Государственная индульгенция

Налоговые амнистии, несмотря на многократное тестирование временем, все еще не считаются эффективным способом наполнения опустевших государственных бюджетов. Однако этот раз может принести свои плоды. Только данный процесс не будет касаться Украинского государства.

Завершившийся 2009 финансовый год принес американским властям вовсе не радостное известие. Дыра бюджета была увеличена на целых 17 % из-за уменьшения налоговых поступлений. Несмотря на то, что по большей части виновницей данного процесса является рецессия, латать бюджет будут те, кто давно уклонялся от уплаты налогов.

Вашингтон на высокой волне борьбы с оффшорами начал вести охоту на граждан, долгое время скрывающих незаконные доходы от налогообложения на иностранных оффшорных счетах. На этот раз действия властей оказались очень меткими, поскольку теперь государство гарантированно получит солидную недоимку. Введя налоговую амнистию, американское правительство внесет вклад в закрытие дыр бюджета. Не исключено, что примеру Штатов будут следовать другие страны. Однако, мало кто из них способен реально пройти по проторенной дорожке. У большинства других стран есть свои индивидуальные методы борьбы с уклонистами.

Обнадеживающее признание

На сегодняшнюю налоговую амнистию уже возложено огромное количество надежд. Она завершилась буквально пару недель назад и показала свою высокую эффективность. Успешная программа добровольного раскрытия информации недобросовестных налогоплательщиков выявила солидные счета в оффшорных банках. Программа стартовала в марте и планировалась завершиться в сентябре, однако ее продлили до 15 октября. Налоговые юристы были не в состоянии оперативно обработать всю полученную информацию огромного массива.

По итогам амнистии комиссар налоговой службы Даг Шульман выразил глубокое удовлетворение выполненными показателями. Внутренние доходы Казначейства были пополнены солидными поступлениями. Благодаря налоговой службе Штатов, от налогоплательщиков уклонистов поступило 7 500 обращений о наличии счетов почти в 70 странах мира. Подлежащие раскрытию суммы колебались в пределах от 10 тысяч до 100 миллионов долларов. Такие масштабы нетипичны для страны, регулярно проводящей процессы «отпущения грехов» налогоплательщиков на региональном и федеральном уровнях. К примеру, в 2004 году аналогичная программа налоговой амнистии собрала лишь 1300 обращений физических лиц. Прошлый год вообще ознаменовался скудным сбором обращений, число которых остановилось на уровне 88-ми.

Сумма, которая вскоре пополнит бюджет страны, пока не подлежит разглашению. Но учитывая сборы 2004 года, когда в шесть раз меньше обращений принесли в бюджет 170 миллионов долларов, она будет очень солидной.

Успешный опыт в борьбе с уклонистами у американцев вдохновил многие страны. По его примеру итальянский Парламент 3 октября принял новый законопроект о налоговой амнистии, который предложил Берлускони. Он был одобрен еще в августе. Сама программа на данный момент стартовала, и будет работать до 15 декабря. Руководитель правительства заверил народ, что легализация доходов с оффшор позволит вернуть в страну почти 100 миллиардов евро, половина из которых наполнит государственный бюджет.

Также возвращением «заблудших овец» обратно занимаются власти Великобритании. Амнистирование налогоплательщиков в Королевстве началось с 1 сентября. Процесс разоблачения уклонистов должен продлиться целый год. Этот период взимания налогов по программе амнистии принесет не менее солидные плоды, чем у американцев. По данным налоговых служб, в стране проживают 100 000 держателей оффшорных счетов в иностранных строительных компаниях и банках.

Подобный вопрос легализации незаконных доходов остро встал и в России. Главенствующая партия уже инициировала проект создания закона, который позволит либерально подойти к уголовному преследованию граждан и компаний, не уплачивающих государственные взносы. Этот проект был поддержан. В последствие планируется одобрить новый закон в Госдуме и ввести «практику раскаяния» для финансовых махинаторов. Амнистия позволит вывести из тени налогоплательщиков, которые много лет играли с огнем, выводя свои средства в оффшоры. Однако снисхождение коснется лишь тех. Кто ранее не был привлечен за подобные преступления. В противном случае уклонистов ждут весьма серьезные наказания и штрафы.

