Банковской тайны в Швейцарии не будет. Благодаря судебной системе США

Судебная система США заставит Швейцарию пересмотреть закон о банковской тайне.
Европейский Союз и Соединенные штаты вынуждают банки Швейцарии открыть информацию о своих клиентах. Точнее о тех клиентах, которые подозреваются в уклонении от налоговых обязательств. Им объявлена настоящая война, которая нередко ведется с нарушением принятых правил. И если США в этой борьбе опирается на свою судебно-правовую систему, то в Европе скупают информацию, полученную незаконным способом, а проще говоря, украденную. Законодательство Швейцарии, а именно закон о банковской тайне, в сложившихся условиях был заградительной функцией, но в ближайшее время, под давлением США он будет пересмотрен.

Швейцарию пригрозили записать в оффшор.
Ранее уклонение от уплаты налогов не было в Швейцарии весомым основанием для нарушения основного постулата – банковской тайны. А законодательство страны не позволило ей стать «криминальным раем». Именно в Швейцарии велась наиболее эффективная борьба с «отмыванием» денег. А идеально работающая банковская система, привлекающая зарубежный капитал, была не только национальной гордостью, но и основной доходной статьей в бюджете государства.
Швейцарская банковская система имеет многовековую практику и ни разу не давала сбоев как в стабильные, так и в смутные времена, и сейчас ей опять уготована проверка на прочность. В связи с рецессией руководство многих стран стремится не упустить ни одного налогового доллара. И борьба с оффшорами, предпринятая из-за последствий мирового кризиса, заставляет Швейцарию совершить непростой выбор.
Влиятельные государства в ультимативной форме выдвинули требования открыть информацию о вкладах своих граждан, которых подозревают в уклонении от налогов. Это вызвало неоднозначную реакцию не только в финансовых кругах, но в широких слоях населения Швейцарии. Представители банков, заручившись поддержкой многих официальных лиц, намерены отстоять неизменность закона о банковской тайне. Правительство, в свою очередь, беспокоится о сохранении доброго имени страны и международных связей.
К чему может привести вмешательство других стран.
Дуня Кох один из сотрудников филиала лондонского банка Frоriep Rеnggli так прокомментировал сложившуюся ситуацию: «Наступает время глобальных перемен. Они берут начало в США и продолжились в Европе. Существовавший ранее порядок о контроле уплаты налогов уходит в прошлое».
Свидетельством слов представителя Frоriep Rеnggli можно считать принятое правительством Швейцарии в 2009 году решение привести банковскую политику к нормам статьи 26 налоговой конвенции ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Данная статья снимает разграничение в действующем законодательстве Швейцарии между такими понятиями как укрывательство от налогов и налоговое мошенничество.
Дуня Кох, также отметил: «До настоящего времени швейцарское законодательство не было предметом дискуссии. Пока не нарушались налоговые законодательства других стран, у клиентов банков [Швейцарии] не возникали проблемы. Сейчас банкам необходимо задумываться о том, не нарушает ли клиент налоговые обязательства своего государства, что входит в противоречие с принятыми в Швейцарии нормами. И сейчас основной вопрос заключается в том, когда будет установлен порядок в сфере автоматического обмена информации о клиентах, и ожидает ли сотрудников банков, помогающих клиентам уйти от уплаты налогов, уголовное наказание».
UBS первая жертва в битве с уклонением от налогов.
Американские борцы с налоговыми махинациями предъявили UBS банку (Uniоn Bаnk оf Switzerlаnd) серьезные претензии, в результате которых, согласно требованиям налоговой службы США, в 2009 году банком было выплачено 780 млн. долларов. Это было взыскание за то, что USB банк способствовал семнадцати тысячам граждан США уйти от уплаты налогов, и в результате в казну Соединенных Штатов не поступило около двадцати миллиардов долларов. Официальное обвинение банку было выдвинуто за «неправильные действия» его сотрудников в американских филиалах.
