ОЭСР представила план борьбы против уклонения от налогов

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) представила план действий, который по ее словам, предлагает правительствам методы возврата причитающихся налогов.

План был разработан по запросу группы стран Большой 20, и был представлен в ходе встречи министров финансов в Москве. Большая 20 просила, чтобы план «предоставил странам внутренние и международные инструменты, которые улучшат налогообложение экономических видов деятельности».

ОЭСР утверждает, что процесс глобализации открыл ряд возможностей для международных корпораций, с помощью которых можно «в значительной степени минимизировать их налоговое бремя». В результате, «возникает ситуация, в которой граждане становятся более восприимчивы к вопросам о налоговой справедливости». В связи с этим, в настоящее время правительствам необходимо «бороться с меньшим количеством поступлений и большим количеством расходов на обеспечение соблюдения дисциплины».

В частности, эрозия налоговой базы и перемещение центра прибыли (BEPS) рассматривается в качестве той составляющей, которая подорвала целостность налоговой системы, и ОЭСР одобряет дополнительное давление, которое оказывается на правительства с помощью СМИ и общественности в отношении несправедливости низких корпоративных налогов. Это может навредить репутации международных корпораций, в то время, как корпорации, работающие только на внутренних рынках, считают, что слишком тяжело конкурировать с такими предприятиями, «у которых есть возможность перемещать свою прибыль для того, чтобы избежать или снизить налогообложение».

ОЭСР пояснила, что «необходимо внести основополагающие изменения для того, чтобы эффективно противодействовать отсутствию двойного налогообложения, а также случаям, когда налогообложение отсутствует или низкое». Именно поэтому, в плане определены 15 специальных действий, которые необходимо выполнить правительствам для предотвращения оплаты слишком низких налогов со стороны компаний или их отсутствие.

Действием, которое возможно приведет к еще большей обеспокоенности, является действие под номером двенадцать. Согласно данному пункту, налогоплательщикам понадобиться раскрывать информацию о каких-либо схемах агрессивного налогового планирования. Правительства призваны разработать рекомендации для создания «обязательных правил раскрытия информации, что касается агрессивных или злоупотребляющих трансакций, механизмов или схем, учитывая административные расходы на налоговые администрации и предприятия, а также используя накопленный опыт стран, в которых имеются такие правила».

ОЭСР заявляет, что эти правила необходимо сформировать таким образом, чтобы обеспечить максимальную последовательность, а также, чтобы учесть зависящие от страны потребности и риски. Особенно, необходимо сосредоточиться на международных налоговых схемах, а также использовании широкого определения «налоговая льгота», чтобы захватить такие операции.

Пункт номер тринадцать также касается соответствующей прозрачности, в данном случае, что касается документации трансфертного ценообразования. Здесь предлагается создать режимы по единому шаблону, который будет требовать, чтобы все международные корпорации предоставляли соответствующим правительствам информацию о «размещении своего дохода, экономической деятельности, а также налогах, которые были оплачены в каких-либо странах». Разработка многостороннего инструмента со стороны заинтересованных сторон «направлена на предоставление инновационного подхода к вопросам международного налогообложения», как говорится в пункте пятнадцать, который позволит правительствам отражать «быстрорастущий характер всемирной экономики, а также необходимость быстрой адаптации в этих условиях». Также ОЭСР считает полезным внедрение механизма для разрешения споров, что говорится в пункте четырнадцатом вышеупомянутого плана действий.

Среди прочих действий, действие первое нацелено на борьбу с налоговыми проблемами, которые представлены в цифровой экономике. В нем говорится, что правительства должны определить эти проблемные вопросы, и найти «целостный подход» для их решения. План двигается вперед в отношении нейтрализации влияния смешанных, не соответствующих стандартам, механизмов, и предлагает создать положения типового договора и рекомендации, касающиеся вида внутренних стандартов. Также в нем звучит призыв о разработке рекомендаций, касающихся модели контролируемой иностранной компании (КИК).