Амнистия

Подход к процессу добровольного раскрытия махинаций зависит от целей, преследуемых властями. Обычно государства с хорошо развитой экономикой стремятся таким образом вывести из тени значительные объемы капитала. Развивающиеся страны пытаются пойти другим путем и направить полученные средства на бюджетные нужды. Однако постоянно возникающие кризисы и проблемы в стадии обострения вынуждают наполнять бюджет, вследствие чего некоторые власти начинают пересматривать условия своих амнистий.

Одной стороной вопроса является ужесточение условий легализации путем увеличения суммы уплаты штрафа правонарушителем. Эти суммы будут перечисляться в бюджет в качестве повинной. Например, добровольное декларирование ранее не озвученных доходов грозит штрафом в 5 % от суммы дохода в Италии. В Великобритании эта цифра остановилась на отметке в 10 %. Несмотря на это в Италии во время предыдущей амнистии 2002 года штраф был назначен всего в 2,5 %. Зато вину можно было искупить путем приобретения облигаций на 12 % от легализованной суммы.

Другой стороной вопроса является отношение властей к самим недобросовестным плательщикам налогов. Оно становится более либеральным. К примеру, граждане Великобритании, Италии и США после покаяния могут избежать уголовного преследования и быть реабилитированы в глазах общественности.

А итальянские налоговые структуры вообще обязаны держать информацию о правонарушителях в тайне. Этой стратегии не придерживаются коллеги из Британии и Америки, однако прощение долгов у них отлажено достаточно четко. Еще итальянские правонарушители могут не погашать всю сумму долга, штраф обычно составляет всего 5 % от дохода.

Как утверждает итальянский исследовательский центр Nens, общая сумма легализованных доходов в Британии достигает почти 44 %, а в США 49 %. Подобный либерализм Берлускони постоянно подвергается жесточайшей критике оппозиции, которая при удобном случае пытается обвинить правящую партию в регулярном отмывании денег через оффшоры.

По словам экспертов, самое жесткое отношение к собственной персоне ощущают американские уклонисты. Условия программы амнистии для американцев предусматривают наличие некоторых неприятных пунктов, связанных с раскошеливанием на крупные суммы. Кроме добровольного раскрытия и покаяния нарушители должны декларировать доход, уплатить с него все налоги и проценты за годы сокрытия, и заплатить штраф. Его размер составляет 20 % от максимальной суммы незадекларированных сумм за полный год накоплений на иностранных счетах.

Тех граждан США, которые упорно не хотят исполнять налоговые обязательства, ждет солидный штраф в размере 100 % от суммы дохода, и тюремное заключение в придачу. В Британии за такую дерзость берут штраф в 30 % от суммы дохода, а в Италии всего 15 %.

Подобные жесточайшие правила для американцев дали им очередной повод поразмыслить над ситуацией. После явки с повинной налоговые органы будут долго отслеживать нарушителей, поэтому они и не торопятся раскрывать карты. А руководство страны постоянно говорит о либеральном отношении и намеревается открыть налоговые представительства в Австралии, Панаме и Китае, а также в Гонконге и на Барбадосе.

Добровольное принуждение

Рост эффективности современных налоговых амнистий собствовал изменению методов борьбы с оффшорами. В ней наметился четкий сдвиг после саммита Большой Восьмерки. Сейчас аргументами в пользу раскрытия отмытых доходов стали разговоры о том, что существует ограниченное количество мест, где их можно легализовать. Постоянно совершенствующаяся система налогового контроля сужает круг кредитных организаций, способных оказывать подобные услуги крупным вкладчикам. Всем становится ясно, что надежных мест для сосредоточения крупных оффшор становится меньше с каждым годом.

