Германия не желает спасать «незаконные русские депозиты» на Кипре

5 ноября текущего года вначале в немецких, а затем и прочих европейских СМИ началось оживленное обсуждение проблемы финансовой помощи Кипру – кризисному члену еврозоны ЕС. Республика Кипр представляет собой небольшое островное государство, население которого составляет 838 тысяч человек. Оно контролирует всего шестьдесят процентов территории острова Кипр, который был разделен произошедшим в 1974 году турецко-греческим конфликтом. В Евросоюз Кипр вступил в 2004, в еврозону – в 2008, а 25 июня текущего года Кипр стал пятым государством валютного союза, попросившим помощи у Брюсселя. Кипру решено было предоставить финансовую помощь в размере десяти миллиардов евро.

Но стартовавшие в июле 2012 переговоры между кипрским правительством и «тройкой», в которую вошли представители Международного валютного фонда, а также Европейского центрального банка и Европейской комиссии, как недавно выяснилось, зашли в тупик. В Брюсселе заявили, что признаков готовности Кипра выполнить серьезную программу жесткой экономии, предложенную ему, не наблюдается. Кроме этого, теперь переговоры могут быть отложены еще и потому, что Кипр подвергся обвинениям из-за своей оффшорной политики, которая способствует отмыванию капиталов, главным образом, российских. Пресс-секретарь министерства финансов Германии предупредил, что переговоры относительно финансовой помощи Кипру, которая может быть выдана из средств ESM (Европейского стабилизационного механизма) вряд ли завершатся до 2013 года. Министерство финансов Германии у себя в стране дало гарантии, что будет поднимать вопрос по Кипру на европейском уровне. В привлечении внимания к кипрской проблеме сыграл роль и Роберт Фицо, премьер-министр Словакии, поднявший во время посещения Словакии летом 2012 года Филиппом Рослером, министром экономики Германии, вопрос о предоставлении финансовой помощи Кипру при условии, что самими киприотами будут раскрыты имена пользующихся оффшором людей, с том числе, уклоняющихся от уплаты налогов в своем государстве словаков.

Но в так называемой еврогруппе, включающей в себя семнадцать министров финансов еврозоны, не наблюдалось пока что ни одного обстоятельного и серьезного обсуждения кипрской проблемы. Теперь в расположенной в Люксембурге штаб-квартире еврогруппы ожидают, что европейцы следом за программой финансовой экономии потребуют от Кипра также принятия эффективных мер по недопущению отмывания денег, а также по прекращению оффшорной практики Кипра.

5 ноября текущего года правительство Кипра отвергло публично обвинение в отмывании денег. Возникшие претензии европейцев киприоты рассматривают в качестве попытки очернить репутацию их страны как места размещения иностранных инвестиций. Они заявляют, что в государстве действует ряд эффективных правил, препятствующих отмыванию денег, а сам Кипр придерживается законодательства Евросоюза. Правительство Кипра между тем старается сохранить оффшорный статус-кво фактически путем шантажа еврогруппы образом России. Президент Кипра Димитрас Христофиас, а также его министр финансов во время встреч на высшем уровне заявляли своим коллегам, что если ЕС откажет в помощи Кипру, государство сможет получить ее от России. Мотивировано это было тем, что Россия якобы заинтересована в сохранении банковского сектора Кипра для защиты хранящихся там российских инвестиций. Кипром уже был получен в прошлом году кредит от России, составивший два с половиной миллиарда евро. Летом этого года разговор уже зашел о втором российском кредите Кипру в размере уже пяти миллиардов евро. Тем не менее, европейские СМИ утверждают, что российский президент своего согласия на предоставление очередного займа Кипру не дает.

Принять финансовую помощь Евросоюза президент Кипра Христофиас, являющийся коммунистом, не согласен также по внутриполитическим мотивам, так как от Кипра ЕС требует выполнения трехлетней программы строгой экономии, включающей в себя требование пятнадцатипроцентного сокращения зарплаты в госсекторе, а также продажи частному капиталу государственных предприятий. Помимо этого, Евросоюз также хотел бы, чтобы отказался также от инфляционной индексации зарплаты и нормы тринадцатой зарплаты. В феврале 2013 года ожидаются очередные выборы на Кипре. Хотя переизбираться на президентский пост Христофиас не планирует, АКЭЛ (Прогрессивная партия трудового народа Кипра) и дальше желала бы оставаться у власти. Это является еще одной из причин сегодняшней пробуксовки переговоров, имеющих отношение к финансовой помощи Кипру. Помимо этого, президент Христофиас по примеру своего испанского коллеги старается обеспечить помощь кипрским частным банкам из фонда ESM, которая будет оказана без записи перечисленных средств на счет кипрского национального долга. Однако на основании решений последнего саммита Евросоюза немецкое правительство предупредило, что такая схема до 2014 года не может быть реализована. Сегодня нужду в экстренной финансовой помощи испытывают 2 крупнейших кипрских банка - Cyprus Popular Bank и Bank of Cyprus. Как заявил министр финансов Кипра, для рекапитализации банкам нужно пять миллиардов евро.
Помимо этого, министерством Кипра было заявлено, что местное правительство испытывает определенные трудности по обслуживанию имеющегося долга, к примеру, с выплатой кредиторам в ноябре 751 миллиона евро. Всего же ему необходимо до 2015 года выплатить 4,7 миллиарда евро для погашения национального долга. Поэтому наблюдается постоянный рост финансовых запросов Кипра. В начале ноября известно стало, что Кипр просит помощь в размере одиннадцати с половиной миллиарда евро для спасения кипрских кризисных банков, а также для латания имеющихся бюджетных дыр. Представители же «тройки» продолжают говорить о сумме всего в десять миллиардов. Требования «тройки» к Кипру были сформулированы еще летом. В сентябре «тройкой» была одобрена конкретная программа шестимесячной рекапитализации Cyprus Popular Bank на сумму в 1,8 миллиардов евро. Продолжатся переговоры, касающиеся детализации программы помощи правительства Кипра с представителями «тройки» в ноябре месяце.

