По предложению Путина капиталы вернутся?

1 июля вступил в силу закон о контролируемых российским бизнесом зарубежных организациях и закон об «амнистии капиталов». В связи с этим можно сказать, что наша страна открыла новую в своей истории офшорную страницу. Начавшийся процесс нельзя назвать рядовым - он однозначно будет сложным, и его результаты покажут нам происходящие перемены в уровне доверия к граждан и бизнеса к государству, его экономике. Как будет проходить процесс? Этот вопрос можно назвать принципиальным, так как мы говорим о том, насколько конкурентоспособна наша национальная юрисдикция. Не зная ответа, начинать поиски новых позиций современного глобального хозяйства достаточно трудно.

Декларация — страховой полис

Добровольное декларирование физическими лицами счетов и активов в банках, о которого говорится в статье 1 Закона, способно раскрыть нам его смысл и предназначение. Речь идет о создании нового правового механизма, который сможет обеспечить сохранность гражданского имущества и капиталов, защитить имущественные интересы россиян, даже за границей нашей страны, снизить риски, которые связаны с возможным ограничением применения отечественного капитала, который имеется в зарубежных странах. Срок предоставления декларации в налоговую - с 1 июля и до 31 декабря.

В документ можно внести данные о долях в уставных капиталах компаний, ценных бумагах, объектах недвижимости и о прочем имуществе. Кроме того, в декларацию можно включить сведения о контролируемых зарубежных организациях, в которых декларант является контролирующим лицом, о наличии счетов в иностранных банках, об активах и счетах, по которым декларант является бенефициаром. Здесь следует отметить принципиальную особенность закона - номинальные владельцы (т.е. зицпредседатели организаций-прокладок) могут "отдать" свои капиталы, имущество и счета, их реальным владельцам. Последних же не ожидает уголовное и/или административное преследование по наиболее распространенным профильным статьям. Допустим, по статье об уклонении от уплаты налогов - 198–199.2. Раскрытая информация станет охраняться режимом налоговой тайны.
Подавший декларацию будет освобожден от ответственности с условием, что незаконные действия по статьям, которые указаны в законе, свершились до 1 января нынешнего года.

Еще один ключевой момент состоит в том, что декларант освобождается необходимости возмещать федеральному бюджету нанесенный ущерб. Но только в границах обозначенных в декларации активов. Проще говоря, все декларанты возьмут на себя управление своими рисками, объем которых ныне имеет самое непосредственное отношение к тому, насколько глубоко была раскрыта информация о «нажитом». Также декларант имеет возможность выбора между рисками различных национальных юрисдикций. Насильно на территорию нашей страны из "подполья" никто никого тащить не станет. Все действия должны совершаться исключительно в добровольном порядке. Размышлять уже настало время, закон у всех "на руках". По мнению множества юристов, декларацию можно сравнить с полисом страхования. Что произойдет на деле, никто не знает. Однако есть возможность "начать жизнь заново". При наступлении же страхового случая, то есть, появлении вопросов от налоговых органов и других представителей правопорядка, такой полис пригодиться. Кому и как именно поможет полис?

Ограничения мотиваций

Ответить на этот вопрос можно будет уже после "свершившегося факта" проведенного проекта. На данный момент юристы, которые контролируют граждан и бизнес по низконалоговым юрисдикциям, высказывают мнение о том, что законом решат воспользоваться от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч лиц. На конкретную размерность окажет влияние правоприменительная политика, а также решение вопросов, которые способны мотивировать граждан к участию. Еще в начале лета специалисты Boston Consulting Group опубликовали исследования о том, что в 2013-14 годы частные состояния россиян возросли с 1.6 триллионов долларов на 0.4 триллиона долларов. Одна четвертая часть от общего количества активов - офшорная. Отметим, что речь шла только об облигациях, акциях и других финансовых инструментах, которыми отечественные граждане обладают через управляющие организации и напрямую, и об денежных вкладах и пенсионных активах высокой ликвидности). В 2019 году эта сумма возрастет еще на полтора триллиона долларов с офшорной долей в 22 процента.

Однако действительно ли основная цель закона о декларации состоит в том, чтобы возвратить капиталы? Скорее всего, нет. Так как вписание в Налоговый Кодекс налоговых льгот для людей, которые репатриируют собственные активы, еще не состоялось. И произойдет это не ранее, чем наступит середина осени.

Практики-юристы заявляют о том, что граждане согласны внести в декларацию данные обо всем, о чем уже известно или на что есть подозрение в государственных органах. А вот декларировать сведения о том, что пока скрыто от госорганов, они еще опасаются. Причина этого вполне понятна. Необходимо ли вообще начинать что-то, когда ранее проблем не возникало? Почему сложности должны возникнуть в дальнейшем? Однако трудности, естественно, появятся. Эпоха банковских тайн скоро подойдет к своему логическому завершению, и спустя несколько лет риск непрозрачности вырастет везде и во много раз.