Положение UBS усугубило еще то, что во время штрафных санкций у банка были судебные тяжбы с Игорем Оленикофф (американский миллионер русского происхождения). Миллионер подал на банк в суд в качестве ответа на расследование налоговой службы США, фигурантом которого он являлся.
В 2007 году господина Оленикоффа признали виновным в налоговых махинациях и обязали выплатить неустоек и штрафов, общая сумма которых составила более пятидесяти миллионов долларов. В конечном итоге предприниматель признал обвинение, в том что он на период с 1998 по 2004 год хранил активы и истинный доход вне территории Соединенных Штатов. По мнению Игоря Оленикоффа, вина UBS заключается в том, что сотрудники банка ввели его в заблуждение, подтвердив законность хранения активов в оффшоре. Сумма активов миллионера составляла двести миллионов долларов и хранилась в банках Лихтенштейна и Швейцарии.
Так получилось, американский миллионер с русскими корнями стал еще одной причиной, которая добавила решимости американской налоговой службе объявить войну банкам иностранных государств, к услугам которых прибегают уклоняющиеся от налогов граждане. А USB положил начало процессу, в котором Швейцария инициировала поэтапный отказ от сохранности банковской тайны.
Эдмонд Таверниер, один сотрудников банка Tavеrnier Tschаnz, сказал позднее: «Огромное преимущество Швейцарии заключалось в секретности банковских операций. Инцидент, произошедший с UBS, стал показателем потери нашей свободы. В США решили покончить с практикой банковской тайны, и мы не можем сопротивляться, чтобы не потерять лицензию на ведения банковской деятельности в Соединенных Штатах»
Другие эксперты настроены более оптимистично.
Фрэнсис Роджас служащий в женевском офисе банка Withеrs Worldwidе считает: «Это пойдет на пользу стране. Старые методы ведения банковских дел, которые позволяют клиентам скрывать доходы, уходят в прошлое».
Многие клиент UBS банка оказались под ударом.
Помимо уплаты солидного штрафа, Минюст Соединенных Штатов потребовал от UBS банка раскрыть информацию о четырех с половиной тысячах американских вкладчиках, подозреваемых в сокрытии доходов. Это требование полностью противоречит фундаментальному принципу закона о сохранении банковской тайны. В случае отказа Соединенные Штаты пригрозили не только лишить USB лицензии, но и начать уголовное преследование.
В отличие от многих банков в Швейцарии, для которых потеря американской лицензии не будет фатальной, то USB это грозит катастрофой. Во время кризиса банк взял серьезный государственный заем, и в случае потери американских клиентов, он может стать банкротом. В министерстве финансов Швейцарии коллапс UBS оценивают в 250 млрд. долларов.
В 2009 году (за месяц до конфликта с UBS) в Швейцарии была организована служба, выполняющая надзор за финансами и рынками (FINMA). Она обязала UBS передать информацию в соответствующие ведомства США о 285 американских вкладчиках. Требования FINMA обосновывались 25 и 26 статьей Швейцарского Банковского Акта, согласно которым власти имеют право на превентивные меры по отношению к банкам, при угрозе экономике страны.
После того, как информация была получена Соединенными Штатами, в отношении 150 человек следственными органами США были заведены уголовные дела. В настоящее время шестерых из них признали виновными.
Многие банки Швейцарии рекомендовали руководству и топ-менеджерам отказаться от зарубежных поездок в связи с опасениями ареста. А некоторые банки полностью запретили высокопоставленным сотрудникам выезжать за границу.
Правительство Швейцарии в августе 2009 года согласилось с правомерностью требований FINMA и дало разрешение на передачу американской стороне информации о 4450 клиентов UBS. Эта договоренность носила компромиссный и, в тоже время, исключительный характер: американской налоговой службе сообщили данные о лицах, уклоняющихся от налогов, а Швейцария сохранила за собой право и дальше следовать закону о банковской тайне.

