Налоговые опасности для иностранных холдингов в России

Федеральное Налоговое Ведомство России в соответствии с судебной практикой пришло к выводу, что присутствие иностранных холдингов на отечественном рынке нежелательно в настоящее время. Если пять лет назад юрисдикции, которые было принять считать легальными и надежными, уже сейчас несут риски налогового характера. Это не является исключениями из правил, а давно стало тенденцией.

В недавнем времени направление работы Налогового ведомства РФ подверглось ощутимой коррекции и этому есть объяснение. Если недавно ФНС контролировала исключительно внутрироссийские схемы с задействованием фирм "однодневок", то теперь внимание акцентировано на зарубежных организациях. Последние все чаще прибегают к различным инструментам снижения налоговой нагрузки, чтобы сохранить свою прибыль. Пять лет назад иностранные холдинги считались надежными, но сегодня их деятельность сопряжена с огромным количеством рисков налогового характера.

Важной причиной усиления контроля над иностранными компаниями стало вступление в законную силу три года назад так называемого "антиофшорного пакета поправок" в Налоговый кодекс РФ. Он включает в себя и правила касательно бенефециаров. Это лица, имеющие полное право на доход. По сути ими выступают полноценные владельцы бизнеса. В соответствии с этими поправками, зарубежная компания, которая не ведет фактической деятельности на территории зарубежного государства (то есть не обладает какими-либо активами - инфраструктура, работники и другими), не имеет доступа к налоговым послаблениям, какими бы они не были.

Налоговые льготы предусмотрены договором об исключении двойного налогообложения между нашей страной и страной, где была открыта компания. Одним словом, все пассивные налоги, а это роялти, проценты и дивиденды, будут облагаться российскими налогами, несмотря на то, что эти средства и вовсе не должны облагаться налогами, либо по минимальным ставкам. Последнее было установлено на основании международного договора пару лет назад.

Данные правила четкие и понятные, и трактовать их иначе, чем они написаны, невозможно. По этой причине их зарубежные аналоги со стороны работников налоговых органов подвергаются жесткой критике и непониманию. Одновременно с их принятием были приняты и поправки, объясняющие право их использования. Правила трактуется неоднозначно, но налоговые органы их в полной мере используют их, а также суды. Таким образом, возникла так называемая судебная практика, отрицательно влияющая на компании. Как всегда, под ударом оказался многострадальный бизнес.

Налоговое ведомство РФ представило на всеобщее обозрение в прошлом году письмо, где есть сведения о данной судебной практике. В соответствии с ним, все позиции, которые там отображены, базируются на судебных делах. ФНС пошла дальше них (надо сказать, что в России не было прецедентов вывода судом по тем или иным делам результатов, которые приравнивались бы к основным правилам).

В соответствии с одним из выводов, холдинговая компания, даже самая "чистая" и обходящая стороной схемы уплаты налогов, не может быть признана объектом, обладающим правом на доход. Соответственно никакие льготы на нее не распространяются, и получить их будет невозможно в соответствии с международными налоговыми договорами РФ. Но, данным правом будут обладать иностранные операционные компании, ведущие реальный бизнес на территории страны. То есть те, у которых есть инфраструктура, получаемый доход, а также работники.

Позиция выглядит односторонней. Холдинговые компании, которые не ведут бизнес, редко создаются лишь с целью получения исключительно налоговых послаблений. Если и создаются, то это делается для того, чтобы внедрить их в "цепочку", позволяющую устранить правовые риски, а также защитить активы предприятия в соответствующей юрисдикции. Очень часто наличие холдинговой компании в структуре не дает возможности группе получить налоговые преимущества (к примеру, когда она открывается в той же стране, где находится и головная компания всей группы).

В письме дается понять, что даже самые "безопасные" структуры владения российскими операционными активами должны быть переоценены с точки зрения налоговых рисков, если ранее они переоценке не подвергались. В результате этого налоговые органы могут подвергнуть проверке, как владельцев бизнеса, так и непосредственно сами компании, которые работают в РФ, и в которых нет рядовых офшоров. К примеру, Белиз, Джерси, Виргинские и Британские острова.

Роль арбитражных судов значительно снизилась в налоговом регулировании, если не сказать, что и вовсе сошла на нет. В результате этого искать защиты в суде нет никакого смысла. Если обратить внимание на практику, то можно заметить, что основное количество дел проигрывалось. Так что, если и обратиться в суд, то шанс выиграть дело будет минимальным. По этой причине бизнесу придется прибегать к использованию превентивных мер, чтобы избежать вышеописанных рисков.

Отправить комментарий

Другие статьи рубрики "Офшорные новости"