Оффшорам объявлена война

Недавняя история Банка Москвы всколыхнула Центробанк, который решил ограничить кредитование различных оффшорных компаний банками из России. Сегодня каждый десятый кредит выдается оффшорам.

Глава думского комитета по финансовому рынку и член Национального банковского совета Павел Медведев ответил на ряд вопросов по сложившейся ситуации:

- Какую оценку вы можете дать мерам Центробанка?

Все принимаемые меры будут затрагивать, прежде всего, фирмы-пустышки, которые связаны с банками. Случай с Банком Москвы показал, как важно регулировать утечку капиталов за границу. Путем формирования кредитных дыр в зарубежные экономики утекли сотни миллиардов рублей. Центральный банк постарался сделать все возможное для предотвращения таких ситуаций, но он не в силах изменить законодательство. Все регулирование теперь осуществляется только через изменения в подзаконных актах самого Банка. Пока у Центробанка нет веских возможностей возражать против выдачи кредитов иностранным оффшорам, и многие крупные банки вполне довольны существующим положением дел.

- Нежелание крупных банков менять привычные методы работы может усугублять ситуацию с кредитованием оффшор?

Отсутствие мотивации у солидных банков никак не может заставить государство принять необходимые меры борьбы. Сам Центральный банк уже давно занимается изменениями во внутренних подзаконных актах с целью предотвращения махинаций. Однако все поправки обязательно подлежат одобрению в Минюсте, ведь в таком случае законодательные акты будут иметь реальную силу. Вот только эта вынужденная мера Центробанка все еще не привела к изменению законодательства в глобальных масштабах, ведь государство не спешит разрабатывать новые законы в области противодействия оффшорам. Первым делом необходимо ввести практику всестороннего надзора за финансовыми потоками за границу. Государственная Дума и Комитет по финансовому рынку не спешат интересоваться данным вопросом, и тем более поднимать его на повестку дня. Если предоставить право главе Центробанка менять законодательные акты в сфере регулирования кредитования оффшор, то решения не всегда могут быть адекватными. Предоставление новых или расширение установленных прав в конечном итоге может привести к коррупции высшего эшелона. В свою очередь, это скажется на банковской системе всей страны. Трудно представить, что один лишь Центробанк должен заниматься вопросами регулирования. Законодатели сами обязаны продумать и внедрить систему разумных сдержек и противовесов. К их разработкам неплохо бы добавить и опыт Центробанка. К примеру, в 2004 году он должен был принять важнейшее решение по всей банковской системе, касающееся страхования. Это был весьма драматичный период жизни для всей банковской сферы России, ведь именно тогда разработали схему контроля над чиновниками низшего уровня. Когда последние принимали неудовлетворительные решения по банковским вопросам, Центробанк мог подать жалобу в вышестоящую инстанцию. Подобная схема функционирования была отличным противовесом и предотвращала попытки жульничества при использовании служебных полномочий и привилегий. Кроме того, был задействован принцип профессионального суждения, который сейчас крайне необходим. Однако в данный момент он не работает и вся система от этого страдает.

- На этой неделе мы узнали о законодательной инициативе, находящейся на рассмотрении в Государственной думе. Депутаты предлагают обязательно раскрывать всех бенефициаров иностранных компаний. Свидетельствует ли это о том, что власти наконец решили противодействовать оффшорам?

Скорее всего, власть прощупывает почву для возможных действий в ближайшем будущем. Законотворцы ищут определенные места для возведения эффективных барьеров. Если каждый десятый кредит сегодня выдается оффшорам, необходимо перекрывать все возможности для махинаций. Однако такие меры способны разорить банки, участвующие в незаконных схемах. В современных условиях банки лишаются солидной доли кредитов, а с введением ограничений, потеряют еще больше. Заградительные барьеры не всегда являются хорошей мерой борьбы, ведь главной бедой сегодня считаются вовсе не оффшоры. Большинство фирм зарегистрированы за границей на Кипре и в Люксембурге. С физической и юридической точки зрения они не считаются оффшорами. В этих зонах уже достаточно хорошо налажена процедура контроля. Гораздо губительнее для отечественной экономики деятельность фирм однодневок.

- Стоит ли бороться с Кипром и Люксембургом?

Успешный европейский опыт показывает, что бороться нужно, и это дает отличные результаты. Однако Центральный банк пока не в состоянии заниматься подобными делами.

- Несмотря на европейскую борьбу, Кипр у нас считается крупнейшим инвестором. Не противоречит ли такая ситуация международному законодательству?

Нынешнее положение можно назвать большой проблемой, ведь российские предприниматели до сих пор не уверены в сохранности своих капиталов. На Кипре уже наведен относительный порядок, но фирмы-однодневки присутствуют на каждом шагу. Они наносят огромный урон экономикам обоих стран, вымывая из бюджетов миллиарды средств. Пока Россия и Кипр не могут справиться с этим негативным явлением.

Комментарии (1) на "Оффшорам объявлена война"

  1. Евгений Сергеевич:

    Если брать за основу ситуацию с БМ, не думаю, что объявлять из-за этого войну всем оффшорам правильно. Другое дело, нужно следить, чтобы у руля не оказывались всякие бородины. И очень верно пишут: http://www.banki.ru/news/interview/?id=3095376

Отправить комментарий