ОЭСР поддерживает Индию в проведении налоговой реформы

В рамках своего ежегодного экономического обзора в Индии, результаты которого были опубликованы 19 ноября 2014 года, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) поприветствовала прогресс в области реализации налога на товары и услуги (налога на добавленную стоимость), но призвала пересмотреть налоговые льготы и решить проблему бюрократии.

ОЭСР сообщила, что индийская экономика проявляет признаки финансового оздоровления при поддержке новых реформ, которые направлены на обеспечение надежного, устойчивого и всестороннего роста.

Главный экономист ОЭСР Кэтрин Л. Манн сказала: «Индийская экономика выходит из кризиса на протяжении последних лет, где резкий спад переходит в рост, продолжает оставаться высокий уровень инфляции и текущего дефицита, но ситуация продолжает улучшаться. Ключевые реформы в деловом мире, на рынке труда, а также в области инфраструктуры, вернут экономический рост обратно к более высоким показателям, чем в прошлом, создадут рабочие места и повысят уровень жизни всех граждан Индии».

Однако в докладе подчеркивается, что «структурные реформы также приведут к росту индийской экономики. Если их не провести, рост останется ниже восьми процентов, - уровень которого удалось добиться в течение последних десяти лет. Препятствия в области инфраструктуры, затруднительная экономическая обстановка, сложные и непропорциональные налоги, неадекватное образование и обучение, а также несовременное трудовое законодательство в значительной степени задерживают рост и создание рабочих мест».

В частности, ОЭСР отметила, что «трудовые и налоговые нормативы являются сложными и приводят к повышению расходов, связанных с ведением бизнеса, выше определенного размера. В связи с этим, фирмы-производители вынуждены оставаться небольшими, а их продуктивность остается низкой».

Кроме того, она сообщила, что предусмотренное в бюджете 17%-ое повышение налоговых поступлений кажется довольно оптимистическим. «Достижение устойчивой и качественной фискальной консолидации потребует внесения изменений во многие налоговые льготы, которые подрывают уровень дохода и еще больше усложняют налоговую систему, а также потребуют проведения других реформ в области государственных финансов».

ОЭСР сказала, что планы по введению налога на товары и услуги с апреля 2016 года расширят базу налоговых поступлений страны, поскольку данная мера упростит соблюдение налоговой дисциплины и поддержит коммерческие предприятия, которые хотят расти. Тем не менее, налоговые поступления (за исключением социальных взносов) в соотношении к валовому внутреннему продукту (ВВП) составили 17,1% в 2012-13 финансовом году, что значительно ниже налогового бремени в других развивающихся стран, таких как Бразилия, Россия и Китай.

Она отметила, что это произошло несмотря на высокие налоговые ставки, которые взимаются в рамках узкой базы, наряду с низким уровнем соблюдения дисциплины. У налога на доход корпорации, например, была высокая ставка - 30% для отечественных компаний, плюс добавочный налог в размере от пяти до десяти процентов для крупных компаний, но приносит он относительно средний доход.

В докладе говорится, что Законопроект о кодексе прямых налогов от 2010 года должен был снизить ставку корпоративного налога до 30% и отменить некоторые налоговые льготы, но этого не произошло, и предельная ставка налога для физических лиц остается значительно более высокой, чем в других аналогичных странах.

Несмотря на предстоящее введение налога на товары и услуги, которое будет включать отмену поступлений от ряда косвенных налогов, ОЭСР сообщила, что еще многое предстоит сделать для расширения базы косвенных налогов. Она выделила важность введения налога на товары и услуги, но только с ограниченным количеством освобождений.

Также она говорит, что: «Долгожданным шагом со стороны правительства был список услуг, освобожденных от налога на услуги, заменяя список тех услуг, которые облагаются налогом. Предложение Комиссии по налоговой реформе в области прямых и косвенных налогов позволит компаниям более просто подавать декларации».

«Налог на товары и услуги, который до сих пор не одобрил Парламент, предусматривает возможность ограничения использования пониженных ставок и льгот. Замена существующей сложной и многоуровневой системы косвенного налогообложения налогом на товары и услуги с широкой базой позволит обеспечить рост и повысить уровень конкурентоспособности. Международная практика показывает, что распределительные вопросы мало решаются за счет специальных и низких ставок НДС. В Колумбии, например, скрытая субсидия, связанная с НДС льготами и пониженными ставками, более чем в десять раз выше для десяти процентов самых богатых семей, чем для десяти процентов самых бедных семей, потому что богатые люди потребляют больше, чем бедные».

В заключение, ОЭСР сказала, что правительству нужно сосредоточиться на повышении надежности социального обеспечения или перейти к более эффективному решению проблем распределения.

Отправить комментарий