Украина. Ликвидация налоговой милиции: реформа или смена вывески?

В числе приоритетных направлений деятельности правительства в 2016 году было заявлено проведение налоговой реформы. И вот, в первой декаде августа на суд общественности были предоставлены очередные изменения к Налоговому кодексу, которые, как оказалось, снова не содержат ожидаемых революционных изменений в сфере налогообложения. Достаточно радикальным решением выглядит будущая ликвидация структуры налоговой полиции, которая всегда являлась серьезным рычагом воздействия на налогоплательщиков.

Идея о ликвидации внутренней силовой структуры ФС озвучивалась еще при Александре Клименко, возглавлявшем Министерство доходов и сборов при президенте Януковиче. Тогдашний главный налоговик посчитал подобный вариант абсолютно не приемлемым. Позже, в 2014 году, звучали менее радикальные мнения не о полном роспуске налоговой милиции, а о замене силового блока налоговой на новую структуру - Финансовую полицию или Службу финансовых расследований.

Придерживается этой концепции и теперешний министр финансов Александр Данилюк. По его словам, к концу текущего года налоговая милиция должна быть полностью расформирована, так как эта структура имеет очень высокий уровень криминализации.

Факты известные всем

Необходимость реформирования силового блока фискальной службы подтверждают неутешительная статистика, многочисленные общеизвестные факты нарушений и злоупотреблений со стороны налоговой полиции. Основная функция службы – выявление недобросовестных налогоплательщиков и воздействие на них с целью выведения деятельности в правовое поле. Но на практике имело место огромное количество случаев, когда действия силовиков не имели под собой законных оснований.

С конца прошлого года возродилась традиция открытия уголовных дел как эффективный способ давления на бизнесменов. На фирму или предприятие приходит инспектор, который якобы выявляет нарушение. Составляется акт проверки и в кратчайшие сроки информация передается в Единый реестр досудебных расследований. Налогоплательщик не имеет возможности оспорить выявленные проверкой нарушения, которые чаще всего оказываются надуманными. Такое дело передается налоговой полиции, которая может применять относительно нарушителя различные методы воздействия, включая допросы или обыски. Чтобы спасти бизнес, избежать давления многие предпочитают уплатить внушительный штраф или дать взятку.

Такую практику подтверждает статистика за 2015 год, когда лишь 15 % всех открытых дел имели дальнейший ход, по остальным отсутствовал состав преступления, и они были закрыты. Всего 180 случаев вынесения обвинения из 4100 открытых дел заставляют задуматься. Даже по делам, дошедшим до суда, часто не выносится обвинение из-за отсутствия состава преступления.

Забота о бизнесе или передел полномочий

Похоже, нынешняя власть действительно решила проявить настоящую заботу о бизнесе и избавить налогоплательщиков от превышения полномочий сотрудников ФС. Данное изменение, по словам министра финансов, полностью поддерживают в МВФ. Глава Минфина несколько раз акцентировал внимание на том, что деятельность силовиков ФС не законна, так как регламентируется утратившим еще в конце прошлого года юридическую силу законом «О милиции». В защиту налоговой милиции выступил глава ведомства Роман Насиров, который указал на отсутствие каких-либо жалоб от плательщиков, касающихся работы силовиков, и полной безосновательности обвинений в незаконной деятельности.

Но, на практике, между Министерством финансов и ФС идет серьезное противостояние за сферы влияния, а предметом торгов является та самая налоговая милиция. Идет речь о переходе к Минфину части полномочий ГФС. Последние изменения к Налоговому кодексу содержат статьи о полной передаче функций администрирования от фискальных органов Минфину. Из налоговой милиции организуют финансовую полицию, которая также будет подчиняться министерству финансов. ГФС всячески старается сохранить свои полномочия в сфере администрирования, включая силовой блок.

Неизбежное обновление

Общественности так и не представлена система, на основе которой будет создаваться, и функционировать новая финансовая полиция. Соответствующий проект закона еще в июле этого года, по словам Данилюка, проходил процедуру согласования, но так и не был внесен в парламент. Не понятны права и обязанности сотрудников будущей структуры. Высказывания представителей Кабмина об ограничении силовых полномочий, устранении криминальной составляющей носят лишь общий характер.

