Прибыли перекроют границу | Государственная налоговая служба получит право контроля, практически, всех внешнеэкономических сделок

Правительство приняло решение наполнить бюджет путем перекрытия одной из популярных схем вывода в офшор прибыли. Недавно Кабинетом министров был обнародован проект правок к действующему Налоговому кодексу, соответственно которому контролирующими органами будет контролироваться цена контрактов на те экспортные поставки услуг и товаров, сумма которых превышает сто миллионов гривен. Как показали подсчеты разработчиков данного нововведения, его использование позволит привлекать в государственный бюджет по три миллиарда гривен в год. При этом поступать дополнительные средства будут от представителей среднего бизнеса, а не от крупных компаний.
Проблемный трансферт
Отечественным бизнесом уже давно отточена схема фиктивных перепродаж, помогающая оседать в «налоговых гаванях» получаемой прибыли. Суть этой схемы проста: украинская компания реализует зарегистрированному в офшоре посреднику товар по заниженным расценкам, а посредник его перепродает конечному покупателю уже по рыночной стоимости. Полученная разница остается в офшорной юрисдикции. Правительства большинства развитых государств давно уже смогли отыскать способы борьбы с применением таких схем, установив над ценообразованием государственный контроль при проведении таких внешнеэкономических операций. При обнаружении налоговыми органами того факта, что сделка проводилась по ценам ниже среднерыночных, продавцу доначисляют налоговые обязательства, которые рассчитываются в соответствии с недополученной прибылью. Или прибыль связанных компаний включают автоматически в общую сумму прибыли материнской структуры, подлежащей налогообложению.
Подобные правила предлагает ввести и украинское правительство. Кабмин подготовил правки к налоговому кодексу, которые дадут право налоговой службе осуществлять контроль над внешнеэкономическими операциями, имеющими отношение к связанным лицам, на сумму от ста миллионов гривен, проверяя соответствие цены сделки и среднерыночной цены. При этом компания получит возможность скорректировать налоговые обязательство по тем контрактам, которые заинтересовали налоговиков, самостоятельно, еще до того, как начнется проверка. Аналогичным правом корректировки будут наделены и те лица, которые принимали непосредственное участие в сделке. Главными являются следующие вопросы: какие компании можно считать связанными, и какие, в связи с этим, сделки будут находиться у контролирующих органов на особом счету? В соответствии с проектом, связанными считаются физические либо юридические лица, которые владеют двадцатипроцентной либо больше долей в принадлежащем партнеру капитале по торговой операции или имеют там (в наблюдательном совете) пятидесятипроцентное представительство. Также связанными признаются те компании, руководство либо более пятидесяти состава плавления которых были назначены одним лицом и совместно работающие родственники. Но все вышеупомянутые ограничения будет несложно обойти, поскольку можно, к примеру, создавать различные компании, формально не попадающие под описание связанных лиц, которые будут координировать свои действия неофициально.
Отличие кабминовского законопроекта от западного опыта состоит в том, что он предлагает налоговикам отслеживать не только те операции, которые имеют отношение к связанным лицам. Подобному контролю будут подвержены также сделки, в которых будут участвовать посредники и операции с товарами, которые являются предметом биржевой торговли: нефтепродуктами, нефтью, углем, газом, цветными, черными, а также драгоценными металлами, различными зерновыми культурами, удобрениями и подсолнечным маслом. Кроме этого, налоговая должна будет отслеживать и трансфертное ценообразование операций, связанных с оффшорными контрагентами, а также партнерами-«упрощенцами», сельскохозяйственными предприятиями и компаниями, которые имеют по налогу на прибыль определенные льготы (0%). Дмитрий Донец, работающий старшим юристом DLA Piper, заявил, что, так как налог на прибыль выплачивают не все резиденты, то выходит, что контролируемыми операциями становятся все осуществляемые с ними сделки, а это - все без исключения экспортно-импортные операции. Норму эта, скорее всего, доработают и сузят. Так как в нынешней редакции Государственная Налоговая Служба потребовала открыто установления полного контроля над внешней торговлей».
Оффшор для своих
Стать объектами пристального внимания со стороны налоговиков рискуют даже те компании, которые свою продукцию на внешние рынки поставляют по ценам, соответствующим рыночным. Андрей Серветник, являющийся партнером Deloitte (налогово-юридического департамента) заявил, что чтобы у налоговиков появились претензии, достаточно даже одному либо двум субъектам хозяйствования заключить внешнеэкономическую сделку по цене, превышающей рыночную. И налоговая служба такую сделку тут же включит в собственную базу данных. Поэтому любой, практически, предприниматель, который экспортирует либо импортирует свой товар, может быть обвинен в занижении им своих налоговых обязательств. Хотя доказывать наличие «злого умысла», имеющегося у бизнесмена, должны налоговые органы, это, скорее всего, не остановит недобросовестных инспекторов в их стремлении пополнить доходы казны.
Не опасаться новых правил могут, разве что, самые крупные компании, которым, в соответствии с вышеупомянутым законопроектом, разрешается согласовывать контрактные цены с налоговой заранее, на период до 3-х лет. В таком случае все операции и договоры, осуществленные за данный период, автоматически будут считаться безопасными. Господин Серветник считает это дискриминацией малого, а также среднего бизнеса. Для небольших, а также средних компаний единственной возможностью избавиться от пристального контроля налоговиков будет дробление внешнеэкономических сделок, а также поставки партий товара на суммы менее ста миллионов гривен.
Желание государства прикрыть на фоне острого дефицита бюджета минимизационные схемы является вполне оправданным. Особенно в свете того, что подобный подход соответствует общемировой практике. Национальной же особенностью является только то, что меры по усилению контроля внешнеэкономических операций принимаются избирательно, в результате чего крупные компании, возглавляемые людьми, вхожими в кабинеты власти, снова останутся неприкасаемыми, терпеть же поборы придется, как и раньше, рядовым бизнесменам.
Ограничения, которые действуют на все операции с нерезидентами:
• На валовые затраты можно относить всего восемьдесят пять процентов расходов по подобным сделкам;
• При оплате рекламных, маркетинговых, а также консалтинговых услуг и выплатах роялти на различные валовые затраты отнести можно не больше четырех процентов оборота компании.

Отправить комментарий

Другие статьи рубрики "Офшорные новости"