Налог для нерезидентов Украины

Современная Украина представляет собой налоговое гетто. Адвокат международной юридической фирмы «Шонхерр» Виктор Скопинцев озвучил свою точку зрения на ситуацию. По его словам, последнее время в стране сужаются возможности для экспорта капиталов безболезненными путями.

Новшества для бизнеса показали свою чрезмерную жесткость. Кодекс правил налогообложения доходов для компаний не резидентов предусматривает солидную ставку, равную 10 %. Она применяется, когда налогоплательщику принадлежат значительные объемы уставного капитала. При этом в налогооблагаемый доход включаются доли доходов нерезидента пропорционально участию плательщика налогов в УК. Это правило активно применяется в отношении не резидентов, которые получают доходы в других государствах с преференционной системой налогообложения.

Из этого следует, что возможности для беспрепятственного экспорта оффшор без серьезных потерь из Украины значительно затрудняются. Подобные правила могут привести к систематическому изменению установленных схем налоговой оптимизации.

По проекту Кодекса, проценты отнесенные на валовые затраты, которые выплачиваются нерезиденту с долей собственных акций в уставном капитале в размере 20%, будут ограничены. Они будут начисляться на сумму его долговых обязательств. Это правило способствует удорожанию доступа к материнскому финансированию и очень негативно отразится на ведении украинского бизнеса предприятиями, владельцами которых являются иностранцы.

Юрист ЮФ «Астерс» Николай Сорочинский высказал свое мнение о том, что эффективные меры против оффшор возможны при их одновременном принятии всеми крупными странами.

Внешнеэкономические операции будут подвергаться особому налоговому давлению. Предприятия не смогут аккумулировать в расходы траты на разработки своих торговых марок и авторские права, которые были выплачены иностранцам. Также не будут учтены суммы процентов по кредитам иностранных учредителей, превышающих взносы в уставной капитал. Еще в базу налогообложения будут вменяться 15 % сверх фактических доходов, которые были получены от иностранных партнеров, ранее зарегистрированных в зонах оффшор с налоговыми ставками менее 2 %. К числу подобных стран относится Кипр и Болгария, где налог на корпоративный бизнес не превышает 10 %.

Подобные меры разработаны с целью оттока капитала из Украины в зоны с благоприятным климатом для инвестиций. Но эффект будет скорее всего противоположным. Обеспеченные западные страны страдают от налоговой конкуренции с зонами оффшор не меньше, чем Украина. Но они предпочитают не принимать драконовских мер, предусмотренных проектом НК.

Регулирующие меры против иностранных оффшор будут эффективными лишь в случае одновременного их введения во всех крупных странах. Когда такие меры вводятся только в одной стране, начинается отток капитала в другие государства, не имеющие подобных ограничений. Примечательно, что обеспеченные страны предпочитают не вступать в противодействие с оффшорами, поскольку в международной налоговой конкуренции должны быть союзники.

По всей видимости, авторы закона думают, что прежний международный опыт Украины был неактуальным. Смелые инициативы законотворцев могут принести еще большие неприятности, связанные с оттоком капитала и ухудшением инвестиционного климата в целом.

Отправить комментарий