Где лежат деньги

Прятать сбережения в иностранных банках будет гораздо сложнее. Госдума хочет привлечь налоговиков к процессу отслеживания вкладов российских резидентов в иностранные банки. Такую информацию напечатала в своей полосе «Российская газета». При условии, что законодательная инициатива будет поддержана, многое изменится. Налоговая служба получит право применять штрафные санкции для юридических лиц и физических лиц за подтвержденные факты сокрытия информации о долгосрочных депозитах.

Совершенно ясно, что данные меры будут направлены на предотвращение денежного оттока из России в оффшоры. Применение последних очень сильно бьет по экономике страны. Чаще всего граждане выводят свои средства в островные юрисдикции с благоприятными условиями. Сам процесс вывода осуществляется через банки Прибалтики, в которых существует множество путей для беспрепятственного вывоза средств за границу. Подключение налоговиков к изначально закрепленным службой Росфинмониторинга и Центробанком положений, даст возможность выстроить барьеры на пути следования капиталов в оффшоры. Однако существует и риск порождения дополнительной коррупционной кормушки для самих налоговиков. Сегодня предприниматели и так мечутся под ножами административного пресса, они с горечью ожидают очередных проверок.

Поскольку законодатели предлагают взяться и за физических лиц, то спокойствие обычных граждан станет несбыточной мечтой. Долларовые миллионера давно возлюбили тихие заводи иностранных оффшор в швейцарских и американских банках. Но вскоре им придется отчитываться перед проверяющими государственными структурами и налоговиками за вливания в чужие финансовые системы. По оценкам экспертов, такая практика и прямым и косвенным образом затронет вопрос соблюдения банковской тайны.

Банкиры отметили, что инициативы нынешних законодателей вызывают очень большие вопросы. Директор департамента торговли Росгосстрах Банка В. Ли высказал свою точку зрения. По его мнениию, существует множество вопросов, касающихся методов получения налоговиками интересующей их информации от зарубежных банков. Поскольку этот момент касается темы соблюдения банковской тайны, ситуация совершенно не ясна. Штрафы в 5 тысяч рублей слишком ничтожны по сравнению с суммами, которые россияне сосредоточили на множественных зарубежных счетах. Добровольное раскрытие информации обойдется каждому уклонисту слишком дешево. В целом, предлагаемые меры контроля за счетами за рубежом не смогут сильно повлиять на вывод капиталов в оффшоры.

Начальник службы валютного контроля ЛОКО-Банка Н. Ри также поделилась своим мнением. Она считает, что подобная инициатива имеет много спорных моментов. Первым делом ее интересует, какими причинами будут руководствоваться налоговики, предъявляя требования к резидентам России, имеющим иностранные счета. Также немаловажным фактором является само требование, которое будет предоставляться в налоговом уведомлении. Неясным остается и вопрос выплаты штрафных санкций и ответственности налоговых органов при случаях отслеживания нарушений. Никто не сможет знать, передал ли резидент России информацию добровольно, или его уличили в махинациях.

Еще одним важным моментом считается получение реквизитов резидента России от иностранного банка. Вряд ли можно будет ждать регулярного участия физических лиц в отслеживании реквизитов своих банков. Таким образом, увеличивается вероятность нарушений, которые обозначены в законопроекте и касаются сроков предоставления уведомлений.

Банковским специалистам не совсем понятно, что является наиболее важным для инициаторов закона, - факт наличия иностранного счета или операции по нему. Если они получат уведомление об открытии счета, а по нему не будут совершаться транзакции, то оборот отчетных документов превысит все возможные показатели и создаст дополнительную бумажную волокиту.

Управляющий ООО «Банк БЦК-Москва» Н. Полунин высказался неоднозначно. По его мнению, Госдума еще не решила вопрос, каким образом она собирается применять на практике свои законы. Также законотворцы не определили ожидаемый эффект. Сегодня законодательство страны не имеет юридических оснований для налоговых служб, при которых они могут предъявлять штрафные санкции лицам за сокрытие информации по иностранным депозитам в других юрисдикциях. Существующее законодательство дает возможность физическим лицам открывать счета за границей и уведомлять налоговиков. Но закон также и не обязывает сообщать о подобных вещах, все делается добровольно. Таким образом, невозможно оценить реальный объем утекаемого капитала. Такая законодательная инициатива смогла бы работать только при определенных условиях.

В данном случае вопрос касается налаживание процесса эффективного взаимодействия налоговиков и зарубежных банков. Например, в Штатах в следующем году вступит в силу Foreign Account Tax, который позволит прикрепить кредитные организации к законам других налоговых юрисдикций. Банки будут обязаны сообщать налоговому управлению США обо всех доходах вкладчиков резидентов Америки. Пока никто не знает, будет ли положительным данный опыт, но Россия могла бы тоже изучить этот процесс на чужом примере. Новый закон в США попытается решить проблемы взаимодействия иностранных банков с налоговиками Штатов. А Россия в настоящее время пытается решить ту же проблему на уровне работы юридического лица и налоговой службы. В этом случае вообще никто не сможет гарантировать достоверности поступающих сведений. Если физическое лицо не посчитает нужным уведомить налоговую службу об имеющемся иностранном счете, то ФНС не сможет узнать о его наличии.

Многим банкирам не понятен сам подход к проблеме. Наличие депозита в иностранном банке вообще не должно стать противоправным деянием, ведь закон предусматривает все права и свободы резидентов России в вопросах экономической деятельности. Из этого следует, что применение штрафов априори незаконно. Так почему же ответственность должна применяться по отношению к лицам? Может быть настало время нашим законодателям подумать об американской модели и подписать некоторые соглашения с кредитными учреждениями иных государств, а также международными банковскими объединениями. Они бы могли предусматривать предоставление сведений в налоговые органы России, но пока такой практики нет. В Росии стране отсутствует понимание эффективности выстраивания системы взаимодействия банков с физическими и юридическими лицами, а сырые и мало изученные инициативы законотворцев вызывают лишь недовольство и недоумение всех сторон.

Отправить комментарий

Другие статьи рубрики "Офшорные новости"