компании будут подавать ежегодную налоговую декларацию и платить налог в виде двух частей и корректировки на конец года.
На 2019 год будет введен специальный двойной взнос, который будет выплачен в октябре на основе чистого налогооблагаемого дохода налогоплательщика в 2018 году.
Этот законопроект, однако, вызовет второй побочный эффект. Действительно, законопроект предусматривает, что в текущем финансовом году компании, подпадающие под действие цифрового налога и чей облагаемый налог во Франции превышает 250 миллионов евро (283 миллиона долларов США), будут облагаться налогом по ставке 33,33% с чистого налогооблагаемого дохода, превышающего 500 000 евро (566 000 долларов США).
Таким образом, обычная ставка в 28% будет применяться только к той части ее чистого налогооблагаемого дохода, которая меньше или равна 500 000 евро, поскольку она также будет применяться к чистому налогооблагаемому доходу всех других компаний.
Этот внезапный шаг в отношении цифрового налогообложения следует рассматривать в более широком контексте глобальной работы по решению налоговых проблем, связанных с цифровой экономикой.
Ожидается директива ЕС по налогообложению цифровых компаний, но до сих пор не было найдено соглашения между 28 государствами-членами.
Параллельно 29 января 2019 года ОЭСР выпустила Политическую записку, в которой описываются два центральных направления, определенных для достижения консенсусного соглашения о налогообложении цифровых компаний.
Предвидя такое соглашение, французский министр Бруно Ле Мэр уже заявил, что французский специальный налог будет применяться только до введения нового эффективного налога, основанного на новой модели налогообложения цифрового бизнеса, которая позволит достичь консенсуса в рамках ОЭСР. Следовательно, срок действия этого нового цифрового налога может быть довольно коротким.