Возникший вновь в ноябре интерес к вопросу финансовой помощи Кипру обусловлен был появившимися в прессе сообщениями о секретном докладе о состоянии финансов Кипра, который был представлен германскому правительству немецкой разведывательной службой BND. Суть изложенной в докладе проблемы сведена была к идее, что основными бенефециариями финансовой помощи ЕС, которая возможно будет оказана, на самом деле станут российские бизнесмены, олигархи и мафиози, с которыми связан кипрский оффшор. По информации BND Кипр сегодня стал центром нелегальных инвестиций, а также сомнительных финансовых операций, которые осуществляются российскими олигархами. Данный доклад о деятельности на Кипре русской теневой финансовой сети очень озадачил канцлера Германии Ангелу Меркель.

Европейские средства массовой информации нередко заводят разговор о расположенном в кипрском городе Лимассол центре «русской мафии». Сегодня Лимассол стал главным центром российского туризма, а также основным местом проживания на Кипре российских граждан. В статьях различных зарубежных изданий речь идет о расположенных здесь фешенебельных виллах россиян стоимостью в миллионы евро, о апартаментах для временного проживанию стоимостью триста евро в сутки, о местных ресторанах, приспособленных к запросам и вкусам русской публики с вечными их икрой, соленой селедкой и водкой, о расположенном в Лимассоле парке, в котором установлен бюст Пушкина, о русскоязычных газетах и радио Лимассола, о принадлежащих россиянам яхтах, установленных у местного причала, о частных русских школах и о русских православных церквях. Также в них часто упоминается, что мэром Лимассола является местный грек, получивший в свое время образование в Москве и разговаривающий свободно по-русски.

Но на фоне такого «рассвета» Лимассола сам Кипр фактически является банкротом, а на экономику его разрушительно повлиял разразившийся в соседней родственной Греции кризис. В свое время банки Кипра приобрели государственные греческие облигации на миллиарды евро, которые недавно превратились в простую бумагу. Большую часть этих инвестиций, ставших бесполезными, банками уже пришлось списать. Проведенная в начале текущего года реструктуризация греческого долга кипрским банкам обошлась в четыре миллиарда евро.
Тем не менее, в докладе BND отмечается, что Кипр нравится россиянам не только своими пляжами и теплым климатом. Местная оффшорная зона предоставляет простор для деятельности различных подставных компаний, функционирующих на основе анонимности. Местные же банки не любопытны и не склонны задавать лишние вопросы относительно происхождения миллионных сумм. На Кипре низкие налоги на деятельность таких компаний. Грязные деньги обеспечили длительный бум Кипру и процветание жителям «Лимассолграда». Сегодня в Берлине начали задумываться относительно того, что финансовая помощь Евросоюза способна стабилизировать ситуацию на Кипре, что в итоге обеспечит консервацию местной преступной оффшорной зоны. Кипрский финансовый сектор в Брюсселе и в прочих столицах Евросоюза пользуется не слишком хорошей репутацией. Кипр, а также его банки рассматриваются как вариант налогового убежища, а также базы, где можно отмыть грязные деньги.
В докладе BND отмечается, что Кипр формально придерживается необходимых правил, касающихся борьбы с отмыванием денег, которые были установлены ЕС, а также различными международными соглашениями. В государстве приняты были необходимые законы и функционируют все необходимые организации. Проблемы появляются на этапе реализации этих правил, так как должным образом они не применяются. По утверждению данного доклада, киприоты много обещают, все подписывают, но свои обещания выполняют лишь выборочно. Отмывание денег обеспечивается самой политикой кипрского государства, направленной на раздачу состоятельным россиянам своего гражданства. Согласно сведениям BND, восемьдесят российских олигархов именно таким обрезом получили доступ в ЕС.

