Бизнес проиграл войну за оффшоры

Не так давно, в правительство поступил законопроект, включающий в себя требование об уплате налогов со всех зарубежных активов, доля которых у российских бенефициаров составляет не менее 10%. Крупные предприниматели не смогли переубедить Министерство Финансов РФ внести изменения в законопроект об контролируемых компаниях за рубежом, который является основным документом в борьбе с оффшорами.

В декабре прошло года В.В. Путиным было объявлено начало компании по деофшоризации экономики. Минфин незамедлительно предложил доработанный законопроект, об контролируемых иностранных компаниях (КИК). Илья Турчин, глава профильного департамента Министерства финансов, пояснил РБК, что итоговый вариант данного проекта должен быть представлен правительству не позднее 15 июля.

Так, уже 18 марта, была представлена первая версия, которая вызвала бурю негодования в бизнес кругах. Реакция последовала незамедлительно и такие крупные игроки российского бизнеса как «деловая Россия», «Промышленная палата» и РСПП подали в Минфин свои предложения, касательно данного законопроекта. Некоторые требования и предложения бизнесменов были учтены, однако основная концепция документа, которая и вызвала массовое негодование, осталась неизменной.

Согласно законопроекту о контролируемых иностранных компаниях, все юридические и физические лица обязаны платить налоги с прибыли от зарубежных компаний, находящиеся в оффшорной юрисдикции. Главное условие – это наличие не менее 10% уставного капитала данных предприятий. Главным условием бизнеса стало увеличение порога до 50%, однако данное предложение осталось без ответа.

Помимо увеличения порога, бизнес РФ просил об отмене пункта об обязательном уведомлении налоговых органов о владении хотя бы 1% в КИК. Так, «Деловая Россия» предлагала увеличить до 25% в то время как Торгово-промышленная палата вообще отказалась от уведомлений. Данные предложения не были восприняты Минфином и единственное изменение, внесенное в законопроект, касалось компаний, которые торгуются на международных биржах.

Положительным моментом для бизнеса РФ стал отказ Минфина от отдельного черного списка оффшоров. Стоит отметить, что в Минфине действительно думали об увеличении перечня запретных юрисдикций. Предпосылкой тому являлось выступление Сергей Шаталова, замминистра финансов, на конференции Ассоциации европейского бизнеса, где он говорил о том, что Министерством финансов разрабатывается новый список оффшоров, в который должны войти около 60 стран. Очень многие опасались, что данный список пополниться и Кипром.

Для РБК Трунин пояснил, что список оффшоров должен быть либо максимально широким, что достаточно трудно сделать, либо фрагментарным. Так, например если говорить о вхождении в него некой страны Х, то не все организации могут быть в ней зарегистрированы, полная картина отображается только касательно трастовых и других фондов, спецрежимов. Соответственно, сделать список широким практически невозможно.
На сегодняшний день, со слов Трунина, «черный список» успешно применяется только Казахстаном и Италией, в то время как остальные государства используют белый. При разработке законопроекта все это было учтено, поэтому компании, которые зарегистрированы в стране без льготного налогообложения доходов, нельзя признать контролируемыми.

Что же касается «белого» списка, о котором речь шла выше, то в ближайшем будущем он будет подготовлен Минфином РФ.

Помимо того, что основные требования бизнеса небыли выполнены, Минфин все же пошли на несколько уступок. В частности речь идет о порядке определения доли владения в контролируемой компании. Если раньше правительство настаивало на том, что если налоговым органам неизвестна доля определенного бенефициара, то он обязаны оплачивать налоги в том размере, как если бы владел всей компанией. На сегодняшний день, процент налогов определяется согласно исчисления прибыли КИК которая пропорциональна количеству участников или согласно внутренней документации компании оффшора.

Была сделана и еще одна уступка, в частности бенефициар не должен уплачивать фиксированную сумму налогов, если владеет иностранной компанией через ту, которая торгует на бирже или входит в перечень стран, в которых не действует льготный режим налогообложения.

К данному законопроекту бизнес отнесся весьма настороженно. Так, например, совладелец «Реново» Виктор Вексельберг заявил о том, что в первую очередь данный документ обязан предоставить прозрачность повышения качества управления и расширение форматов структурирования бизнеса и сделок в частности. Однако, на сегодняшний день большая часть деофшоризации пропадает и речь идет уже о выходе фискальной части.

В свою очередь Владимир Потанин, владелец холдинга «Интеррос», согласен что «деофшоризация» - это вполне закономерный процесс. Однако на том этапе, на котором он находиться сейчас, можно говорить о наличие технических перегибов. Но Потанин уверен, что со временем, общими усилиями данный аспект можно решить. А вот РСПП, удержалось пока от комментариев.

Отправить комментарий