Офшор уголовно наказуем

Россия собирается вводить ответственность за уход от налоговых обязательств. Об этом говорит тот факт, что Следственный комитет Российской Федерации предложил внести в Налоговый и Уголовный кодексы запрет на злоупотребления в налоговом обложении, а Министерство финансов выступило с полной поддержкой этого предложения. Если данные нормы законодательства вступят в силу, то к уголовной ответственности могут быть привлечены лица, выводящие свою прибыль в офшор для оптимизации налогов.
Вопрос введения запрета на злоупотребления в сфере налогообложения будет прорабатываться Минфином в рамках Национального плана противодействия уклонения от налоговых обязательств, а также сокрытия бенефициарных хозяев компаний. Данный план также будет обсуждаться в правительстве.
В роли инициатора запрета выступил Следственный комитет России (СКР). Заметим, что следователи неоднократно выступали с предложением внести изменения в профильную статью 199 УК, путем расширения списка способов уклонений от налоговых обязательств. В настоящее время к уголовной ответственности могут привлечь только в случае налогового мошенничества, то есть тогда, когда от уплаты налога уклоняются за счет фальсификации отчетности. Теперь СКР предлагает внести в Налоговый кодекс статью, которая накладывает прямой запрет на уклонение от налоговых обязанностей, а также их занижения.
Согласно 199 статье УК сумма ущерба, связанная с неуплаченными налогами, превышающая два миллиона рублей (на протяжении трех лет), относится к крупному размеру ущерба, сумма свыше десяти миллионов рублей - к особо крупному ущербу. Максимальное наказание за данные правонарушения в сфере налогообложения - лишение свободы на срок до шести лет. Допускается, что в дальнейшем, мера ответственности за агрессивный вид налогового планирования будет пересмотрена в сторону снижения сроков наказания, а суммы крупного и особо крупного ущерба увеличены. Поскольку, по мнению СКР, данный вид правонарушения менее опасен налогового мошенничества.
Заметим, что предложенная СКР формулировка вызывает опасение, поскольку позволяет контролирующим органам рассматривать нормы на свое усмотрение. В настоящее время существуют способы расчета, относящиеся к агрессивным, но, тем не менее, законным, например, перечисление прибыли в офшор или продажа товара иностранным компаниям по заниженной цене.
Как уже упоминалось, Министерство финансов одобрило предложение СКР, в котором на законодательном уровне будет закреплен запрет «злоупотребления правом в сфере налогообложения». От СКР требуется дать завершенную формулировку конкретного предложения, после чего Минфин определится с окончательным решением.
В СКР считают, что изменения в Уголовном и Налоговом кодексах существенно помогут в борьбе с таким явлением, как фиктивное дробление бизнеса, благодаря которому можно оптимизировать налоги или выводить прибыль в офшор. Следователи заявляют, что дробление компаний - одна из самых распространенных схем оптимизации налогов.
Когда происходит дробление бизнеса, взаимосвязь между компаниями не сложно отследить по косвенным признакам, например, ротация служащих между компаниями и т.д. Поэтому контролирующим органам, как правило, несложно доказать фиктивность дробления. Что позволяет налоговикам доначислять налоги на основании того, что была получена необоснованная налоговая выгода. Данная концепция неоднократно формулировалась арбитражной практикой.
При ведении агрессивного налогового планирования, группу компаний структурируют таким образом, чтобы основная часть налоговой нагрузки ложилась на те компании, которые зарегистрированы в области низконалоговой юрисдикции или в тех странах, с которыми Россия заключила соглашение, позволяющее избежать двойного налогообложения.
Необходимо отметить, что по итогам 2012 года, внешний долг в небанковском секторе России превысил 250 миллиардов долларов, при этом 100 миллиардов приходятся на заимствования в рублях. Поскольку зарубежные банки не могли предоставить рублевые кредиты, так как у них отсутствует долговой рублевый рынок, то данный факт указывает на фиктивный характер данных кредитов. Подобная тенденция наблюдается и на рынке внутрироссийских займов, где около 60 процентов кредитов получено не в банковских учреждениях, а от сторонних организаций.
Некоторые российские компании при помощи фиктивных контрактов выводят прибыль через подконтрольные иностранные организации, например, под видом оплаты за использование товарного знака. После чего деньги уходят в компанию, которая зарегистрирована в юрисдикции, где нет соглашения с Россией об обмене информации о бенефициарах. Далее деньги в виде кредита возвращаются обратно в российскую компанию. Данная схема позволят значительно снизить налоговые нагрузки как по прибыли, так и по НДС, благодаря чему она получила немалое распространение.
Введение запрета «злоупотребление правом» с применением санкций в виде уголовной ответственности за применение тактики агрессивного налогового планирования не является российским изобретением. В качестве примера подобных правил по борьбе с занижением налогов можно привести принятый в США закон FATCA, согласно которому банки обязаны делиться информацией о бенефициарах счетов резидентов США. Принятие данного закона дало возможность властям осуществить процедуру уголовного преследования целого ряда швейцарских банков, которым было выдвинуто обвинение за соучастие в налоговых аферах, где фигурировали американские резиденты.

Отправить комментарий