Кипрский оффшор продолжит работу

Официальный визит кипрского президента на Украину ознаменовался обещанием властей срочно решить вопрос по оффшорам на зеленом острове. Такая необходимость обусловлена введением в действие нового Налогового кодекса, который раскритиковали предприниматели. Пока точно неизвестно каким будет новое законодательство в данной сфере, и какой документ сменит старый договор с Кипром, который был подписан в 1982 году. Но срок его появления обозначен вполне конкретно – начало октября. Такое заявление сделал украинский президент Виктор Янукович на пресс-конференции двух президентов в Киеве.

Бизнес вскоре ожидают серьезные перемены в финансовом смысле, но они не будут неожиданными, поскольку предприниматели уже успели подготовиться. Совсем скоро денонсация кипрского соглашения канет в лету. Эпоха Юрия Еханурова и Юлии Тимошенко завершена, теперь в роли регулятора выступает Азаров. Ранее оппозиционные стороны постоянно критиковали друг друга и любые инициативы, а также манипулировали процессом голосования. Теперь пришло время избавиться от денонсации. Однако не стоит думать, что оффшорный порядок вскоре изменится, ведь с каждым годом украинский бизнес лишь усиливает свои позиции на иностранных рынках. В то время, как руководство страны декларирует об определенных достижениях в борьбе с оффшорами, реальное положение дел опровергает все заявления. Таким образом, законодатели не спешат разрушать выгодные для себя схемы уклонения от уплаты налогов.

Сегодня действует соглашение, освобождающее от обложения налогами практически любые доходы, перечисляемые из одной страны в другую. Исключение составляют лишь некоторые случаи в отношении доходов постоянных представительств и физических лиц, которые открыто выводят за границу огромные средства, чтобы минимизировать налоговые обязательства. Данная схема идеально функционирует в нашей стране и касается не только кипрского государства. Украинский список оффшорных зон содержит 37 государств.

Оффшоры представляют собой особые зоны международного экономического сотрудничества. Они являются необходимостью для всей мировой торговли и крупных компаний, имеющих деловые связи с множеством партнеров в разных странах мира. Работа между ними подразумевает особые рамки налогообложения, которое признаются очень мягким. Сама Украина покупает и продает через оффшоры очень много товаров, переправляет инвестиции и оперирует с кредитами. Именно поэтому кипрский оффшор нельзя назвать только негативным процессом. Даже если эта гавань будет ликвидирована, украинский бизнес начнет искать новые теневые зоны для более прибыльной работы. Безусловно, это потребует больших затрат, но также может усложниться и сам торговый процесс. В конечном итоге общая ситуация с инвестированием в страну ухудшится.

По словам президента Януковича, в прошлом году в страну из Кипра поступило свыше 11 миллиардов долларов инвестиций. Это позволило создать 300 предприятий по всей стране. Сама Украина инвестировала больше 6 миллиардов долларов в кипрскую экономику. Именно поэтому договоренность в данной сфере будет иметь определяющее значение.

Многие эксперты задаются вопросом – состоится ли подписание нового соглашения и какой эффект оно даст?

Аналитик «Эрсте Банк» Марьян Заболоцкий подчеркнул, что нынешнее соглашение с Кипром считается уникальным, поскольку оно позволяет избегать уплаты налогов на прибыль иностранных компаний в Украине. Такие условия действуют еще и с монголией. Согласование с этой страной установило ставку налога на прибыль, равную 15 % от дохода. Если новое соглашение с Кипром для иностранных компаний, работающих за границей, не будет превышать показателей других соглашений с США или Британией, то никакого значительного движения капитала не произойдет. Многие компании предпочтут заняться поисками других стран для консолидации собственных активов.

Сегодня почти все компании из Украины, которые присутствуют на международных биржах, представлены как кипрские. Резкое изменение ставок налогов может оказать негативное влияние на цену украинских акций за границей и на возможности привлечения средств на других внешних рынках.
Как отметила старший юрист ЮК Jurimex Светалана Языкова, ответить на этот вопрос не может даже сам президент. Непосредственное подписание документа стоит на повестке дня почти с 2007 года, когда проект конвенции был одобрен Кабинетом министров. Однако распоряжение о предоставлении полномочий по подписанию до сих пор не поступило от президента страны.

При изучении правового и экономического аспектов следует сделать акцент на двух вещах. Ведение переговоров между двумя сторонами красноречиво свидетельствует о желании обеих поскорее подписать соглашение. Это говорит о том, что никто не хочет признавать Кипр оффшорной зоной, ведь экономическая заинтересованность власти в данной теме очень велика. Возможность использования имущественных и финансовых преимуществ в этой юрисдикции особенно интересна для крупного бизнес сектора. Другими словами, у руководства страны есть все предпосылки для нежелания устанавливать ограничение или дополнительный запрет при размещении бизнеса на Кипре и не мешать перетеканию туда финансовых средств. Логика государства вполне ясна – оно ждет возвращения убежавших средств через инвестиции от анонимных владельцев. Однако упорядочивание данного процесса необходимо бюджету страны, ведь все резиденты Украины обязательно должны платить установленные налоги по определенным ставкам в рамках обеих юрисдикций.

Эксперты полагают, что окончательно оценить эффект от нового актуализированного соглашения можно будет лишь когда его содержание станет понятным для бизнеса и общества. Сегодня выплаты с процентов, роялти, дивидендов и доходов от осуществления международных перевозок с территории страны в пользу кипрских резидентов вообще не подлежат налогообложению. Такая ситуация означает, что они облагаются налогами лишь на Кипре, где система ставок более лояльна и выгодна. В итоге налоговые поступления в казну от доходов украинских бизнесменов, зарегистрировавших свои организации на Кипре, не поступают. Бизнес заинтересован в сохранности существующего положения дел, так как установленное много лет назад соглашение позволяет значительно экономить на налоговых выплатах путем учреждения фирм-прослоек на территории Кипра.

Большой украинский и русский бизнес хочет сохранить старый подход, законодательно определяющий более выгодные условия работы. Часть доходов просто переводится на кипрские структуры и обкладывается «льготными» налогами. Сам Кипр при этом сохраняет статус привлекательной налоговой юрисдикции на совершенно законных основаниях. Для самого островного государства предоставление финансовых услуг является центральным сектором местной экономики. Учитывая такую взаимную выгоду обеих сторон, не стоит ждать от подписания соглашения кардинальных изменений прежней работы. Главы государств заинтересованы и в пополнении своих бюджетов, и в эффективной работе бизнес структур.

Отправить комментарий