Административный суд сомневается в правомерности действий FINMA.
Федеральный административный суд Швейцарии не согласился с действиями FINMA и в январе 2010 признал их незаконными. Суд вынес решение, что данная служба не имела законных оснований требовать от банка USB раскрывать данные своих клиентов, так как соглашение между правительствами США и Швейцарии, заключенное в 2009 году, не предполагало этого.
Эдмонд Таверниер сказал по этому поводу следующее: «В правительстве утверждают, что раскрытие информации о вкладчиках USB полностью соответствует швейцарскому законодательству. Но это не верно, мы нарушили законодательство страны».
На решение административного суда Швейцарии относительно действий FINMA, повлияло противоречие в толковании следующей фразы: «налоговые махинации, либо что-то подобное». Она присутствует в тексте договора, заключенного в прошлом году между американскими налоговиками и правительством Швейцарии. Встал вопрос, что можно и что нельзя отнести к «чему-то подобному»? Входит ли в это определение попытки клиента скрыть свое настоящее имя по договоренности с кем-либо или при неправильном заполнении налоговой формы во время открытия счета?

Согласно законодательству Швейцарии, в первом случае это уголовное преступление, так как фактически относится к подделке документов. А второй вариант относится к административным правонарушениям.
Суд должен решить, уклонение от налогов - это преступление или правонарушение. Но принятое им решение уже ставит Швейцарию в довольно неприятное положение как страну, которая не способна выполнить взятые на себя обязательства. В свою очередь, налоговая служба США, если не получит затребованную информацию, может предпринять целый ряд репрессий относительно банка USB.
Помимо этого, нельзя сбрасывать со счетов, тот факт, что Федеральным административным судом Швейцарии рассмотрено заявление одного вкладчика банка UBS, который настаивает на том, что передача налоговой службе США клиентской базы данных незаконна. Этот гражданин Соединенных Штатов внес на счет банка незначительную сумму, не преследуя при этом никаких преступных целей. В настоящее время к развитию этого процесса приковано пристальное внимание, как минимум тех 4450 клиентов UBS, чьи данные могут быть переданы налоговой службе США.
Возможные развития сценария.
В настоящее время у правительства Швейцарии существует два выхода из сложившейся ситуации. Первый - это заключить с налоговиками США новый договор, в рамках которого будет подтверждено достигнутое ранее соглашение. При втором варианте парламент Швейцарии должен одобрить («задним числом») августовскую сделку с США. Но, самое интересное то, что первое и второе решение можно предпринять только после того, как его одобрит общенациональный референдум. Как показывают соцопросы мнение населения не на стороне компромисса с США.
Серж Каламе, один из сотрудников банка Pestаlozzi, сказал: «Наш народ очень высоко ценит такое понятие как «частное». Граждане доверяют государству, но не потерпят его монополии. Защита частной информации была и остается основой общественного договора».
Европа, как и США, также не против пополнения казны за счет уклоняющихся от налогов.
Довольно сильно обострили сложившуюся ситуацию налоговые службы Германии и Франции, но они избрали более оригинальный путь, выразив готовность выкупить украденные данные о своих гражданах, которые имеют сбережения в швейцарских банках. Не так давно Германия выплатила два с половиной миллиона евро за такую информацию. Эксперты считают, если ей правильно распорядиться, то бюджет страны можно пополнить не менее чем на двести миллионов евро.
Проблему, возникшую с Францией, после того как она заявила о наличии на руках «черных списков», удалось временно решить, когда Швейцария в декабре 2009 года пригрозила выйти из переговоров о заключении соглашения, касающегося двойного налогообложения, в котором предусмотрены методы воздействия на лиц, уклоняющихся от налогов.
На Германию такие угрозы не подействовали. Немецкое правительство решило воспользоваться приобретенной информацией, чтобы наказать нерадивых налогоплательщиков, ну и пополнить бюджет.
В связи с этим Эдмонд Таверниер заявил: «Наблюдаемый нами процесс в Германии вызывает шок у людей, уважающих закон и принципы».
По мнению обозревателя британского журнала Thе Lawyеr Джеймса Свифта, вполне возможно, что выступающая против нелегальной борьбы Швейцария, плывет против течения, потому что когда вопрос стоит о погашении дефицита бюджета, принципы не играют большой роли.
Даже такой известный оффшор как Лихтенштейн подписал договор и готов к обмену информацией о вкладчиках, имеющих счета в его банках. Проведенная Италией в декабре 2009 года амнистия позволила вернуть в бюджет страны восемнадцать миллиардов евро. Большая часть из этих средств поступила от клиентов швейцарских банков в Люгано.

Россия оставляет за собой право подавать запрос о вкладах своих граждан.
Президент Российской Федерации, находясь в 2009 году с визитом в Швейцарии, заявил, что Россия будет обращаться за информацией о вкладах граждан России в швейцарских банках в соответствующие службы страны. Дмитрий Медведев подчеркнул: «Государство вправе знать, платятся ли ему налоги. Данные вопросы необходимо решать только в индивидуальном порядке, не нарушая законность и права граждан».
Перемены должны произойти.
Как упоминалось, мнение населения Швейцарии не поддерживает открытие банковской тайны. Ханс-Рудольф Мерц, нынешний министр финансов, сообщил в одном из интервью, что если Швейцария стремится удержать свою позицию на европейском рынке, то она будет вынуждена заключить соглашение об обмене информации о клиентах банка с другими членами ЕС.
Так что 2010-ый год несет Швейцарии радикальные перемены в области ранее нерушимой банковской политики.
Эдмонд Таверниер так говорит по этому поводу: «Из-за все возрастающего давления ведущих стран, у банков не остается выбора. Принципы банковской тайны уходят в прошлое, но это не означает, что уходит в прошлое банковская система Швейцарии. Мы продолжим соревнования с конкурентами на другом поле».

Отправить комментарий

Другие статьи рубрики "Офшорные новости"