Воздерживающихся также можно понять. Будущее, вроде бы, сейчас представляется более-менее ясным. Раскрыться необходимо, однако для чего это делать прямо сегодня? Да, согласно закону о декларации, следователям и судам придется отказаться от преследования по указанным статьям. Однако есть ли причины не переквалифицировать состав? К примеру, по статье о мошенничестве, которую нередко называют "резиновой". Решить вопросы с этой статьей законодатели до окончания нынешней сессии просто не смогут. Статья "бизнес-мошенничество" 159.4 предусматривающая более мягкие наказания, призналась Конституционным судом отчасти соответствующей Основному закону. Но на деле с середины июня она уже не действует. Исправить положение дел депутаты еще не успели. Дамокловым мечом можно назвать общую статью о мошенничестве, ведь закон об амнистии капиталов под нее не попадает.

Предпринимательская среда полна пониманием и опасениями. Раскройте информацию, и на нашем несовершенном правовом поле у вас могут просто отжать бизнес. Но не как раньше, не с помощью иска в арбитражных судах или рейдерского захвата. А переквалифицировав статью и заведя новые уголовные дела. Теперь становится ясно, что вопросы о декларировании напрямую зависят от того, насколько граждане способны доверять нашему государству. У каждого этот уровень доверия формируется и с учетом собственного опыта, который зачастую и прокладывал дорогу в офшоры. Мотивировать граждан "развернуться" - процесс довольно продолжительный. Здесь необходимо обозначить открывающиеся возможности и делать крайне аккуратные «телодвижения» в области правоприменения.

Действующие чиновники, если брать в расчет формальную точку зрения, вообще не мотивированы к участию. Ведь какие бы сведения они ни задекларировали об имуществе за границей, если они не сделали этого прежде, все равно станут признанием вины в прямом нарушении законов о государственной службе. Это станет отличным и бесспорным аргументом к тому, чтобы "засветившегося" чиновника просто уволили. Бюрократические массы в своем творчестве неисчерпаемы. И поэтому можно смело сказать о том, что нас ожидает конфликт интересов с неизвестными пока последствиями.

Заложники счетоводства

Естественно, что будут и те, кому воздерживаться придется даже против собственной воли. Речь идет о владельцах счетов в заграничных финансовых организациях. Действующее валютное законодательство говорит о том, что не зачисленные на счета в отечественные банки доходы, которые были получены за границей, должны караться штрафом в размере до 100 процентов от всей суммы. Далеко не все об этом знают, так как их активами управляют зарубежные финансовые институты, переводящие финансы на счета, к примеру, в западных банковских организациях. Места для шуток тут уже не осталось. Как бы честно ты ни платил налоги с получаемых доходов, обладая активным зарубежным счетом ты являешься валютным преступником. Деньги на счетах колоссальные.

Глава ВТБ24 Михаил Задорнов предположил, что швейцарские, латвийские, американские и великобританские банки только в прошедшем году приняли на свои счета от россиян 500 миллиардов рублей. Если все происходило с участием кредитных организаций России, то ничего страшного нет. А вот если собственными силами, то от головной боли не избавиться даже после декларирования. Счета легализованы, однако как поступить дальше в том случае, когда любая приходная операция должна быть проведена с помощью росбанка? Говорить о том, во что обойдется наличие еще одного посредника, с учетом продолжительности транзакций и размеров его комиссионных, в особенности, с учетом санкций, естественно, не стоит - здесь и так все ясно. Правда может обойтись крайне дорого. Многие с этим согласятся. Найдутся и те, кто решит ликвидировать или заморозить счета до наступления лучших лет. Обман может раскрыться, но когда?

Выходом из положения называют либерализацию валютного закона как максимум в начале осени. Понятия валютного и налогового резидентства в России различны. В последнем случае в РФ необходимо пребывать не меньше 183 суток. В первом - просто менее года. Если вы живете или работаете за рубежом, то вернитесь на сутки в Россию, и проблема решена. С 2016 года придется давать ответ в ФНС каждый квартал о движении финансов по счетам. Налоговики к такому пока что не готовы. Неизвестно, согласиться ли налоговая на электронные отчетности, которые так обычны для заграничных банков, и то, во сколько обойдется нотариальное заверение справок, какова будет стоимость перевода и так далее.

Не согласование норм валютного и налогового регулирования в существенной мере сводит к нолю склонность участвовать в проекте декларирования. По мнению экспертов, обязанность проводить приходные операции в заграничные банки через росбанки следует просто упразднить. Вся информация об этом может быть доступна в автоматическом обменном режиме между налоговиками разных государств. Дорога также непростая. Идти по ней придется не меньше двух лет вместе со всем экономическим светом. Но четко определить собственные намерения следовало бы незамедлительно.

