Бизнес лишится финансовых лазеек

Правительство в скором времени планирует рассмотреть два новых законопроекта, предусматривающих цивилизованный подход к отношениям между украинскими компаниями и оффшорными структурами.

Законопроект «О внесении изменений в НК Украины» будет предполагать целый механизм строгого контроля за всем трансфертным ценообразованием украинских предприятий, и коснется сделок с контрагентами, которые имеют регистрацию в теневых экономических зонах.

Данная инициатива является не первой, у социального министерства и ранее были рациональные предложения, касающиеся деятельности в зоне оффшор. Самый первый законопроект «О сборе средств на обязательное страхование пенсионных накоплений» предлагал ввести соответствующий пенсионный сбор на все операции по выведению денежных средств и товаров в оффшорную зону.

Во время презентации нового документа вице-премьер Сергей Тигипко заявил о том, что налогами будут облагаться компании, имеющие регистрацию на оффшорной территории за пределами родного государства. Часто с помощью крупных экспортно-импортных операций бизнесмены минимизируют свои доходы, на которые возлагаются налоговые обязательства. Новый законопроект предусматривает введение фиксированной 12-процентной ставки на все сделки с оффшорными структурами. Все полученные от сборов средства будут направлены исключительно в Пенсионный фонд и пойдут на выплату социальных гарантий. Предположительно, сумма составит 1 миллиард гривен. В данный момент законодатели готовятся внести изменения в перечень оффшорных зон. Он будет расширен с 33 до 68 стран. Соответствующая поправка позволит привнести в бюджет Украины еще 2 миллиарда гривен. Однако в перечень не будет включен Кипр.

Директор экономических программ исследования оттока капитала в налоговые гавани В. Юрчишин утверждает, что в целом государственная идея борьбы с оффшорами является правильной и достаточно важной в современных условиях. Только отсутствие Кипра в оффшорном списке – серьезный просчет властей. Именно там сосредоточено 90 % всего украинского капитала уклонистов, а многие операции происходят через островное государство. Таким образом, законодатели сознательно отказались от основного источника доходов в казну.

Однако советник вице-премьера Тигипко С. Воробей заверила, что никаких ошибок при составлении нового списка не было, Кипр не будет включен в оффшорную зону. Эта страна является членом Евросоюза, а в данный момент идут переговоры между ЕС и Украиной об ассоциированном членстве. Как равноправный член Евросоюза, Кипр будет парафировать данным соглашением на конечном этапе. Как известно, ни одна страна, которая является кандидатом на включение в Евросоюз, не вносит в свой перечень страны, уже являющиеся резидентами ЕС. Более того, из Кипра в украинское государство поступает четверть всех инвестиций, а это почти 12,1 миллион долларов в год.

По словам С. Воробей, вся прибыль украинских компаний, оперирующих с оффшорными структурами, облагается всеми установленными налогами в соответствии с НК. Но есть другой вопрос – определение цен для целей налогообложения. Мировая практика показывает, что данная проблема хорошо решается путем установления строгого государственного контроля над трансфертным ценообразованием. Но в данный момент этот механизм является предметом другого законопроекта властей.

Сейчас министерство предлагает на рассмотрение общественности новый законопроект «О внесении изменений в НК Украины». Обновленный документ будет предполагать введение строгого государственного надзора и контроля за формированием конечных цен по каждой конкретной сделке. Закон будет касаться сделок внутри страны и внешнеэкономических. Механизм, с помощью которого новый документ будет бороться с оффшорами, можно рассмотреть на вполне конкретном примере.

Если украинские предприятия начнут продавать свои товары в оффшоры, это не будет считаться преступлением. Однако стоит обратить внимание на справедливость рыночных цен на продукцию, по которой идет продажа. Также стоит изучить цели конкретных видов сделок. Часто компании предпочитают торговать со своими же подконтрольными структурами. В их преступной схеме существует связь посредника с продавцом. Последний после совершения сделки перепродает товары оффшорной компании по сильно заниженной цене. После этого оффшорная структура реализует товар потребителю по завышенной цене, которая считается рыночной. Реально полученная прибыль оседает в оффшорной зоне, в которой предприниматели могут платить налоги по низким ставкам или вовсе быть освобожденными от уплаты. Украинская казна получает с таких операций сущие копейки.

Министерство социальной политики страны разработало проект, который в случае поддержки и принятия позволит контролировать все процессы и механизмы работы с оффшорными структурами. Все цены на товары будут находиться под пристальным вниманием, что позволит отражать в доходах предприятий истинную прибыль. Именно с нее в последствие будут получены солидные поступления в казну. Экономический эффект от работы нового законопроекта может принести ощутимые плоды и достигнуть порядка 3 миллиардов гривен поступлений в год.

По информации Госкомстата в 2010 году объем экспортно-импортных операций всех украинских компаний с оффшорными нерезидентами составил 36,4 миллиарда гривен.

В прошлом году в оффшорные экономики из страны утекло порядка 14 миллиардов долларов. Такую информацию озвучил председатель союза украинских экономистов Александр Кендюхов. По его словам, положение с оттоком капитала не говорит о том, что выбранная позиция министерства правильная. Сейчас необходимо бороться не со следствием разгула собственников бизнеса, а с причиной подобного процесса. Сегодня капитал предпочитает перетекать в страны с либеральным налоговым законодательством, которого не существует на Украине. Нельзя перечислять все либеральные экономики к оффшорным зонам руководствуясь своими желаниями. Необходимо создать собственную украинскую оффшорную зону, иными словами, упростить все налоговые правила, которые будут привлекательными для крупных бизнесменов и собственников. Необходимо также добавить прозрачности в процессы, связанные с ведением бизнеса. Надо ликвидировать преграды на пути капитала и заботиться о комфортном инвестиционном климате во всей стране. Кендюхов также призвал упростить налоговую политику и уничтожить бюрократию во всех процессах.

Из этого следует, что министерство и эксперты расходятся в своем видении решения проблемы оффшор. Пока еще есть время для новых наработок и изменения редакции документов.

Между тем, С. Воробей уже отметила, что законы возможно начнут работать в ближайшее время. По правилам они должны быть приняты не позднее, чем за полгода до нового бюджетного периода. Теоретически эти законопроекты могут быть приняты не позднее 1 января 2013 года.

Первый законопроект о дополнительном пенсионном сборе потребует больше времени на рассмотрение. Но законодатели твердо уверены в том, что его необходимо принять в срок. Между тем, опыты других стран показывают, как много времени уходит на разработку и внедрение подобных законодательных изменений, определяющих стратегию государственного регулирования экономики.

Отправить комментарий