Brexit: неоднозначный правовой статус Великобритании в ВТО грозит проблемами в торговых операциях

Великобритания должна будет достичь согласия в рамках всемирной торговой организации, прежде чем проводить двусторонние сделки

Для Великобритании и остального мира попытки приспособиться к последствиям исторического голосования в прошлом месяце по выходу из ЕС остаются большой проблемой : какие отношения после Brexit Великобритания будет стремиться поддерживать с остальной частью торгового блока?

Один из сценариев, который не однократно обсуждался представителями торгових организаций в рамках Brexit , а также теми, кто хочет порвать с ЕС, известен как «доступ к Всемирной торговой организации».

В соответствии с этой моделью, Великобритания будет опираться на свое членство в ВТО для доступа на европейские рынки и в качестве первого шага на пути к заключению полномасштабного соглашения о свободной торговле с другими блоками и странами - в том числе с ЕС.

Но этот вариант взаимодействия с ВТО отнюдь не гарантирует стабильности в торговых отношениях. Вот некоторые из ключевых вопросов, которые указывают на то, что процесс может оказаться затяжным и политически спорным .

Может ли Великобритания продолжать торговые взаимодействия в соответствии с условиями ВТО, как только она покидает ЕС?

Нет. На практике Великобритании придется отделиться от ЕС и легализовать свое положение в рамках ВТО, прежде чем она сможет подписать свои собственные торговые соглашения, в том числе и с ЕС. Как недавно заявил Роберто Азеведо, генеральный директор ВТО: нет подобного прецедента для члена ВТО – выход из экономического союза и в то же время нахождение внутри организации. Процесс не будет легким и, вероятно, потребуются годы, прежде чем позиция Великобритании в ВТО будет решена, не в последнюю очередь потому, что все другие государства-члены должны единогласно принять эти условия.

Как Великобритания сможет утвердится в качестве независимого члена ВТО?

Каждый член ВТО имеет "график" обязательств по каждому из соглашений - в том числе по вопросам сельского хозяйства, торговли промышленными товарами и услугами - устанавливающие условия, на которых базируется Устав ВТО. Государства-члены ЕС связаны в масштабах ЕС - графиков, согласованных с блоком от их имени. Великобритания может просто скопировать обязательства ЕС и находиться исключительно в своем собственном праве, как и какие-либо другие страны-члены ВТО.

Для промышленных товаров это относительно простой процесс: Великобритания должна просто принять импортные тарифы, установленные ЕС для, скажем, одежды и обуви.

А как насчет других секторов, таких как сельское хозяйство?

В вопросах сельского хозяйства, которые предполагают политическое значение в торговле, что значительно превышает экономический импорт страны, вопросы являются более сложными и, возможно, антагонистическими. Питер Унгфакорн, бывший сотрудник ВТО, говорит: "Недавний опыт ведения переговоров предполагает, что готовность учесть интересы друг друга является самым дефицитным товаром в ВТО."

Помимо простых тарифов, важной частью сельскохозяйственных обязательств каждой страны в ВТО являются "квоты на тарифные ставки", которые позволяют определенному количеству продукции войти в перечень товаров с более низкими таможенными пошлинами. Поскольку квоты разделены и выделены экспортерам от страны к стране , это всегда приводит к большому двустороннему торгу.

Лондону, вероятно, придется вести переговоры, чтобы взять на себя часть квот ЕС или добавить самим новые квоты. Если страны-экспортеры видят возможность расширения доступа на рынок, этот процесс может сдерживаться трудными переговорами.

Один торговый чиновник в Женеве заявил, что Бразилия, крупнейший в мире экспортер замороженной курицы, уже сигнализировала после проведения Brexit , свою заинтересованность в расширении продаж мяса птицы на европейский рынок за счет большей квоты по тарифным ставкам.

То же самое относится и к сельскохозяйственным субсидиям для стран ЕС, для получения которых Великобритании придется попытаться выделить свою долю. Британия может сделать этот процесс проще, принимая большие квоты и ограничивая поддержку сельского хозяйства, но в будущем это грозит большими неприятностями в отношениях правительства и британских фермеров.

Как насчет сферы услуг, в которой Великобритания является третьим по величине экспортером в мире?

Великобритания могла бы извлечь свои существующие обязательства внутри графика ЕС и превратить их в свои самостоятельные обязательства. Это позволило бы, скажем, иностранным консультантам или инженерам рабо тать в Великобритании, хотя на самом деле степень либерализации в соглашении об услугах в ВТО является низкой и график ЕС пронизан исключениями для отдельных стран-членов ЕС.

Хосук Ли-Макияма, директор Европейского центра международной политической экономики и бывший торговый переговорщик ЕС, говорит: "В теории это не трудно - создать график в сфере услуг Великобритании из графика ЕС. Но в то же время это представляет собой довольно длительный судебный процесс ".

Г-н Ли-Макияма отмечает, что потребовалось пять лет, чтобы интегрировать Болгарию и Румынию в график услуг ЕС после того, как они присоединились к блоку. В то время как некоторые торговые чиновники и говорят, что может оказаться проще создать график для уходящего члена ЕС, чем для прибывающего, они, кажется, согласны с тем, что данный процесс может измеряться годами, а не месяцами.

Так что же является реалистичным в краткосрочной перспективе для обеспечения доступа к европейским и другим рынкам ВТО?

Как говорит г-н Унгфакорн: "Ничего из этого не невозможно, но это не будет сделано быстро." В то время как графики согласовываются, юридический статус Великобритании в качестве торгового партнера будет неопределенным, со всеми вытекающими последствиями для бизнеса.

Скорость интеграции Великобритании в процессы торговли на условиях ВТО в своем собственном праве, будет отчасти зависеть от политической воли. Тем не менее, даже если другие правительства будут сотрудничать и принимать предложения Лондона, на легализацию правовых процес сов и документов, вероятно, уйдут годы.

Сторонники и инициаторы Brexit хотели превратить Великобританию в глобальный торговый центр, но пока страна не приобрела однозначный правовой статус, она рискует остаться на обочине мирових торгових процессов.

Отправить комментарий