Почему деньги украинцев оказываются в офшорах

На сегодняшний день, несмотря на заявления властей о борьбе с данным явлением, в Украине все еще продолжается процесс, при котором прибыль, генерируемая внутри страны, тем или иным способом выводится за границу. В связи с такой ситуацией в некоторых слоях общества стало формироваться мнение о том, что многие «дыры» в бюджете страны связаны именно с массовым выводом денежных средств на заграничные счета, а именно — в офшоры. Отчасти это так и есть. Однако на самом деле все несколько сложнее.

Куда граждане Украины выводят свои деньги?

Вывод денег и других активов в офшор позволяет их владельцу максимально обезопасить свои права собственности на них. Этим способом бизнесмены начали пользоваться уже практически четверть века назад, когда у бывших граждан СССР появилась возможность выезда в другие страны и работы с иностранными компаниями. Именно так и продолжалось последующие 10-15 лет после начала этой тенденции. Сегодня же украинские деньги продолжают выводиться в «свободные» — офшорные — зоны, но несколько иными путями, чем раньше. По сути, вывод денежных средств в офшоры, действительно, продолжается, но не непосредственно, а транзитом через юрисдикции, официально не считающиеся офшорными зонами.

В итоге деньги украинцев оказываются перечисленными, по большей части, в те же самые офшоры, которыми бизнесмены пользовались много лет назад, но прямых операций зачисления принадлежащих украинцам денег на счета организаций, зарегистрированных в зонах, определенных законодательством Украины как офшорные, насчитывается довольно мало.

Почему деньги перестали выводиться в офшоры напрямую?

Власти страны нарочито демонстрируют населению борьбу с массовым выводом прибыли украинцев за пределы государства. С начала 2011-го года в нормативно-правовой базе был определен перечень офшорных зон. В список вошли 36 юрисдикций, которые, действительно, являются офшорными зонами и нередко активно используются нашими согражданами и множеством предпринимателей из других стран. Но теперь отправлять туда свои средства напрямую стало весьма невыгодно. Причиной тому является, в частности, тот факт, что Украиной не заключены международные договора об избежании двойного налогообложения. Кроме того, существуют препоны в бухгалтерском и налоговом учете. Например, при покупке товаров или услуг в офшорной зоне налоговый кодекс Украины не позволяет включить в графу «расходы» более 85% реальных затрат, возникающих при таких операциях.

Казалось бы, эти методы призваны ограничить отток денег, заработанных в Украине, на заграничные счета украинцев и в целом за пределы страны. Однако деньги продолжают «уплывать» в другие страны. В чем же здесь дело?

Разгадка состоит в том, что в мире существует огромное число юрисдикций, которые предоставляют услуги, аналогичные тем, которые можно получить в «обычной», законодательно определенной офшорной зоне. Количество таких «свободных зон» тем более велико, что офшором может оказаться не целое государство, а лишь его часть: область, графство, княжество и так далее. Зачастую такие юрисдикции оказывают свои услуги на том условии, что компания, получающая возможности использования «свободной зоны», не ведет свою деятельность на территории данной юрисдикции. Это одно из главных отличий таких «свободных территорий» от «настоящих» офшорных зон.

Такая ситуация в финансовой сфере становится причиной тому, что денежные потоки все более и более перенаправляются на страны, в которых осуществляются услуги по предоставлению столь «удобного» офшора.

Скорость такого переориентирования рынка весьма высока. Для сравнения можно сказать, что за десять месяцев 2013-го года экспорт украинских денежных средств в «настоящие» офшоры составил сумму, почти в шесть раз меньшую, чем та, которая была направлена в страны с таким «удобным» налогообложением: в офшоры поступило 22,7 млрд грн., а в страны с «хорошими условиями» — 136 млрд грн. За такое же время в 2014-м году разница составила уже более двухсот миллиардов гривен: соответственно, офшоры приняли 1,6 млрд грн., а «хорошие страны» — 203 млрд грн., что более, чем в 126 раз превышает сумму, осевшую в 2014-м году в офшорах.

Это были данные относительно экспорта денежных средств. Ситуация с их импортом показывает еще большую разницу между использованием украинцами офшорных зон и «удобных» стран. За те же десять месяцев в 2013-м году из офшоров в Украину была импортирована продукция, в денежном эквиваленте составляющая 1,6 млрд грн. Импорт же из «более подходящих» стран составил 198,6 млрд грн. За нынешний, 2014-й год импорт денег и товаров из офшорных зон еще больше упал, составив 1,1 млрд грн. Из «удобных» стран поступило 142,3 млрд грн.

Приведенные примеры показывают, что такой «обходной путь» как использование «нестандартных» офшорных зон не только найден украинцами, но и успешно используется и быстро популяризуется. «Обычные» офшоры теряют свою привлекательность, а на смену им приходит множество других возможностей.

Почему украинцы хотят работать через страны с «удобным» налогообложением?

Как правило, условия работы, а также налогообложение в зонах, не являющихся официально офшорными, почти ничем не отличаются от «настоящих» офшорных зон. И в одном, и в другом случае это страны, в которых законодательно установлен значительно более низкий уровень налогообложения, причем именно налогообложения прибыли. Остальные различия, если они есть, являются не столь значимыми. Единственная существенная разница состоит в том, что некоторые такие юрисдикции не могут быть официально включены в перечень офшорных зон на государственном уровне. По большей части такие причины бывают политическими. Не исключена также и личная заинтересованность власть имущих. Так, одна и та же страна может законодательно то включаться в перечень офшорных зон, то исключаться из него. Это никоим образом не влияет на условия, предоставляемые данной юрисдикцией, однако время от времени дает возможность украинцам лавировать в финансовых потоках.

Существуют ли решения?

Методика борьбы с оттоком денег за границу, выбранная украинской властью, как можно видеть, не дает приемлемых результатов. И такая ситуация вполне предсказуема, поскольку для борьбы с денежным оттоком в масштабах страны необходимо не экспериментировать с неким перечнем, то вписывая, то вычеркивая из него ту или иную страну, а внедрять существенные изменения в налоговое законодательство страны и в другие стороны жизни ее населения.

В большинстве стран, имеющих хоть сколь-нибудь серьезный вес на мировой политической арене, существует и, как правило, исправно действует законодательство о государственном контроле над трансфертным ценообразованием. Летом 2013-го года такое законодательство появилось и в Украине. Вопреки желанию большинства народных избранников в Верховной Раде, этот проект удалось реализовать находившемуся на тот момент на должности Президента страны Виктору Януковичу. Однако тем самым руководитель государства «наступил» на интересы украинских олигархов.

Каково положение дел на сегодняшний день?

Принятый в Украине закон о ТЦО, по большому счету, далек от идеала, а в первых своих редакциях и вовсе фактически был нацелен больше на «легальный» отъем денежных средств у олигархов и на стабилизацию социальной сферы в стране за их счет. В дальнейшем в законодательство о ТЦО был внесен ряд изменений. Постепенно, но очень медленно закон трансформировался, однако в конце концов перестал и совершенствоваться, и вообще внедряться в жизнь.

Тем временем налоговое давление на граждан Украины и на легальный бизнес в стране все более усиливается. Это становится причиной того, что бизнесмены и даже граждане, далекие от ведения своего собственного дела, изыскивают способы ослабить финансовое бремя, давящее на них и их семьи. В результате этого сотни миллиардов гривен продолжают «уплывать» из страны ежегодно, причем масштабы этого явления пока еще только растут.

Отправить комментарий

Другие статьи рубрики "Офшорные новости"