Правила уплаты налогов для людей, живущих сразу на две страны

После принятия соглашения, предусматривающего введение автоматического обмена налоговой информацией между различными государствами, перед обладателями зарубежных активов встала необходимость выбора налогового резидентства. Какая юрисдикция позволит предпринимателям минимизировать финансовые риски?

Многие современные успешные предприниматели уже не первый год живут сразу на несколько государств. Одной из этих стран является их родина (в нашем случае – Россия), где они имеют глубоко вросшие корни и занимаются своим бизнесом. Другое государство – это место, в котором им хотелось бы жить из-за более благоприятного климата, более высокого уровня жизни, лучшего образования и т.д. Немаловажным фактором в выборе желаемого места для проживания является и так называемая «политическая безопасность».

Для многих предпринимателей желание переехать на ПМЖ в другое государство является важным стимулом, бонусом за рискованный и изматывающий рабочий ритм в своей родной стране. Однако далеко не все из них отдают себе отчет, к каким материальным последствиям способна привести их жизнь в другом государстве.

Современная налоговая практика использует такое понятие, как «центр жизненных интересов». Так называют способ определения законного государства проживания физлица с целью определения его налогового резидентства и применения налогового законодательства к его имуществу и доходам по всему миру.

Постоянное место жительства человека, обладающего недвижимостью в двух государствах, может быть классифицировано в качестве центра жизненных интересов, определяемого по месту нахождения его жилья (собственного либо арендованного), ведения бизнеса, проживания членов семьи.

В случае, если бизнес и семья человека находятся в разных государствах, не допустить двойного налогообложения между ними позволяет действующее законодательство. Для определения страны, в которой человек должен платить налоги, учитывают, где именно доминируют его деловые и личные интересы. Зачастую страны, желающие взыскивать налоги с большего количества людей, которые имеют на их территории интересы, спорят между собой на эту тему. Результатом таких споров может стать необходимость выплачивать налоги в обоих государствах.

Сражение за налоги

Каждая страна мира старается взыскать как можно больше налогов. В результате произошедшего в 2008 году экономического кризиса, финансовый мир вышел на новый виток эволюции. Соединенные Штаты в 2010 году приняли закон FATCA, не позволяющий юридическим и физическим лицам, (являющимся американскими налоговыми резидентами), проживающим либо работающим на территории других государств, уклоняться от выплаты налогов.

Для выявления необходимой информации государственные органы используют соответствующие финансовые институты. Было признано, что введение закона FATCA стало успешным шагом, поэтому по запросу G20 в 2012 году началась разработка подобного законодательного инструмента для государств ОЭСР. Возникла необходимость создания общих стандартов обмена между странами всего мира требующейся для налоговых целей финансовой информацией. Разработанные стандарты получили название CRS. По закону, начавшему действовать в 2014 году, сегодня живут более ста государств мира, которые решили участвовать в автоматическом обмене информацией.

Всего за несколько лет исчезли преимущества финансовой тайны, побуждавшие клиентов из разных стран мира вкладывать свои денежные средства в банки ОАЭ, Сингапура, Гонконга, Лихтенштейна, Швейцарии и других государств. Банкам оказалось непросто реализовать новые стандарты. Им пришлось активно наращивать compliance-департаменты, контролирующие соблюдение требований, которые связаны с благонадежностью клиентов.

Неоднозначно восприняли новый закон и люди, работающие в области юриспруденции. Им пришлось разбираться, какие новые стандарты учета и банковские формы придется использовать при работе с клиентами для определения государства, с которым им придется обмениваться информацией согласно принятым стандартам ОЭСР. До того, как эти стандарты были приняты, вопрос налогового резидентства стоял не настолько остро. Зачастую налоговое резидентство определялось клиентами и самими банками просто по паспорту в момент открытия денежного счета. Клиенту достаточно было письменно подтвердить, что он берет на себя всю ответственность за выплату налогов в государстве своего резидентства – этого вполне хватало. После принятия новых стандартов банки к заявителям, налоговое резидентство которых вызывает у них определенные сомнения, стали относиться совсем по-другому.

Спорное гражданство

Пару лет назад компании, которые помогают своим клиентам получать второе гражданство, стали действовать более активно, чем раньше. В своих рекламных буклетах эти организации призывают всех желающих в обмен на денежные инвестиции получать гражданство с целью последующего безвизового перемещения по всему миру.

На самом деле активность этих компаний повысилась вследствие принятия стандартов обмена информацией в автоматическом режиме. Некоторые государства обменивают резидентство на инвестиции, не получая при этом информацию. Это явление носит название «добровольная тайна». Клиент сможет просто предоставить в свой банк паспорт другой страны, в результате чего финансовая информация начнет поступать на какие-то острова, фактически оставшись при этом в тайне.

Этот вариант пришелся по душе некоторым вкладчикам, которые поспешили им воспользоваться. Однако на деле все оказалось сложнее. Недавно ОЭСР начала предпринимать меры для предотвращения злоупотребления жильем в обход CRS в рамках различных инвестиционных схем.

В законе, принятом в 2014 году, имелось много юридических лазеек, которые позволяли использовать возможность получения гражданства либо вида на жительство для избегания автоматического обмена финансовыми сведениями. Сегодня уже составлен список рекомендаций для банковских организаций, объясняющих, на что именно необходимо обращать внимание, определяя государство резидентства вкладчиков.

Теперь для этого недостаточно одного только паспорта. Банковские организации учитывают и многие другие данные – например, в каком государстве зарегистрирован номер мобильного телефона, используемый клиентом для связи с банком, в каком государстве вкладчик чаще всего использует банковские услуги и т.д. Вскоре банки вероятно начнут обращать внимание на IP-адреса государств, с которых вкладчики заходили в интернет-банк наиболее часто.

Вызвать вопросы сможете даже сам факт изменения резидентства в соответствии с инвестиционной программой. Для того, чтобы обезопасить себя, банковская компания может передать сведения о своем клиенте в те государства, резидентом которых, по ее мнению, он является. Чтобы не появились неожиданные проблемы, с банком необходимо поддерживать регулярную связь и обращать внимание на все эти нюансы.

Налоги в большинстве европейских государств намного выше, чем в России, а наказание за уклонение от них гораздо строже. В некоторых государствах Европы люди, вышедшие из налогового резидентства, вынуждены выплачивать определенный процент от размера ранее выплаченных налогов, поэтому риски для бизнеса после всех нововведений лишь увеличились.
Что же можно со всем этим сделать? Прежде всего, следует очень аккуратно относиться к вопросу налогового резидентства после определения статуса в банке по CRS и хорошенько изучать действующее законодательство, чтобы не допустить двойного налогообложения. Решать проблему путем приобретения офшорных паспортов не стоит. Намного разумнее использовать выгодные и легальные программы, предлагаемые некоторыми европейскими государствами, которые предусматривают проживание на территории этих стран.

Отправить комментарий

MAXCACHE: 0.39MB/0.00021 sec