Индонезия бросает вызов офшорам

Многие страны ведут активную работу, связанную с возвратом капиталов. Интересен в этом плане опыт Индонезии, стремящейся на законодательном уровне предотвратить отток финансовых потоков за рубеж. Более того, лидеры государства намерены возвратить средства граждан, хранящиеся за границей. Планируемая налоговая амнистия должна быть рассмотрена парламентом страны. По утверждениям аналитиков, велики шансы на ее одобрение со стороны парламентариев. Одной из причин, подтолкнувших к реализации налоговой амнистии послужила информация о том, что граждане страны прячут за рубежом сотни млрд. долларов. Офшор стал обыденной схемой местного бизнеса, которая никого не удивляет.

В двух словах, суть предполагаемого мероприятия заключается в следующем: граждане страны вносят в бюджет определенный процент от суммы выведенных средств, возвращают капиталы на родину. Процентная ставка будет колебаться в пределах 1-6 %. Ее размер будет напрямую зависеть от того, как быстро индонезиец задекларирует средства и вернет их под юрисдикцию Индонезии. Гражданин в этом случае избавляется от любых дополнительных штрафных санкций, ему не грозит уголовное преследование.

В принципе, для этого государства 6 % — незначительная ставка, ведь планка налогов достаточно высокая, ее стандартные параметры достигают 30 %. По мнению министра финансов Бамбанга Броджонегоро, проведенная амнистия должна улучшить инвестиционный климат в стране. По подсчетам индонезийских чиновников, бюджет сможет получить в ходе проведенного мероприятия 8 — 15 млрд. долларов. Здесь считают, что любой офшор станет вызывать меньший интерес у местного бизнеса.

Нынешнюю ситуацию со сбором налогов в стране можно назвать катастрофической. Она реально угрожает существованию государственных институтов. Стоит привести по этому поводу некоторые цифры. Лишь 27 млн граждан из 255-миллионнов прошли регистрацию в качестве налогоплательщиков. Из них в 2014 г. 900 тыс. уплатили какие-то налоги. В минувшем году Индонезия собрала только 82% от прогнозируемой общей суммы доходов от налогообложения.

Реальное соотношение налога к показателям ВВП составляет только 10%. В государствах Юго-Восточной Азии этот показатель в полтора раза выше. Президент Джоко Видодо планирует повысить соотношение до 16%. Немаловажно, что конституция государства ограничивает допустимый дефицит бюджета 3%. Руководство готово пойти на любые шаги, чтобы не перешагнуть эту планку.

Уже с 2017 года юрисдикции Сингапура и Гонконга, а также Швейцарии и Маврикия согласились оперативно информировать об иностранных держателях счетов государства, по соответствующим запросам. Это будет происходить в рамках Организации экономического сотрудничества и развития, сокращенно — ОЭСР.

Финансистов с мировым именем поражает, насколько низкой является ставка амнистии. По мнению некоторых из них, здесь сыграл фактор лоббирования личных интересов со стороны состоятельных, влиятельных индонезийцев. По-видимому, они хотят с минимальными потерями легализовать финансы на родине, получить возможность спокойно инвестировать средства в экономику страны. Не менее важна скорость. По мнению Броджонегоро, ожидание реализации соглашения по схеме ОЭСР, позволит получить средства от налоговых сборов только в 2019 году, а это год окончания полномочий действующей администрации.

Отправить комментарий