Около восьмидесяти миллиардов долларов ушло из России в минувшем году, причем по сведениям BND произошло это именно с помощью Кипра. По утверждению германской разведки, в качестве депозита россияне в кипрских банках держат порядка двадцати шести миллиардов долларов, что выше годового объема ВВП Кипра, составляющего около семнадцати миллиардов евро. Размеры проходящих через Кипр российских капиталов, озвученные в докладе BND, ярко демонстрируют масштаб данной проблемы. Небольшое островное государство превратилось в прямого крупнейшего инвестора в Россию с помощью действий российских, фактически, компаний, которые зарегистрированы на Кипре в оффшоре.

Когда правительство Кипра обратилось за помощью к Брюсселю, министры финансов еврогруппы раскритиковали оффшорную практику Кипра, что вызвало решительное осуждение их кипрского коллеги, пригрозившего в ответ, что при необходимости Кипр станет свои проблемы решать без участия европейцев и задумается об отказе от единой европейской валюты. Подобное заявление рассматривается в докладе BND, как пустая угроза. По мнению германской разведки, если зону евро Кипр решит покинуть, для отмывания денег его модель утратит свою привлекательность.

Главный вывод, сделанный в докладе BND следующий – если Кипром будет получено от ЕС финансовое спасение, а Кипрское государство качестве своей валюты сохранит евро, деньги немецких и прочих европейских налогоплательщиков обеспечат защиту незаконных российских капиталовложений и преступного финансового оборота.

В налоговый рай Кипр начал превращаться с 1970 года. Вначале он пытался привлечь при помощи низких налогов судоходные компании, суда которых были зарегистрированы именно в Лимассоле. Однако серьезный финансовый бум начался здесь после распада СССР. Постепенно Кипр стал местом для удобного налогового убежища российских криминальных и полукриминальных дельцов, предоставляя им возможность частичного повторного инвестирования в Россию. Членом ЕС Кипр стал в 2004, а три с половиной года спустя вступил уже в зону евро. Как выяснилось, это лишь подстегнуло офшорные возможности Кипра. Хотя государство обязалось ужесточить правила борьбы с отмыванием денежных средств до принятия ее в ЕС, на практике ситуация осталась прежней, а число иностранных компаний, занимающихся финансовыми махинациями, даже усвоилось после этого.

В подготовленном Европейским парламентом документе, касающемся организованной преступности в России, имеется несколько упоминаний о Кипре. В докладе Всемирного банка, где идет речь о ста пятидесяти коррупционных международных делах, перечислены в качестве примера несколько счетов и компаний именно на Кипре.

Сегодня правительственные деятели Германии заявляют Европейской комиссии о ее чересчур мягком отношении к новым членам Евросоюза и о непринятии в случае с Кипром необходимых мер по борьбе с отмыванием финансов и закрытию возможностей для различных налоговых лазеек. Эти деятели считают, что в ситуации с Кипром повторился случай с Грецией, когда ей позволили присоединиться к еврозоне, невзирая на наличие вопиющих лазеек для укрывательства от налогов в местном законодательстве.

Теперь ЕС необходимо определиться с размером финансовой помощи обанкротившемуся оффшору. Конечно, сумма в десять миллиардов евро кипрского пакета помощи по нынешним временам не слишком велика, но Меркель приходится в любом случае думать на перспективу, так как два миллиарда евро из этого пакета идут от немецких налогоплательщиков. В Германии возникли уже проблемы с обоснованием постоянной финансовой помощи Греции, так как Афины себя показали ненадежным партнером, придумывающим все новые оправдания собственному бездействию. Теперь же Меркель вынуждена будет объяснять правомерность финансовой помощи государству, известному как место хранения, а также оборота незаконных средств. Местные СМИ вдобавок подчеркивают, что получат эту помощь не простые фермеры и рабочие, а группа богатых новоявленных иммигрантов, беззастенчиво хвастающихся своим богатством и ничего не делающих для решения проблем государства, в котором они проживают. Ведь сегодня любая кипрская компания платит всего десять процентов налогов.

Германская оппозиционная социал-демократия готова бросить Меркель вызов при утверждении размера финансовой помощи Кипру. Островное государство могут поставить перед необходимостью изменения его бизнес модели. Низкий корпоративный налог, а также молчаливое согласие кипрского правительства с незаконным отмыванием финансов в собственной стране германским социал-демократам кажутся неприемлемыми. Усугубляется ситуация политического конфликта предстоящими в Германии парламентскими выборами. Сегодня в Германии считают, что кипрская проблема превратилась уже из экономической в политическую. Перед Меркель сегодня возникла дилемма: оказание Кипру финансовой помощи поможет сохранить местную оффшорную зону, а отказ в оказании данной помощи способен дискредитировать всю финансовую антикризисную политику ЕС, что может привести к обострению в некоторых других кризисных государствах еврозоны.

Отправить комментарий

Другие статьи рубрики "Офшорные новости"