Фиктивные компании на Кипре: хороший бизнес или порочная практика?
2 ноября 2018 года Центральный банк Кипра (СВС) выпустил новый циркуляр, направленный на оценку деловых отношений между кипрскими банками и так называемыми компаниями-оболочками.
Несмотря на то, что за последние пару лет страна сделала важные шаги по обеспечению прозрачности и усложнению отмывания денег через свою банковскую систему, недавний экономический спор между Россией и США заставил правительство предпринять еще более строгие меры по минимизации сотрудничества банковской системы с компаниям-оболочкам — в частности — с российскими бенефициарными владельцами таких компаний.
Конечно, как и ожидалось, никто из CBC не признает, что циркуляр является результатом того, что власти США применяют давление на страну с этой целью, с другой стороны, конечно, нет доказательств, указывающих на обратное.
Но хорошо известно, что кипрские банки изо всех сил пытаются увеличить количество банков-корреспондентов, с которыми они сотрудничают в сделках в долларах, поэтому сложившаяся ситуация не выглядит так, как будто CBC стремится успокоить США.
Окно возможностей
Циркуляр CBC, который был широко распространен среди сотрудников банка, который содержит пункты по борьбе с отмыванием денег всеми кредитными, платежными и электронными денежными учреждениями, идентифицирует так называемые компании-оболочки, как компании с ограниченной ответственностью или любые другие юридические лица со следующими характеристиками:
1. Отсутствие физического присутствия или операций в стране регистрации (кроме почтового адреса). Как объяснено, физическое присутствие компании понимается как место деятельности (принадлежащие компании или арендованные помещения) в стране регистрации.
Кроме того, отсутствие значимого управления может быть истолковано как недостаток физического присутствия.
— Присутствие третьего лица, предоставляющего только номинальные услуги (включая обязанности секретаря компании), само по себе не является физическим присутствием.
2. Компании-оболочки не имеют установленной экономической деятельности в своей стране регистрации, практически не имеют самостоятельной экономической ценности и не имеют документальных подтверждений обратного.
Стоит заметить, что до этого момента обслуживание компаний-оболочек, зарегистрированных на острове, являлось очень прибыльной деятельностью. Фактически, регистрация и обслуживание компаний-оболочек была тем, с чего начинался профессиональный сектор услуг на Кипре.
Однако, существует окно возможности компенсировать потерянные возможности и, таким образом, сохранить бизнес обслуживания компаний-оболочек.
Несмотря на вышеупомянутые определения, циркуляр определяет пять конкретных обстоятельств, которые могут указывать на экономическую активность:
1.Компания создана с целью владения акциями или другими долевыми инструментами хозяйствующего субъекта или организаций, занимающихся законным бизнесом, с идентифицируемым конечным бенефициарным владельцем (владельцами);
2.Компания создана с целью хранения нематериальных или иных активов, в том числе недвижимости, судов, самолетов, портфеля инвестиций, долговых и финансовых инструментов;
3.Компания создана для содействия валютным сделкам, передаче активов и корпоративным слияниям, а также осуществлению деятельности по управлению активами и торговле акциями;
4.Компания выступает в качестве казначея для компаний, признанных группой или управляющих деятельностью группы
5.В любом другом случае, когда могут быть предоставлены убедительные доказательства того, что компания занимается законным бизнесом, с идентифицируемым конечным бенефициарным владельцем (владельцами).
Несомненно, вышеупомянутые пять обстоятельств обеспечивают широкую сферу деятельности, в которой банки могут вести бизнес с компаниями-оболочками.
Таким образом, CBC продолжает призывать кипрские банки самостоятельно решать, следует ли заниматься или поддерживать деловые отношения с компаниями, как описано выше, на основе подхода, основанного на оценке риска, в соответствии с нормативно-правовой базой, а также полностью обоснованного (и надлежащим образом документированного) обоснования такого решения.
Однако, как только стало ясно, что все пункты циркуляра прозрачны и понятны, снова появляются «смешанные сигналы».
В заключение в циркуляре четко указывается, что все вышеупомянутые обстоятельства не применяются в случаях, когда компании:
а) зарегистрированы в юрисдикции, где компании не обязаны представлять независимую аудированную финансовую отчетность и добровольно не подготавливают аудированную финансовую отчетность
b ) являются налоговыми резидентами в юрисдикции, включенной в список несотрудничающих юрисдикций ЕС в целях налогообложения или находятся в налоговом черном списке ОЭСР.
«Деловые отношения с такими компаниями должны быть прекращены», — предупреждает Центральный Банк Кипра.
Станет ли поведение банков более разумным после выпуска этого циркуляра относительно параметров, в которых они могут работать при построении и поддержании деловых отношений с компаниями-оболочками? Возможно, нет, но их сотрудники обязаны будут знать, что нужно делать в каждом отдельном случае.
В конечном счете, банки уже продемонстрировали измененный подход к своим деловым отношениям с компаниями-оболочками, и, похоже, они будут еще более строгими, когда дело доходит до работы с указанными счетами, поскольку продолжают прикладывать усилия по очистке своей репутации.