Ситуация с офшорами усложнилась из-за усиленного налогового пресса

На очередном заседании парламента оппозицией было выдвинуто предложение увеличить до 15% сбор с офшорных операций, производимых с нерезидентами. По предположениям закон должен вступить в силу уже со следующего года. Оппозиция отметила, что данное повышение ставки должно снизить дефицит Пенсионного фонда страны. Перечень критериев, который предложили правительству оппозиционеры, должен помочь в определении конкретного списка офшоров. Что касается Кипра, то статус офшора будет закрепляться на законном обосновании. По предварительным оценкам экспертов, данные критерии настолько размыты, что по ним даже США становиться офшором. По мнению депутатов, решением проблемы может стать введенный контроль, который будет регулировать трансфертное ценообразование.

Депутатами от партии «Батькивщина», а конкретно Арсением Яценюком и Павлом Петренко, были отданы на рассмотрение в парламент законопроекты №3125 и №3126, согласно которым операции по сокращению обязательств по налогам некоторых компаний должны быть сведены к минимуму. Сбор в 15% от общей суммы платежей, производимых украинскими компаниями, начиная со следующего года должны направляться в пользу нерезидентов, которые зарегистрированы в качестве офшора. Уплата сбора является для финансовых учреждений обязательным условием при перечислении денег. Планируется, что средства станут частью финансирования Пенсионного фонда, которое приведет к повышению размера пенсий. Если брать во внимание только операции, производимые с Кипром, то госбюджет мог бы увеличиться на сумму около 60 млрд. гривен.

Стоит отметить, что данный законопроект уже пытались поднять на рассмотрение в парламенте в конце 2011 года. Тогда Сергеем Тигипко, который занимал должность вице-премьера страны, предлагалось введение сбора в размере 15%, при этом закон должен был действовать в течение 5 лет. По предварительным оценкам в то время поступления должны были составить около 1 млрд. гривен.

Данный сбор станет предпосылкой отказа от операций, производимых с офшорами, тем самым Пенсионный фонд может лишиться планируемых поступлений. Согласно утверждению Павла Петренко, госбюджет все равно пополниться частью средств, так как бюджет-модели олигархов не смогут измениться достаточно быстро.
Данный законопроект не является единственным. Выдвинуты предложения произвести перерасчет прибыли, получаемой от офшорных операций. На данное время в Налоговом кодексе валовые расходы не включают в себя затраты, связанные с приобретением у резидента, который относиться к территории офшора, рекламных услуг, а также консалтинговых и маркетинговых услуг. Депутат выступили с предложением исключить затраты, связанные с консультационными, бухгалтерскими, юридическими, брокерскими и аудиторскими услугами. Предполагается, что офшорная сделка будет уменьшена в пределах от 875% до 50%, которую украинская компания может включить в перечень расходов.

Список стран-офшоров на данном этапе находится на рассмотрении кабинетом министров. Изменения также предполагаются депутатами и в Налоговом кодексе, в котором будут указаны критерии формирования списка территорий офшора. Выделяют три основных критерия:
1. Нулевой уровень налогообложения;
2. С ограниченным доступом к информации налогообложения;
3. Есть особые режимы или льготы, распространяемые на резидентов.

Если территория отвечает одному из перечисленных критериев, то она автоматически становиться офшором. Законом утверждено на основании вопросов налогообложения, что Кипр является офшором. Павел Петренко отметил, что в данный момент Кабмин определяет офшоры вручную, а на основании распоряжения №143/2011 их должно быть не более 36. Естественно, что некоторые вопросы решаются субъективно, но партией этот фактор сводиться к минимуму. Если налоговое законодательство страны будет меняться без особых на то причин, она станет офшором автоматически. Предложенные критерии отбора разработаны в соответствии со стандартами Организации, которая контролирует экономическое сотрудничество и развитие.

Определение четких критериев, по мнению юриста фирмы «Ильяшев и партнеры» Андрея Сидоренко, является необходимостью. Но признание Кипра офшорной территорией было изначально несправедливым, так как страна уже исключена из черного списка ОЭСР. В качестве справедливости Андреем Сидоренко было отмечено, что многие страны мира имеют ограничения в доступе к налоговой информации, в том числе и наличие льготного режима. Если следовать критериям, то Россия также является офшором, так как отрасль высоких технологий имеет особый режим взимания налогов. А что касается США, то в этой стране существует несколько действующих специально разработанных режимов. Следовательно, США тоже необходимо признать офшором.
С господином Сидоренко согласился Олег Загнитко, который является партнером компании Beiten Burkhardt. Он заявил, что точно определить страны-офшоры лишь на основании критериев некорректно, так как стран с нулевым режимом практически не существует, а нулевая ставка применяется и в украинских операциях. Доступ к налоговой информации также не может служить критерием отбора, так как при этом необходимо обязательное наличие межправительственного соглашения, в противном случае данный доступ может быть рассмотрен как незаконное вторжение в частную жизнь. Как утвердил Олег Загнитко, критерии предполагают наложение запрета на ведение бизнеса с офшорными компаниями, а такие страны как Кипр, Швейцария, Люксембург и Нидерланды смогут протестовать против утверждения данных ограничений. В качестве противовеса страны могут задействовать дипломатические каналы, а ЕС может заморозить программы технической помощи. Явная дискриминация может подтолкнуть к задействованию механизмов ВТО, так как согласно нормам данной организации всем нерезидентам должны быть представлены одинаковые условия для торговли.

Депутат от партии регионов Александр Долженко, который является членом парламентского комитета по вопросам, касающимся налогообложения и таможенной политики, высказал свое противоречивое мнение в отношении критериев и выделения Кипра зоной офшор. По его мнению, инициатива выдвинута раньше времени, так как этому не соответствует введение контроля в сфере трансфертного ценообразования. Не исключается также возможность того, что бизнесмены найдут обходные пути. По мнению Долженкова, это связано с тем, что в основном бизнес не ведется непосредственно с офшорными компаниями из-за того, что существуют некие ограничения.

Как считает генеральный директор Бюро по экономическим и социальным исследованиям Валерий Гладкий, трансфертное ценообразование и налоговая конвенция в отношении Кипра, принятые законодательством, становятся на один уровень с предложениями оппозиции. Следовательно, данный законопроект о введении офшорных зон является выгодным предложением для оппозиции.

Отправить комментарий