Проблемы большого бизнеса

Президент РСПП Александр Шохин признается, что закон декларирования капитала не коснулся умов и сердец руководства корпораций. Их главной задачей является адаптация к пунктам о контролируемых зарубежных организациях и поиски новых компромиссных решений в практике деофшоризации с помощью пакетов уточняющих поправок. Законодательство о КИКах стало действовать с 1 января нынешнего года. Несмотря на то, что ответственность по закону наступает лишь с 2017 года, он стал причиной многочисленных критических высказываний относительно суровости предполагаемых по нему мер. Федеральный закон 150 от 8 июня - результат, полученный проведением непростых и интенсивных диалогов государства и бизнес-сообществ. Впрочем, результат можно считать и позитивным. От налогов освободили доходы КИК, если организация - это активный иностранный холдинг или субхолдинг. Такая же история с безотзывными трастами - сейчас налогообложение касается не тех, кто разместил средства, а тех, кто их использует. Налоговая отчетность может предоставляться КИК по международным нормам вместе с заключениями собственных аудиторов. Закон прописан правила перехода иностранных компаний в отечественное налоговое президентство и множество других немаловажных деталей. Учитывая главную мировую практику, российскую версию никак нельзя назвать самой жесткой. Налогообложение относится не ко всем доходам, а лишь к их пассивной части - это проценты, дивиденды и так далее. Возврат капиталов в этом случае возможен и по прямым стимулам. К примеру, при ликвидации КИК имущество (исключая денежные средства) будет избавлено от налога.

В сложности закона сомневаться не приходится. Однако интерес к тому, какую новую реальность он поможет сформировать, возрастает. У PwC в нашей стране с начале 2015 года доход от предоставления услуг по налогам вырос уже практически на 20 процентов. При этом главный вопрос состоит не в оптимизации фискальных платежей, а в реструктуризации реальной деятельности и сохранении конкурентоспособности на рынке на фоне одновременной экономии администрирования активов. Один из экспертов выразил мнение о том, что необходимо приступить к поискам решения о том, как совмещать возможности получать российские налоговые льготы, пребывая в более "уютной" правовой системе и не выходя за рамки валютного закона. Сложная цель, достигнуть которую в каждой отдельной ситуации следует по своему.

Деофшоризация, пускай и не быстро, однако неуклонно становится частью корпоративного стратегического планирования - об этом говорит и намерение продвигать предстоящей осенью новые поправки по законодательству о КИК. В настоящее время, например, контролирующее лицо должно быть гражданином России, и иметь 10 процентов и больше от капитала организации с условием, что доля российских налоговых резидентов в совокупности составляет не меньше 50 процентов. При этом рассказывая о собственных 10 процентах, необходимо говорить и о других акционерах. Но как это возможно в случае, когда они неизвестны. В бизнесе каждый может говорить лишь о себе, все остальное касается налоговых органов. Министерство финансов не возражает. Будет видно, можно ли заслужить большое доверие, если двигаться к нему мелкими шагами.

РФ в тренде

Мировой интерес к офшорам начался давно и не скоро будет утрачен. Сейчас мы видим только начало процесса. Однако и "выигрыши" по нынешним правилам существенные. Различные экспертные оценки свидетельствуют о том, что размеры активов, которые контролируются офшорами, составляют 20-34 триллиона долларов. Около 5 лет назад американцами был принят закон «О налогообложении зарубежных счетов», с аналогичными инициативами выступили и другие страны. К 2013 году была сложена определенная «критическая масса», и при председательстве России в «Группе двадцати» саммит в Питере одобрил «план по выведению прибыли в прочие юрисдикции и противодействию эрозии налоговой базы». Текущая корректировка и выполнение плана - работа ОЭСР, каждый год отчитывающейся перед «Большая двадцатка» и продвигающей выработку соглашений, конвенций и тому подобных. Отечественную деофшоризацию здесь можно считать составляющей общемировой тенденции. Отметим, что "план действий", состоящий из 15 базовых пунктов, включает в себя пункт об осуществлении в автоматическом режиме международного обмена налоговыми данными. Берлинское соглашение, на исполнение которого согласно больше 60 государств, предусматривает, что датой дебютного обмена информацией станет сентябрь 2017 года по результатам ушедшего 2016 года. Российская Федерация, которая ратифицировала Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам, на протяжении предстоящих нескольких лет станет заниматься созданием внутренних законодательных основ для полноценного налогового автоматического обмена.

Итак, политика современного экономического мира предполагает стремительное движение к тому, чтобы сделать налоговую базу прозрачной и постепенно унифицировать риски граждан и бизнеса. Однако заметные различия между различными юрисдикциями все еще очевидны. Теперь, согласно нынешним российским законам, каждый имеет право выбирать. Использовать закон с пользой для себя не будет лишним. В результате такого разумного и эффективного подхода есть все шансы остаться в выигрыше.

Отправить комментарий

Другие статьи рубрики "Офшорные новости"