Большая 20 настойчиво продвигает вперед меры по борьбе с уклонением от налогов

Большая 20 утвердила планы относительно того, чтобы сделать автоматический обмен налоговой информацией международным стандартом, а также согласовала шаги для принятия жестких мер, направленных против эрозии налоговой базы и перемещения прибыли (BEPS).

Выступая после того, как лидеры Большой 20 завершили свой первый день переговоров в Санкт-Петербурге, президент России Владимир Путин сказал, что они запланировали принять совместный План действий для предотвращения эрозии налоговой базы и перемещения прибыли. Этот план, который разработан совместно с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), «обуславливает целый ряд шагов, нацеленных на повышение прозрачности и улучшение международных налоговых договоренностей», сказал Путин.

Декларация, которую подписали участники на этой встрече, поясняет, что Большая 20 ведет переговоры с ОЭСР для создания единого всемирного стандарта, что касается автоматического обмена информацией. Министры финансов Большой 20 поручили ОЭСР достичь прогресса в этой работе, отчет о которой будет представлен в октябре. Для ОЭСР цель заключается в том, чтобы представить новый стандарт, наряду с моделью соглашения о компетентных органах, в феврале 2014 года. Кроме того, Глобальный форум прозрачности и обмена информацией для налоговых целей создаст механизм мониторинга и обсуждения нового стандарта.

Декларация лидеров призывает все остальные юрисдикции присоединиться к этой инициативе как можно скорее. Они ожидают, что автоматический обмен информацией для налоговых целей можно будет начать к концу 2015 года.

Эрозия налоговой базы и перемещение прибыли является ключевой областью, которой обеспокоена Большая 20. Декларация подтверждает, что такая практика, если она будет беспрепятственна, может «подорвать справедливость и честность наших налоговых систем, а также основательно разрушить конкуренцию, потому что предприятия, которые вовлечены в такие стратегии, получают прибыль от преимуществ перед конкурентами, по сравнению с предприятиями, которые в основном работают на внутреннем уровне».

Необходимость решения проблемы, связанной с эрозией налоговой базы и перемещения прибыли, была подчеркнута на саммите Большой 20, который проходил в 2012 году в Лос-Кабос, где ОЭСР попросили представить отчет о том, какие действия можно предпринять в этой области. Все страны Большой 20, не являющиеся членами ОЭСР, подписались под проектом по борьбе с эрозией налоговой базы и перемещением прибыли, с помощью которого они будут продвигать предложения и рекомендации ОЭСР.

Декларация лидеров содержит приложение, выделяющее 15 мер, которые потребуется предпринять для решения проблемы эрозии налоговой базы и перемещения прибыли. Первой мерой в этом списке является необходимость того, чтобы налоговая система могла бороться с проблемами, представленными в экономике. Большая 20 надеется определить «основные сложности, которые есть в экономике, что касается применения существующих международных правил и разработки определенных вариантов для решения этих проблем». Также первоочередной задачей в списке Большой 20 является разработка положений соглашений и рекомендаций для нейтрализации воздействия смешанных инструментов и механизмов, наряду с укреплением существующих правил контролируемой иностранной корпорации (CFC).

Концепт, представленный в этих первых трех мерах, заключается в том, что страны должны работать вместе для создания правил по борьбе с эрозией налоговой базы и перемещением прибыли, что достигается посредствам оставшихся мер в данном приложении. Кроме того, четвертая мера призывает членов предлагать лучшие практики разработки правил для предотвращения эрозии налоговой базы за счет использования расходов по процентам, и указывает на необходимость эффективного руководства по трансфертному ценообразованию, что касается финансовых операций.

Меры с восьмой по десятую связаны с трансфертным ценообразованием, концентрируя свое внимание на нематериальных активах, рисках и капитале, а также операциях с высоки риском. ОЭСР хочет, чтобы правила остановили эрозию налоговой базы и перемещение прибыли с помощью движения нематериальной прибыли среди членов группы, перемещение рисков среди, или распределение избыточного капитала между членами группы, и чтобы операции, которые будут осуществляться, производились между третьими сторонами. 13 мера подчеркивает важность пересмотра документации трансфертного ценообразования, и представления правил, которые улучшат прозрачность налогового администрирования, не создавая для предприятий дополнительных расходов на соблюдение дисциплины.

13 мера может стать одной из тех, которая является наиболее спорной в этом документе. В этом разделе говорится, что в рамках этих новых правил, международным корпорациям потребуется предоставлять всем соответствующим правительствам информацию о размещении дохода, экономической деятельности и оплачиваемых налогах. Аналогично и 12 мера предусматривает, что налогоплательщики должны раскрывать информацию о каких-либо агрессивных схемах налогового планирования. Больше всего Большая 20 заинтересована в международных налоговых схемах, и ее работа будет заключаться в изучении определения «налоговая льгота», с целью прекращения злоупотреблений.

Также и 11 мера рассматривает создание принципа сбора и анализа информации по эрозии налоговой базы и перемещению прибыли. Масштаб и влияние такой эрозии и такого перемещения будет изучаться, а Большая 20 будет определять, какую именно информацию нужно собирать. В связи с этим, она будет учитывать «конфиденциальность налогоплательщика и административные расходы, что касается сбора налогов и предприятий».

Также необходимо предпринять шаги по борьбе с уклонением со стороны постоянных представительств, и необходимо выполнить работу по разъяснению того, что налоговые соглашения «не направлены на то, чтобы не создавать двойное налогообложение». Механизмы разрешения споров должны быть более эффективными, а юрисдикции, которые хотят предпринять эти меры в рамках своего правительства, должны иметь возможность сделать этого, используя «многосторонний инструмент».

Комментируя первый день переговоров, министр финансов России Антон Силуанов сказал: «В свете продолжающейся консолидации бюджета, необходимо расширить базу бюджетных поступлений. Гнев вызывает, когда компании работают в одной стране, оплачивают налоги в другой стране, а получают прибыль из стран, в которых они предоставляют свои услуги».

Его комментарии сходны с мнением господина Путина, который предупредил, что «в условиях растущей глобализации всемирной экономики, усилий на государственном уровне не достаточно для эффективной борьбы с беспринципным поведением налогоплательщиков. Понятно, что каждая экономика старается создать наиболее привлекательный налоговый режим для предприятий, но это не означает, что эти режимы должны использоваться для уклонения от налогов».

Президент заявил, что с другой стороны, реализация Плана действий Большой 20 должна привести к «значительному снижению применения практик по перемещению прибыли на оффшорные счета, а также к повышению количества налоговых платежей в юрисдикциях, где осуществляется деятельность, или предоставляются услуги».

Сенди Бхогал, глава по вопросам налогообложения в международной юридической фирме Mayer Brown, считает, что «приверженность Большой 20 к борьбе с уклонением от налогов может привести к значительным изменениям в налоговых режимах различных стран». Бхогал предупредил о том, что «цель, которую поставили себе страны Большой 20, станет весьма сложной в достижении».

«Пока еще неясно, как они объединяться в вопросе о том, как проводить реформы, чтобы осуществить изменения между странами на двусторонней основе, а также о том, как вносить изменения в существующие внутренние законодательства. Этот процесс отнимет огромное количество времени, даже если будут сотрудничать все соответствующие стороны».

В состав Большой 20 входят: Аргентина, Австралия, Бразилия, Канада, Китай, Европейский Союз (ЕС) Франция, Германия, Италия, Индия, Индонезия, Япония, Мексика, Республика Корея, Россия, Саудовская Аравия, Южная Африка, Турция, Великобритания и США.

Отправить комментарий