Россия может заполучить свои оффшорные активы с помощью ОЭСР

Россия может получить сумму в размере до 6 млрд. долларов США в виде дополнительных налогов, если правительство пропустит законопроект по ратификации налоговой конвенции ОЭСР

Россия рассматривает присоединение к международному соглашению, которое разработала Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Совет Европы. Подписание этого соглашения позволит России обмениваться налоговой информацией с другими государствами-членами и, потенциально, может пополнить государственную казну на сумму от 5 до 6 млрд. долларов США в виде дополнительного налогового дохода от оффшорного капитала.

Спор относительного налогового соглашения возник всего через месяц после того, как президент России Владимир Путин объявил о кампании по борьбе с оффшорными компаниями и предложил более жесткую систему для российских денежных средств, спрятанных в иностранных налоговых убежищах.

Министерство финансов и Министерство внутренних дел России представило правительству законопроект, касающийся ратификации многосторонней конвенции ОЭСР о взаимной административной помощи в налоговых вопросах, которую Москва подписала еще в 2011 году. Процедура ратификации позволит финансовым агентствам России расширить обмен информацией со своими иностранными коллегами, участвовать с международными налоговыми инспекциями и взимать просроченные платежи с предприятий, у которых есть зарубежные активы.

Преимущества конвенции

Правительство России планирует трехсторонний подход к борьбе с оффшорами: взимание налогов с оффшорных предприятий, контролируемых в России, запрет любых форм государственной помощи компаниям, которые осуществляют оффшорные товарообороты, а также прекращение практики заключения государственных договоров с такими компаниями. Тем не менее, эти меры, особенно те, которые связаны с попытками вернуть оффшорную прибыль их владельцам в России, не могут быть предприняты на практике, не имея соответствующей информации от иностранных налоговых органов. Вот, почему конвенция является необходимой.

Рустам Вахитов, глава налогового отдела компании Baker Tilly, сказал, что конвенция прямо запрещает ее подписантам отказываться от предоставления информации по запросу на основании банковской, профессиональной или какой-либо другой тайны.

Энтузиазм Министерства финансов основывается на том факте, что оффшоры, сами по себе, начали присоединяться к совместной конвенции под давлением ведущих экономических стран. В мае 2013 года ряд стран, включая Британские Виргинские острова, которые популярны среди бизнесменов в России, взяли на себя обязательство – обмениваться информацией о банковских операциях, которые выполняют резиденты Большой 5, такие как резиденты Германии, Франции, Италии, Испании и Великобритании.

«Оффшоры дадут нам информацию, которая нам так нужна, в том числе информацию об операциях, схемах и счетах в рамках той или иной юрисдикции», сказал заместитель министра финансов России Сергей Шувалов. Министерство не разглашает информацию о том, сколько денег может получить бюджет России в виде налогов, если будут предприняты соответствующие успешные меры, а недавний прогноз организации Bank of America Merrill Lynch гласит, что 5 или 6 млрд. долларов США может получить Россия в виде налогов на оффшорные процентные ставки и дивиденды, которые в настоящее время невозможно собрать.

Кроме того, конвенция предусматривает участие страны-подписанта в международных налоговых проверках. Министерство финансов России еще в июне 2013 года представило законопроект по введению соответствующей поправки в Налоговый кодекс. По данным Алексея Оверчука, заместителя главы Федеральной налоговой службы, его служба уже имела положительный опыт в ходе таких совместных проверок. «В случае ратификации, конвенция предоставит возможность более широкого использования такой практики», сказал он.

Конвенция позволяет так называемый трансграничный сбор задолженности там, где у предприятия имеется задолженность по налоговому платежу в одной стране, а активами такое предприятие владеет в другой стране, а налоговые службы смогут конфисковать такие активы. Однако до сих пор Россия не смогла добиться успеха в своих начинаниях. Общие неоплаченные долги, которые России задолжали компании, зарегистрированные в странах, которые подписали конвенцию, составляют 6,24 млрд. рублей (190 млн. долларов США). Крупнейшими должниками являются компании, размещенные в Канаде (1,38 млрд. рублей) и Турции (1,23 млрд. рублей). До сих пор эти задолженности недоступны для России.

Условная ратификация

К настоящему времени Россия готова присоединиться к конвенции, но при определенных условиях. В частности, в законопроекте говорится, что законодательство России пока не готово к полному принятию схемы трансграничного сбора задолженностей. Следовательно, Москва не может немедленно предоставлять какую-либо помощь во взимании неуплаченного НДС, акцизной пошлины или налога на добычу минеральных полезных ископаемых.

Кроме того, первоначально, Россия не будет обмениваться информацией об открытии и закрытии банковских счетов со стороны физических лиц. Кроме того, для того чтобы сдержать рост в количестве запросов на информацию, Москва планирует установить трехлетнее ограничение на «юридическую помощь в вопросах, имеющих отношение к уголовному преследованию».

Вахитов говорит, что многие страны-подписанты, до России, выдвигали и применяли аналогичные условия, касательно местных или косвенных налогов.

«Однако когда дело касается основополагающих функций конвенции в области обмена информацией, налоговые службы России смогут получать информацию от таких территорий, как Белиз, Гибралтар, бывшие Нидерландские Антильские острова (Сен-Мартен, Кюрасао и Аруба), и многих других – в настоящее время остаются недостижимыми для России. Я считаю, что это полностью оправдывает ратификацию», сказал Вахитов.

Отправить комментарий

Другие статьи рубрики "Офшорные новости"