Правительство Украины расширяет контрольные функции над бизнесом

В минувшую среду на заседании Правительства Украины был принят проект закона о трансфертном ценообразовании. Однако, Кабинет министров все еще продолжает редактировать документ в секретном режиме. По словам премьера А. Яценюка, измененные правила вступят в силу уже в этом году, поэтому бизнес должен приготовиться к расширению функций контролирующих органов. Под особое пристальное внимание налоговиков попадут все операции с одним контрагентом, сумма которых превышает более 1 миллиона гривен. Кроме этого планируется пересмотр объема штрафов, полномочий надзорных органов, а также сроков и правил проведения внезапных и запланированных проверок. Как считают эксперты, предложенный ранее вариант работы носит рекомендательный характер. Но депутаты уже выразили готовность принять закон в таком виде, в котором он пребывает сейчас.

Новый законопроект с текущими изменениями в Налоговый кодекс попал в распоряжение СМИ. В него внесены изменения, касающиеся усовершенствования контроля за ценообразованием на цены и услуги. Несмотря на то, что поправки в законе были утверждены Правительством, документ еще не поступил в Верховную Раду для дальнейшего рассмотрения. В настоящий момент ведется доработка некоторых положений закона.

Стоит отметить, что Министр финансов приступил к разработке новых норм еще в начале весны. В октябре к процессу редактирования подключились бизнесмены и финансовые эксперты. Но за последние несколько месяцев Министерство финансов совместно с Всемирным банком вело закулисные игры, которые привели к неоднозначной переработке текста в «кулуарном» режиме.

Прежние нормы ТЦО были утверждены 1 сентября 2013 года по инициативе бывшего главы Правительства Н. Азарова. Суть самого механизма ТЦО заключалась в расширении полномочий Государственной фискальной службы за контролем финансовых операций. Под надзор государственных органов попали внешнеэкономические сделки и все операции между компаниями, связанными друг с другом.

Согласно новому закону, под изучение контролирующих органов теперь попадут сделки с контрагентами на сумму более 1 миллиона гривен (за минусом НДС). Также фискальные службы будут проверять объемы доходов плательщиков и связанных с ним лиц в случае, если они превысят сумму в 20 миллионов гривен. На сегодняшний день законодательство предусматривает наличие контроля над всеми операциями с контрагентами на сумму свыше 50 миллионов гривен в год.

Следует отметить, что плательщики уже подали свои отчеты в налоговую службу до 1 октября и ориентировались именно на такой объем по сделкам.

По словам руководителя ТЦО в проверяющей компании Deloitte Александра Черинько, подобная норма могла быть вписана в закон под давлением Всемирного банка. «Они посчитали, что не должно быть никаких лимитов, поскольку компании начнут уходить в тень и прятать свои доходы в оффшор чтобы не платить налоги. Начнется повсеместное дробление крупных сделок. При такой редакции закона бизнес рискует тем, что Налоговая служба может попытаться проконтролировать все операции и запросить документы по всем сделкам», - пояснил он.

Со слов Черинько, в 2014 году сложилась практика запрашивания дополнительной информации у бизнеса во время сдачи отчетности. Налоговиков особенно интересует сегмент операций, сумма по сделкам в которых превышает 50 миллионов гривен.

Глава комитета предпринимателей по вопросам налогов и сборов Торгово-промышленной палаты Д. Михайленко считает, что ТЦО теперь внедрится практически в каждое предприятие. По старому закону под правила ТЦО попадали лишь 40 % предприятий, а теперь по новой редакции закона туда попадет весь бизнес.

Исполнительный директор Бизнес Ассоциации Европы А. Деревянко уверена, что снижение объема по финансовым сделкам значительно ужесточит правила для ведения бизнеса и увеличит его расходы. Таким образом, предприятия будут тратить большие деньги еще и на подготовку документации.

Кроме этого Правительство решило дополнить перечень операций, которые будут подвергаться проверкам. Для населения это коснется налога на прибыль и хозяйственных операций по реализации товаров через нерезидентов и резидентов, имеющих постоянные представительства за границей. Проверки коснутся и сегмента секретной информации о юридических лицах, которую обычно не раскрывают в публичном доступе.

Глава комиссии по вопросам внешней экономической политики союза промышленников Украины Юлия Дороговоз считает, что норма с комиссионерами носит исключительно фискальный характер. С самого начала законодатели хотели внести ее в действующий закон. Это связано с тем, что во время осуществления финансовых операций с комиссионерами по легальным схемам, участники сделки не считались связанными лицами. Но такая схема устарела, и государство хочет быть уверенным, что операция осуществляется без помощи оффшор. Таким образом, Правительство показывает бизнесу, что не собирается упускать свою выгоду.

