Почему иностранные банки неохотно сотрудничают даже с самыми богатыми россиянами

Состоятельные россияне считают, что любой иностранный банк будет рад разместить их капиталы. На практике оказывается совершенно иначе: финансовые учреждения неохотно сотрудничают с российскими олигархами. За последние 5-10 лет правила игры кардинально изменились, но не все соотечественники это поняли.

Любой иностранный банк действительно рад богатому клиенту, особенно если последний может доказать легальное происхождение своего капитала. В такой ситуации неважно, где расположен банк, и в каком состоянии находится местная финансовая система. Как правило, российские клиенты сталкиваются с двумя видами сложностей. Первые носят документальный характер, а вторые связаны с неформальными взаимоотношениями, на которых базируется бизнес.

Трудности и риски документального оформления операций и активов относительно ясны. Неформальные тонкости чаще всего очевидны не всем. Рассмотрим самую простую и распространенную ситуацию: российская компания хочет открыть счет в другой стране, например, в Сингапуре или Швейцарии. В таком случае ее руководству нужно объяснить, зачем они регистрируют счет в юрисдикции, отличной от места регистрации. Если объяснение будет невнятным и недостаточно убедительным, некоторые банки могут отказать в обслуживании. Впрочем, проблемы возникают не всегда. Большинство стран и банков признают практику, когда бизнесмены регистрируют холдинги в разных юрисдикциях. Такая ситуация связана не только с налоговой оптимизацией, но и с удобством управления активами, поэтому ясна части банков.

Мы привели только один пример, на самом деле нюансов гораздо больше, и все их нужно учитывать, обращаясь в зарубежный банк. Финансисты в таком случае рекомендуют провести элементарную самостоятельную проверку: посмотреть на собственные активы со стороны и задать себе вопросы:

зачем мне нужен счет в банке другой страны;
поверил бы я на месте банкиров своей истории, будь у меня информация из документов и сведения из внешних источников;
отношусь ли я к целевой аудитории этого конкретного банка.
Если на первый вопрос вы можете найти убедительный ответ, а на последние два ответить утвердительно, риск отказа со стороны банка минимальный. Скорее всего, вы успешно пройдете комплаенс-контроль и можете рассчитывать на сотрудничество с банком. Не забывайте, что чаще всего отказывают не «белым», а плохо подготовленным к проверке клиентам.

С чем связана такая ситуация и постоянно растущий процент отказов? Дело в том, что банковская индустрия меняется. Старожилы финансового рынка уходят на покой, рынок покидают схемы работы, ставшие традиционными. Банкиры перестраиваются, и вместе с ними это приходится делать клиентам.

Сегодня банкиров не получится заинтересовать обещаниями будущей активной операционной деятельности и предстоящим заработком на транзакциях. Именно поэтому банки месяцами рассматривают заявки торговых компаний, стартапов в IT-сфере и других аналогичных клиентов. Финансистам не особенно интересно, что клиент обещает им в дальнейшем, они хотят знать, кто пришел к ним прямо сейчас. Службе безопасности банка важно знать как можно больше о потенциальном клиенте, его состоянии, о том, как он ведет бизнес, откуда взял миллионы и с какими контрагентами сотрудничает. При таком раскладе новичкам и бизнесменам, которые зарабатывают на комиссионных и агентских схемах, сложно вести дела на международном уровне.

Крупные бизнесмены находятся в более выгодном положении по трем причинам:

многие из них уловили веяния рынка еще несколько лет назад и сейчас могут внятно объяснить происхождение если не всех, то большей части своих капиталов;
части помогла амнистия капиталов в России, благодаря которой удалось решить некоторые спорные вопросы;
большинство из них сотрудничает с прозрачными контрагентами, которые работают на рынке давно и завоевали положительную репутацию среди банкиров.
Банки всех стран задают потенциальному клиенту главный вопрос: готов ли он работать по новым правилам и не принесет ли им неприятных сюрпризов. Ответ финансисты ищут не только в словах банкира, но и в его документации и истории бизнеса. Преимущество получают те, кто относится к банку как к полноценному бизнес партнеру с собственными интересами, правами и, главное, обязательствами перед регуляторами и другими третьими лицами.

На практике отношения между банками и их клиентами не всегда складываются гладко. Часть олигархов ищут временно пристанище и перемещают капитал в банки лояльных юрисдикций, в надежде, что их обойдут стороной последние потрясения финансового рынка Латвии и Кипра. Из-за этого сложности возникают у всей банковской сферы, и период перехода к новым схемам сотрудничества затягивается.

В прошлом временное размещение капитала в прибалтийский и кипрских банках могло длиться по несколько лет, но сейчас этот срок существенно сократился. Банкиры, которые открывают счета в лояльных банках, могут столкнуться с затруднениями сразу же. Иногда их средства блокируют, и в итоге приходится проходить все тот же нежелательный комплаенс-контроль и доказывать происхождение денег.

Эксперты считают, что такие решения на современном финансовом рынке связаны с неоправданными рисками. Бизнесменам стоит принять изменения в сфере, оценить свою бизнес-модель, выработать новую стратегию развития и сосредоточиться на ней. Это куда эффективнее постоянных попыток обойти действующие правила.

Отправить комментарий