Новый налоговый кодекс Украины прогонит международные компании

К всеобщему удивлению бизнесменов, ситуация с новым налоговым законодательством может дать вполне неожиданные результаты. Налоговый кодекс страны устанавливает определенные правила и условия отношений между бизнесом и государством. Некоторые журналисты называют кодекс налоговой конституцией за четко установленные права обеих сторон.

В нынешних условиях государству хочется, чтобы активная деятельность общества и бизнеса направлялась в конструктивное русло. Часто бизнес способен дать весьма эффективные предложения, особенно если речь идет о всевозможных нормах налогового кодекса, подробно регламентирующих экономическую деятельность.

В Украине работает множество международных компаний, которые досконально знают местное законодательство и периодически сопоставляют его с Европейским и мировым. Правительство Украины постоянно заинтересовано в приведении Налогового кодекса в такой вид, при котором он бы соответствовал лучшим мировым стандартам. Из этого следует, что у государства имеется целый ряд объективных предпосылок для сотрудничества бизнеса и власти по вопросам налогообложения.

Ситуация, сложившаяся между некоторыми нормами УК, регулирующими вопросы налогообложения международных компаний, может стать тестовой площадкой для сотрудничества в сфере усовершенствования законодательства.
К примеру, 7 октября в первом чтении был принят проект УК, который не включает в состав общих расходов компании затраты на приобретение у нерезидентов всевозможных рекламных, консалтинговых услуг и роялти.

Такая форма определения расходов является эффективным способом борьбы с серыми схемами, когда товарные марки регистрируются в оффшорных странах, а само производство товаров ведется в другой стране. Этим способом ловкие дельцы уходят от уплаты налогов. Международная практика отнесения роялти к базовым расходам предусматривает уплату налога в одной стране. Естественным образом по этой схеме страна, которая получит налог, будет оффшорной.

Повсеместное применение соответствующего положения НК в конечном счете приведет к неизбежной уплате налогов. При этом честные компании заплатят налог дважды. Им придется выполнить это условие, поскольку кодекс предусматривает двойной налог на роялти в странах, куда происходит поступление платежей от Украины. Такой путь приведет к значительному удорожанию товаров известных международных марок.

Эта ситуация приведет к ряду противоречий предписаниям, которые были ранее регламентированы во время двусторонних переговоров Украины с Кипром. Но не меньшее значение будет иметь и тот факт, что в случае принятия закона в данной редакции, экспорт товаров международных марок, произведенных на территории Украины, будет прекращен. Компании со временем начнут переносить свои производственные базы в другие страны, где законодательство разрешает относить роялти к общим валовым расходам. В последствие бюджет Украины потеряет солидную долю доходов.

Глядя на надвигающиеся риски, международные компании высказывают свое недовольство новым НК Украины. Причем, они заявляют о вреде, как для бизнеса, так и для самой страны. Начальник отдела корпоративных коммуникаций «Метро Украина» Татьяна Бабенко накануне заявила о изменениях, неблагоприятно по влияющих на работу иностранных компаний после принятия новой редакции кодекса. Законопослушные компании, уплачивающие роялти, уже признали новый НК дискриминационным. Он усложняет работу бизнеса и влечет последствия для потребителей, которые будут вынуждены платить дороже. Невозможность относить роялти на общий объем валовых расходов предприятия неизбежно повлечет уменьшение его прибыли. Компании спешно начнут пересматривать ценовую политику для того, чтобы компенсировать расходы, финансируемые из прибыли.

Бабенко заявила, что некоторые компании, входящие в состав Американской торговой палаты, уже разработали обращение в Администрацию президента Украины и Налоговый комитет с просьбой изменить некоторые положения кодекса.

Текст этого письма содержит важные момент, касающиеся мнения самих компаний. Они считают, что власти должны учитывать международную практику и опыт других стран в построении новой системы налогообложения. Особый акцент в обращении сделан на законодательство других развитых стран, запрещающее вносить роялти в сумму валовых расходов за оплату услуг иностранных поставщиков.

Члены Американской торговой палаты предложили украинскому правительству эффективный способ решения проблемы, применяемый во всем мире. Для его осуществления надо контролировать платежи и установить ограничение роялти и затрат на услуги, направляемых в зоны оффшор или туда, где процветает благоприятный налоговый климат. Не секрет, что большинство крупных компаний стремится сосредоточить капитал в налоговой гавани с низкими процентами. Чтобы привести новый Кодекс в современный вид, Украине необходимо установить правила трансфертного ценообразования, принятые Организацией экономического развития.

По словам эксперта, подобные нововведения помогут защитить бизнес и государственный бюджет от реализации серых схем. При этом бизнес останется прозрачным.

Партнер юридической группы «Лекс ЮС» Роман Шурдук считает, что применение подобного сбалансированного подхода позволит достигнуть поставленной цели и хорошо укрепить финансовую дисциплину. Таким образом, повысится работоспособность протекционистских мер государства в целом. При ином развитии событий, принятие сырого НК и уклонение от уплаты налогов, сильно ударит по бюджету страны.

Отправить комментарий

Другие статьи рубрики "Офшорные новости"