Минэкономразвития предлагает более лояльное отношение к дочерним компаниям

Компании, которые осуществляют свою работу по офшорным схемам, будут иметь возможность работать по-старому до мая месяца. Именно до этого времени будут разработаны меры, которые поспособствуют выходу российской экономики из офшоров. Главными разработчиками проекта являются Минэкономразвития и Минфин, а основная цель – принудить бизнес вести свою деятельность по российским правилам. Если ведомство под руководством Антона Силуанова предлагает вести борьбу с офшорами, используя метод кнута - закручивание гаек компаниям, которые пользуются их услугами, то министерство Антона Улюкаева считает рациональным применение метода пряника – смягчить режим налогообложения для тех, кто возвращается под российскую юрисдикцию.
Дмитрий Медведев поручил Минфину и Минэкономразвития в срок до 19 мая предоставить Белому дому проект поправок, которые предусматривают меры по ускоренной деофшоризации российской экономики. Эти изменения должны заставить российские офшорные компании вести работу по российским законам и правилам. Про необходимость этого шага президент Владимир Путин заявлял еще в 2012 году, но в прошедшем году не было достигнуто никаких положительных результатов. Про масштабы проблем свидетельствует тот факт, что в 2012 году через полуофшоры и офшоры прошел поток товаров на общую сумму 111 млрд долларов – это пятая часть общего российского экспорта.
Антон Силуанов, глава Минфина, заявлял, что его ведомство разрабатывает три основных направления законодательных инициатив, которые направлены на борьбу с офшорами. Первое касается бенефициаров – компания должна платить налоги по месту осуществления собственной деятельности. Второе должно обеспечить более жесткое наблюдение за иностранными компаниями, которые контролируются из страны – если контроль за заграничной компанией ведется из России, но дивиденды не поступают материнской компании, то спрос нужно осуществлять с материнской компании.
Заключительная инициатива ведомства Силуанова предполагает раскрытие своих бенефициаров компаниями, которые претендуют на проведение государственных закупок, получение субсидий и гарантий, а также введения ограничений, которые касаются получения государственной поддержки компаниями, зарегистрированных в офшорах. Внесение законопроектов в Госдуму планируется в первой половине текущего года. В данный момент проходит доработка проекта поправок, основными остаются инициативы, ранее озвученные министром – объяснил представитель Минфина. Проект по реализации мер по деофшоризации, по оценке Антона Силуанова, способен принести в казну миллиарды доходов.
Контроль над офшорными компаниями, как правило, ведется одним или несколькими физическими лицами, а прибыль, полученная через офшоры, переходит в их полное распоряжение. Контролировать доход этих лиц, а также заставить их поделиться деньгами, невозможно, заявляет Владислав Добровольский, руководитель юридической группы «Яковлев и партнеры».
Предложение Минфина насчет раскрытия участником торгов собственных бенефициаров при проведении госзакупок является половинчатым, так как абсолютно неясна польза данной информации при сборе налогов, если учесть, что поменять бенефициара перед проведением торгов, а потом переиграть ситуацию после заключения сделки, не составит большого труда, сообщает г-н Добровольский. В случае, если бенефициар останется прежним, то он также не обязан платить налоги в российский бюджет, так как участвовать в торгах будет российское юридическое лицо, объясняет юрист.
Введение запрета на заключение договора государственной закупки с офшорной или иностранной компанией не даст совершенно никаких результатов, так как победителем в торгах окажется российское юридическое лицо, а субподрядчиком будет иностранная офшорная компания, сообщает г-н Добровольский. Именно она получит от победителя торгов бюджетные средства, обойдя процедуру уплаты налогов, добавил юрист.
В Минэкономразвития предлагается проводить деофшоризацию за счет освобождения доходов от налогообложения в случае, если средства получены от продажи акций дочерних компаний, которые находятся во владении акционера на протяжении двух лет (а не пяти, как в нынешнее время), сообщил представитель министерства. Более того, ведомство Уланова планирует освободить от налогов те дивиденды, которые получены от дочерних компаний, если их доля составляет не менее 20% (сейчас – 50%). ВМЭР также предлагается рассмотреть возможность льготного налогообложения доходов, которые получены от реализации акций зарубежных дочерних компаний, если доля владения составляет не менее 20%.
Для того, чтобы компании возвращались под юрисдикцию России, будет мало одного лишь наличия неблагоприятных условий для ведения бизнеса компаниями, пользующимися офшорами, подчеркнул он. Также рекомендуется параллельно проводить работу по обеспечению комфортной среды для предпринимательства, улучшать инвестиционный климат, повышать уровень привлекательности российской юрисдикции, сообщил он.
Председатель совета директоров АКГ «Градиент Альфа» отмечает, что про деофшоризацию в России говорят уже несколько лет, но пока не отмечается снижения уровня капиталов, которые накоплены за рубежом российскими предприятиями. По оценкам аналитиков, в конце 2013 года эта сумма составила более 130 млрд долларов. Через офшоры проходят еще более значительные суммы денег, но они находятся там кратковременно, а потом инвестируются назад в Россию или в другие страны.
Более 20 тысяч российских компаний в той или иной степени связаны с работой в офшорах, как правило, это крупный и средний бизнес. Среди наиболее популярных юрисдикций можно выделить Кипр, Нидерланды, Швейцарию, Британские Виргинские острова, Люксембург.
Ожидается, что разрабатываемые меры вряд ли увеличат размер налоговых отчислений. Из ранее упомянутых 20 тысяч компаний не такое большое количество тех фирм, которые подпадают под указанное премьер-министром определение офшорных компаний, не осуществляющих распределение доходов в пользу российских граждан. Более того, владельцы этих офшорных компаний вполне могут спрятаться за цепочкой из других юридических лиц, подконтрольность доказать крайне сложно. Наконец, офшорные схемы являются довольно гибкими, их легко подстраивать под новообразованные ограничения.
Более ощутимый эффект принесет запрет на участие в муниципальном или государственном заказе. Госзаказ – это привлекательный рынок, поэтому все желающие заработать волей-неволей будут проходить регистрацию в России и оплачивать налоги.
Российский бизнес использует офшоры прежде всего для защиты от рейдерства, а также по причине удобства зарубежных юрисдикций для ведения бизнеса. Примечательно, что сделка века по приобретению «Роснефтью» ТНК-BP была проведена через офшоры. Так что важно совершенствовать российское законодательство, добавить нормативные акты по защите права собственности, а также разработать новый закон о холдинге (действующий закон принят в 1992 году).

Отправить комментарий

Другие статьи рубрики "Офшорные новости"