Группа депутатов ВР в марте текущего года зарегистрировала альтернативный проект закона №4228 «О финансовой полиции». В нем предлагается ограничить максимальное количество сотрудников новой структуры до 3 тысяч, кадры ведомства должны состоять из новых людей на 70 %. Для должностных лиц вводится персональная материальная ответственность, сотрудникам полиции дается право расследования любых случаев нарушения закона в сфере экономики.

Положительно о данном законопроекте высказалась глава комитета парламента по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина. Но она также отметила, что он требует серьезной доработки, так как полноценное функционирование фискального органа в качестве аналитического центра без правоохранительной функции не возможно. Отдельно она высказалась за необходимость высокой мотивации будущих сотрудников, приводя в пример Грузию, где еще в 2004 году зарплаты финансовых полицейских составляли порядка 800-1000 долларов США. Такой подход позволит привлечь в структуру специалистов высокого уровня.

Фонд оплаты труда фискальной службы, по мнению Южаниной, необходимо не забирать у ведомства, а перераспределить таким образом, чтобы сотрудник получал не менее 10 тысяч гривен. Нынешняя зарплата в 2,5 тысячи гривен неизбежно толкает человека зарабатывать незаконным способом, используя свои служебные полномочия.

Жесткие рамки

Экспертное мнение таково, что качественную эффективную реформу налоговой полиции можно провести только при условии жесткого контроля деятельности, пресечения любых превышений полномочий и наказания за злоупотребления. Эта служба должна быть независимой от Минфина или ГФС, а подчиняться непосредственно парламенту. Владимир Лановой, бывший министр экономики Украины, считает, что необходимо установить статус финансовой полиции аналогичный Антимонопольному комитету.

В большинстве европейских стран налоговые полицейские структуры очень ограничены в своих служебных действиях. Силовые функции отсутствуют у фискальных структур Дании. В Португалии, Ирландии фискальная полиция ведет расследования исключительно в сферах налогов и таможенных операций. В Нидерландах пошли по пути разделения полномочий: финансовая разведка подчиняется Налоговым структурам, а подразделение с функциями экономического контроля - министерству экономических связей.

Есть большой риск, что под лозунгами усиления борьбы с коррупцией, воровством бюджетных ресурсов, преступлениями в экономике украинская финансовая полиция получит чересчур широкие права и возможности. По мнению партнера ICF Legal Service Натальи Ульяновой, финансовая полиция снова может быть использована для прессинга неугодных, силового воздействия для выбивания налоговых платежей.

Тарас Козак, один из инициаторов либерального варианта налоговой реформы, первостепенной задачей считает исключение возможности использования финансовой полиции в качестве нового рычага воздействия на бизнес.

Для проведения реформы достаточно внедрить компьютеризованную систему, позволяющую отследить потенциальные риски и выявить неплательщиков налогов. По мнению Козака, сделать это просто. Например, если из трех аналогичных торговых точек, расположенных недалеко друг от друга по одной улице, две платят налог 10 тысяч гривен, а третья в 10 раз меньше, то это повод детально проанализировать ее деятельность. Это послужит основанием проверить кассовые документы, финансовую и налоговую отчетность, провести дополнительные проверки. Такая система полностью исключает возможность людям в масках прийти к любому неугодному бизнесмену без законных оснований, якобы по анонимному сигналу.

Вопрос реформирования налоговой полиции еще не решен однозначно и находится на стадии обсуждения. Кабмин и ВР до сих пор не могут прийти к одному видению перспектив данной структуры. Создание эффективной финансовой полиции не возможно без качественной налоговой реформы, проведение которой снова отложено. Без фундаментального изменения системы произойдет обычная смена вывески и передача полномочий от старого ведомства к новому. Поэтому ждать значимых изменений в фискальной сфере по отношению к налогоплательщикам в ближайший год не стоит.

Отправить комментарий

MAXCACHE: 0.38MB/0.00421 sec