Такое положение дел крайне выгодно Вашингтону, который заключил соглашение с Берном о передаче информации о клиентах Щвейцарского банка в налоговое управление Штатов. Подписанное двустороннее соглашение окончательно закрепило процесс обмена, благодаря чему банку удалось выйти из воды относительно сухим.

Уходящая из под ног почва мотивировала американцев к добровольному амнистированию. Швейцарские банки также осознали, что не стоит прятаться и терять драгоценную репутацию. Владельцы других оффшорных счетов разных банков также насторожились, ведь теперь за ними началась глобальная охота. Все фонды, в которые сосредотачиваются оффшоры, рискуют быть проверенными налоговыми органами США без всяких судебных санкций. Большинство кредитных учреждений, глядя на это, решили самостоятельно поднять белый флаг. Таким образом, налоговая амнистия в США имела большой успех.

Следом за Штатами подтянулась Италия. Рим принялся терроризировать швейцарские банки, на счетах которых сосредоточились миллиарды миланских банкиров. Уже выявлено порядка 600 миллиардов евро активов, с которых итальянские налоговики ничего не получили. В августе было проверено 170 000 граждан Италии, подозреваемых в злоупотреблениях снисходительностью налоговиков. Они имели солидные активы на счетах банка Швейцарии.
27 октября финансовая полиция Италии и налоговые инспекторы устроили масштабный рейд в отделениях швейцарского банка. Уполномоченные проверили, как соблюдаются условия предоставления информации в налоговые органы. Итальянская таможня начала проводить усиленные проверки на своих границах со Швейцарией. На межгосударственном уровне такие акции сразу были замечены и вызвали явное напряжение Берна в отношениях. Однако стране не привыкать к подобному отношению иностранных государств.

Для кого это нужно?

Глядя на амнистии мировых держав, Украина решила применить подобную практику для своих граждан. Дефицит бюджета подтолкнул руководство к очередной политической игре, подстегиваемой иностранными коллегами. Налоговая амнистия в Украине считается идеальной темой перед процессом выборов. Еще в 2001 году в парламенте было два законопроекта на тему амнистии, однако они не были приняты. В 2004 году с очередным предложением выступил президент Кучма. Премьер Тимошенко обещала вывести из тени большие финансовые потоки, но инициативу никто не поддержал. Возобновление процесса амнистии в 2009 году также не увенчалось успехом.

Кабинет министров в мае одобрил проект закона о декларировании доходов с неуплаченными налогами в бюджет. Данная инициатива являлась предпосылкой к амнистии на полгода, в течение которых планировалось изменить ставку пошлины за легализацию оффшор. В каждом месяце декларированию подлежал доход, ставка по которому составляла 4 %. Под конец срока амнистии ставку поднимали до 8 % от дохода. Уклонисты, которые решили признаться первыми, уплатили бы в бюджет меньше сборов. Кроме этого законопроект предусматривал государственные гарантии всем нарушителям. Все, кто добровольно задекларировал прибыль, не привлекались бы к уголовной ответственности. Однако проект канул в лету.

Использование практики налоговых амнистий на Украине не прижилось по ряду причин. Главной из них явилось то, что большинству граждан просто нечего было скрывать, ведь они живут за чертой бедности.

Еще одной причиной послужило недоверие государству. У пожелавших легализовать свои доходы граждан не было уверенности в очередной смене власти, которая приняла бы совершенно другие меры к уклонистам.
Также у правонарушителей были законодательные способы легализации своих средств, которые были наиболее выгодными по сравнению с условиями амнистии. К примеру, оффшоры могли направиться на приобретение ценных бумаг.
Проблемы с налогами можно было решить путем договоренностей с властями. В стране давно процветают коррупционные схемы и «упрощенные процедуры» для ухода от налогообложения.

В итоге Украина стала перед вопросом: "Стоит ли применять опыт амнистии"? Записанные на бумаге идеи по процессу легализации необходимо воплощать в жизнь путем огромных усилий. Но даже в случае успешности подобной затеи сам процесс может оказаться провальным.

Отправить комментарий