В проект ГК вернулась норма об оффшорах

SuhanovОдин из разработчиков новой редакции ГК Евгений Суханов несколько недель назад заявил о том, что рабочая группа Совета по кодификации не очень активно использует предоставленные ей ресурсы. Это связано прежде всего с тем, что их не так много.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что профильный комитет в Думе решил вернуть в законопроект некоторые нормы, против которых выступали оппоненты из группы, организованной для создания Международного финансового центра в столице.

Еще в начале апреля президент Медведев внес в Думу довольно объемный проект поправок в Гражданский кодекс, который начал переписываться с 2008 года. При внесении документа в нижнюю парламентскую палату он подчеркнул, что все поправки тщательнейшим образом проработаны, поэтому рабочей группе не о чем беспокоиться. Сегодня законодателям удалось выйти на достаточно сбалансированный вариант, который не должен испортить всю суть нового ГК.

Недавно состоялось заседание в профильном думском комитете по уголовному, гражданскому и арбитражному законодательству. На нем обсуждались концепции будущих поправок в Кодекс. При этом присутствовали некоторые разработчики документа, заместитель председателя Совета по совершенствованию и кодификации гражданского законодательства А. Маковский и член Совета президента Е. Суханов. Собравшиеся не стали делиться подробностями и деталями документа, а только лишь обсудили его новую концепцию. Перед проведением заседания глава комитета П. Крашенинников предупредил присутствующих о том, что поправки к закону рассматриваться не будут.

Дальше члены заседания выслушали Маковецкого, который поведал о причинах и необходимости внесения изменений, предлагаемых некоторыми законодателями. Настоящий ГК состоит из четырех частей, которые не совсем равноценны. Самая основная часть – первая, именно в ней заложены главные и общие положения. Она была разработана в 1993 году в период, когда большинство законодателей не совсем ясно представляли себе реалии современной экономики. Маковецкий подчеркнул острую необходимость применения изменений в ГК и сделал акцент на том, что необходимо более комплексно подойти к проблеме, поскольку перемены требуются по многочисленным направлениям. Кроме того, в процессе подготовки надо тщательно изучить судебную практику.

Депутат от «Справедливой России» Митрофанов пытался акцентировать внимание собравшихся на простоте нового документа. Предлагаемый вариант поправок слишком запутанный и сложный для восприятия. В некоторых случаях приходится использовать два Кодекса, чтобы разобраться во всей терминологии и формулировке.

Крашенинников попытался дать объяснение неизменности концепции нового ГК. Однако множество поправок просто вынуждают изменить документ радикальным образом. Маковский также дополнил коллегу, высказавшись о солидном объеме статей, подвергнутых корректировке. Их число перевалило за 600, и это значит, что четверть Кодекса нужно переписывать и формулировать более четко.

После обсуждения члены комитета начали голосование за утверждение президентского проекта. Профильный комитет поддержал президентскую концепцию, однако обозначил некоторые важные моменты, необходимые для дальнейшей корректировки. В частности, законодатели предложили вернуть норму о получении информации по бенефициарам оффшор. Депутаты особенно подчеркнули важность новых норм, поскольку сегодня они просто обязаны соответствовать международным стандартам и потребностям развития современной экономики. Закон должен содействовать борьбе с незаконными оффшорами и серыми схемами уклонистов. Никто из присутствовавших не стал возражать против подобных заявлений, поскольку представители из разных партий сошлись во мнениях.

Предложение о возвращении такой нормы в Кодекс было вполне ожидаемым, ведь необходимость назрела достаточно давно. Современные реалии перестали попадать под старую юрисдикцию. Государство не в состоянии регулировать незаконные схемы злостных нарушителей с помощью старого законодательства. Предприимчивые уклонисты часто пользуются такими недочетами и остаются совершенно безнаказанными. Член рабочей группы Международного финансового центра Д. Степанов прямо на заседании президиума юридической ассоциации совместно с главой Счетной палаты С. Степашиным озвучили такую точку зрения. Степашин также обратил внимание на недостаточность данной меры только лишь в одном ГК, поскольку институты раскрытия бенефициаров предприятий могут быть урегулированы иными способами.

Также депутаты обнаружили целый ряд серьезных недостатков, касающихся коммерческой деятельности юридических лиц. Проект новых поправок не включил в себя некоторые организационно-правовые формы коммерческих структур, такие как хозяйственные партнерства. И это несмотря на то, что 1 июля вступил в действие абсолютно новый закон о хозяйственных партнерствах.

Профильный думский комитет предложил внести новые правила при взыскании кредиторской задолженности с некоторых крупных компаний. В частности, законодатели предложили правило, при котором во время ликвидации юридического лица члены соответствующей ликвидационной комиссии будут обязаны самостоятельно выявлять долги и включать их в ликвидационный баланс. В тексте их заключения также говорится о необходимости возложения на кредитора всех обязанностей и рисков при пропуске установлены сроков.

Сегодня другой исполнительный комитет по финансовому рынку утвердил свое заключение по президентскому законопроекту. В целом, он был принят очень положительно, но члены комитета призвали обратить внимание на некоторые пункты, подлежащие доработке. Депутаты от комитета посчитали, что ряд статей нуждается в пере формулировке и изменении, особенно в вопросах ипотеки. Сегодня в этой сфере все проверки осуществляет будущий залолгодержатель-кредитор. При отсутствии механизма ответственности нотариуса по причиненным убыткам из-за ненадлежащей сверки с действующими правилами и законами, нотариальное удостоверение сделок приведет к увеличению срока их совершения. Гораздо целесообразнее будет найти в проекте баланс между понесенными затратами на сделки и всеми гарантиями стабильной работы для участников договорных отношений.

Из-за этих моментов депутаты предложили решить проблему двумя этапами. Первым делом стоит закрепить в законах о нотариате все функции нотариусов при проверках законности договоров, а также других эффективных механизмов ответственности за незапланированные убытки. Далее следует ввести исключение из общих правил о нотариальном удостоверении для всех ипотечных сделок с недвижимостью, которые совершаются гражданами.

Ориентировочное время рассмотрения президентского проекта – 27 апреля.

Отправить комментарий