Налоговые гавани стремятся стать прозрачными

Результаты всемирной борьбы с таким явлением, как вывод средств в офшор, станут заметны российским компаниям уже в следующем году

«Двадцатка» собирается утвердить целый комплекс мер, направленных на борьбу с попытками некоторых компаний не платить налоги путем декларирования своей прибыли в тех юрисдикциях, в которых предусмотрены низкие налоговые ставки. Согласно плану ОЭСР, для солидных международных компаний предполагается ввод пострановой отчетности. В России данная мера пока что затронет всего двадцать-тридцать групп. Намного большее количество компаний с изменениями столкнется опосредованно: такие государства, как Кипр и Люксембург, подходы к налогообложению уже пересматривают.

Ожидается, что на начавшимся несколько дней назад в турецкой Анталье саммите главами государств G20 будет утвержден план ОЭСР, направленный на борьбу с размыванием существующей налоговой базы, а также с перемещением прибыли (BEPS). Данный план разрабатывался в течение двух лет – осенью 2013 G20 договорилась в Санкт-Петербурге бороться с оффшорами, а также с занижением той прибыли, которая декларируется транснациональными компаниями.

Согласно заключенному соглашению, предполагается корректировка национальных законодательств государств-участников согласно рекомендациям ОЭСР, а также начало многостороннего автоматического обмена данными по поводу налогоплательщиков. Основной идеей данного плана является необходимость уплаты налогов в той стране, где была получена прибыль. Льготные юрисдикции должны будут избавиться от тех практик, которые позволяют компаниям использовать пониженные налоговые ставки, не ведя в стране реальной деятельности. Кроме этого, в стране получателя, например, запрещается освобождать доходы – дивиденды, не обложенные в стране выплаты налогом как проценты. Предусмотрено также, каким образом будет осуществляться налогообложение контролируемых иностранных фирм, даны рекомендации, каким образом можно бороться с занижением существующей налоговой базы путем вычетов по процентам, а также перемещению прибыли в различные компании-посредники (cash box, patent box). В четырех из пятнадцати разделов подробно описываются различные реформы трансфертного ценообразования. Одной из важнейших мер в данном блоке является ввод пострановой отчетности для солидных международных компаний, выручка которых превышает семьсот пятьдесят миллионов евро. В Ирландии, Нидерландах и Великобритании группы приступят к отчетам уже со следующего года. Руководить подготовкой сводных отчетов будет головной офис. Налоговики вышеперечисленных государств смогут запросить отчетность также по всей группе.

Однако доначислять налоги, основываясь на этих данных, пока невозможно, поскольку отсутствует консенсус, как конкретно это можно сделать. Партнер PwC, С. Стройкова сообщила, что те рекомендации по использованию метода распределения прибыли, которые ОЭСР предложила изначально, развитые страны раскритиковали. Участники договорились завершить работу над всеми рекомендациями в данной области к маю 2016 г. А в 2017 около шестидесяти государств, включая многие офшоры, приступят к обмену в автоматическом режиме данными относительно налогоплательщиков (актуальная информация по счетам должна будет предоставляться инвестфондами, банками и некоторыми другими финансовыми компаниями).

Россия, являющаяся участницей G20, тоже взяла обязательство ввести требование относительно пострановой отчетности и включиться в обмен данными о налогоплательщиках. Однако для этого в российское законодательство необходимо внести ряд изменений. Введение норм отчетности может произойти в 2016 г., а переход к автоматическому обмену случится, скорое всего, уже после 2018 г. Хотя Россией была ратифицирована базовая конвенция относительно помощи в налоговой сфере (в этом случае автоматический обмен может быть использован опционально), по прочим необходимым процедурам РФ среди участников пока не числится. Новое регулирование пока что затронет только компании, которые имеют «дочек» в тех юрисдикциях, которые свое законодательство уже поменяли. В России подобных компаний всего около двадцати-тридцати штук (критерию по выручке соответствует порядка шестидесяти компаний). До конца текущего года эти компании должны привести в соответствие объем декларируемой в стране прибыли и функционал «дочки». Компаниям придется обнародовать в этих государствах информацию о своей выручке, активах, а также сделках внутри группы, об особенностях построения сбытовой цепочки в группе, где расположен главный центр ее прибыли.

Эффект, полученный от внедрения BEPS, будет замечен и другими компаниями, оптимизирующими выплаты налогов. Многие схемы будут отсеяны. В большей степени этот имеет отношение к государствам Евросоюза. Люксембург заявил об отмене своего льготного режима обложения интеллектуальной собственности, который не соответствовал 5-му разделу BEPS, поскольку не требовал фактической деятельности в государстве. Аналогичные изменения происходят сегодня и на Кипре. Однако для тех компаний, которые на этот режим перешли до лета 2016 г., льготы будут сохранены в течение пяти лет.

Отправить комментарий

Другие статьи рубрики "Офшорные новости"

MAXCACHE: 0.38MB/0.00026 sec