Многие эксперты сомневаются в четкости прописанных норм в новом законе, особенно пунктов, касающихся начисления НДС. Если речь идет о сделках с резидентами, то должна применяться пониженная ставка НДС. Она установлена на уровне 0 или 7 % (для лекарственных средств). Такой закон ставит бизнесменов в замешательство.

Новые предложения Минфина имеют направленность на расширение полномочий ГФС. Контрольные органы могут по суду получить право признания лиц связанными на основании нескольких обстоятельств или фактов, когда одно лицо контролирует бизнес другого юридического лица. Сегодня в Кодексе прописаны несколько вариантов возможностей обращения налоговиков в суд.

Кроме этого, ГФС может получить разрешение на увеличение сроков проверки, ведь законопроект зафиксировал в своей редакции увеличение периода контроля до 12 и даже 18 месяцев. Эксперты полагают, что менять подобные нормы бессмысленно, поскольку проверки по отчетам еще не проводились.

Также не всем понятно, когда продление срока проверки до 18 месяцев будет считаться обоснованным. Такой большой срок сразу создает риск того, что бизнес начнут душить постоянными проверками. Вслед за новым неприятным нововведением непременно последует увеличение штрафов. Таким образом, к бизнесу будут не только применены санкции в размере 100 МЗ за не подачу отчетных документов, но и еще 1 % от суммы не задекларированных в отчете операций. А по скрытым операциям сумма штрафа составит 3 % от сделки.

Министерство стремится любым способом получить в бюджет побольше денег. Такое поведение приведет к еще большему стремлению бизнеса в тень. Подобные схемы работы закона возможно применять лишь в случае, когда система контроля отлажена и хорошо работает, а все бизнесмены знакомы с правилами и неукоснительно их соблюдают. Также для работы закона необходима полная очистка от коррупционных механизмов, что невозможно в современных реалиях. Новый закон подает надежду налоговикам на то, что в казну пойдет больше прибыли от штрафов. Следовательно, применение ТЦО будет эффективным в собирательном плане, поскольку налоговики начнут получать деньги за не подачу отчетов по неконтролируемым операциям.

Кроме существенных недостатков в законе есть полезные нормы. Новая редакция отменяет такую формулировку как «официальный источник информации». Из этого следует, что налоговики для своих целей смогут пользоваться совершенно любыми информационными источниками.

В целом эксперты полагают, что новый закон учитывает интересы бизнеса в меньшей степени. В частности, отмена формулировки «официальные источники информации» вызывает много вопросов. Но если говорить о законе в целом, то он подвергся масштабному изменению, определению нового понятия связанных лиц, а также различных норм для всех отраслей. Применение закона приведет к тому, что контролирующие органы будут работать в основном на свою пользу, а не во благо развития бизнеса. Налоговики во время принятия нового закона особенно настаивали на сохранении таких норм.

А. Черинько уверен, что при доработке законопроекта бизнес в конечном итоге должен увидеть перед собой четкие правила и законы, а не завуалированные нормы. В то же время Всемирный банк и МВФ хотят приравнять документ к положениям ОЭСР, которые не совсем подходят для украинских реалий. То, что функционирует в Европе, не всегда может быть применено на Украине.

А. Яценюк настаивает на вступлении закона в силу в текущем году. Это объясняется необходимостью закрытия бюджетных дыр. «Прошу бизнесменов готовиться к открытой и честной работе и подготовить достоверную отчетность по налогам на прибыль», - заявил он. По словам Яценюка, какой бы длинной не была оффшорная цепочка, на весь товар установлена биржевая цена, исходя из которой государство должно получить налоги.

В свою очередь бизнес утверждает, что биржевых товаров не так уж много. Новый законопроект предусматривает расширение категории биржевых товаров для каждой из групп. Перечень будет утвержден Кабинетом министров и в конечном итоге приведет к тому, что даже самая маленькая торговая биржа будет играть с ценами на товары и манипулировать представителями бизнеса.

Вместе с этим, депутаты не готовы поддержать новые законодательные инициативы, которые вредят бизнесу. Член парламентского комитета по таможенной политике Михаил Кобцев заявил, что депутаты не будут принимать дополнительную нагрузку на бизнес. Другие представители комитета также заверили, что ужесточающие нормы не будут одобрены. Судя по настроению депутатов, они намерены «завалить» новый закон. Однако, окончательное решение будет принято независимо от мнения комитета. Ранее его члены уже блокировали внедрение НДС счетов, но в последствие такая норма была принудительно введена в Налоговый кодекс.

Отправить комментарий

Другие статьи рубрики "Офшорные новости"