Также ОЭСР считает, что предотвратить эрозию налоговой базы можно с помощью передовых практик в этой области. В сочетании с вышесказанных, необходимо представить руководство по трансфертному ценообразованию, что касается системы ценообразования финансовых операций заинтересованных сторон, которая должна быть согласована с работой по смешанным схемам и контролируемым иностранным компаниям.

Пункт пятый сосредоточен на необходимости «перестроить работу причиняющих вред налоговых практик». Правительства были призваны сконцентрироваться на повышении прозрачности, а именно, на обязательном добровольном обмене решениями, связанными с преференциальными режимами. Для этого, работа Форума о вредных налоговых практиках (FHTP) будет пересмотрена для нахождения более эффективных решений. Пункт шестой данного плана подчеркивает положения типового соглашения, касающиеся установления внутренних правил для того, чтобы прекратить предоставление льгот в случаях, которые не требуют этого. Седьмой пункт призывает внести изменения в определение «постоянное представительство» (ПП), чтобы предотвратить искусственное уклонение от статуса ПП, что касается эрозии налоговой базы и перемещения центра прибыли.

Пункт восьмой, девятый и десятый, направлены на обеспечение соответствия результатов трансфертного ценообразования с их целями. В плане говорится, что новая система должна быть разработана таким образом, чтобы предотвратить эрозию налоговой базы и перемещение центра прибыли из-за перемещения нематериальных активов среди членов группы, передачи рисков, или распределения капитала среди членов группы, а также участия в трансакциях, которые обычно не осуществляются между третьими сторонами.

Необходимость создания ряда методик для сбора и анализа данных об эрозии налоговой базы и перемещении центра прибыли, изложена в одиннадцатом пункте плана. Сюда «войдет разработка экономического анализа масштаба и влияния эрозии налоговой базы и перемещения центра прибыли (включая побочное влияние на территории других стран), а также действия по решению таких проблем». Существующие источники информации необходимо будет оценить, а правительствам необходимо будет определить новые источники, где может и должна собираться информация.

Генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гурриа сказал, что план действий «является отправной точкой в истории международного налогового сотрудничества. Он позволит странам создать скоординированные, всеобъемлющие и прозрачные стандарты, которые необходимы для того, чтобы предотвратить эрозию налоговой базы и перемещение центра прибыли. Международные налоговые правила, многие из которых датируются 20-ми годами, обеспечивают, чтобы предприятия не платили налоги в двух странам – двойное налогообложение. Это похвально, но, к сожалению, в настоящее время эти правила используются нечестно для избежания двойного налогообложения. План действий нацелен на ликвидацию таких нарушений, чтобы международные корпорации также оплачивали справедливую долю своих налогов».

Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов добавил: «Как председательство Большой 20, мы поддерживаем работу ОЭСР, которая направлена на то, чтобы международная налоговая система продвигала рост и конкуренцию, не искажая основные стандарты справедливости, которые позволяют международным корпорациям процветать, избегая высокого налогового бремени».

Цель заключается в том, чтобы предпринять вышеуказанные действия в течение следующих 18-24 месяцев.

Комментируя, Грег Вибе, глава компании KPMG International, сказал: «Приведение сегодняшних предложений в исполнение в течение 24 месяцев является самой огромной проблемой. Без сомнения, существует необходимость быстрого решения возникших проблем, но проведение модернизации 75-летего международного налогового законодательства в течение двух лет кажется нереальным».

Манал Корвин, лидер по международным корпоративным услугам в компании KPMG LLP и бывший заместитель помощника министра налоговой политики по международным налоговым делам в Министерстве финансов США, также сделал комментарий: «В сегодняшнем отчете предложены значительные изменения в международной налоговой среде, которые необходимо провести в кратчайшие сроки. Мы поддерживаем то, что ОЭСР подчеркивает важность проведения консультаций с заинтересованными неправительственными сторонами. Компания KPMG считает этот диалог важным шагом на пути к конечному успеху, и мы с нетерпением ждем начала конструктивной работы с ОЭСР в ходе консультационного процесса».

Отправить комментарий

Другие статьи рубрики "Офшорные новости"