Повышение торговых ограничений

По данным нового отчета, глобальная торговля и инвестирование, по всей видимости, сталкиваются с противостоящими силами, тянущими назад перспективы экономического восстановления, поскольку правительства пытаются привлечь иностранные инвестиции, с одной стороны - ограждая свои экономики от иностранной конкуренции, а с другой стороны - увеличивая торговые барьеры.

Сложная картина вырисовывается исходя из доклада, авторами которого являются Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирная торговая организация (ВТО) и Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД), который был выпущен 24 мая. В нем рассматриваются инвестиционные и торговые меры, принятые правительствами между 10 октября 2010 года и 28 апреля 2011 года, и является пятым таким документом, представленным группе государств «Большой 20».

Эта тройка получила поручение от «Большой 20» для того, чтобы осуществить мониторинг политического развития, а также публично отчитаться в выполнении странами обязательств, принятых на саммитах в 2008, 2009 и 2010 годах, где лидеры обязались бороться с политикой протекционизма, содействовать глобальной торговле и пресекать любые новые протекционистские меры. Эти соглашения устанавливались на период до 2013 года.

Инвестиционная сторона доклада, охватываемая в основном ОЭСР и ЮНКТАД, показывает, что в то время как прямые иностранные инвестиции (ПИИ) до сих пор не восстановились до докризисного уровня 2010 года, был обнаружен 3% рост среди стран «Большой 20». Однако они остаются, что на 25% ниже среднего уровня, зафиксированного в 2005-07 годах, и почти на 50% ниже пика, зафиксированного в 2007 году.

В докладе говорится, что в течение охватываемого периода 15 стран обязались предпринять конкретные инвестиционные действия. Бразилию отметили, как страну, которая утроила налог на операции с иностранными инвестициями на 6%, и расширила сферу применения сбора, в попытке отбить атаку дальнейшего повышения курса национальной валюты. Китай уточнил свои положения, которые касаются внешних филиалов предприятий-резидентов, и размеров, в которых иностранные инвесторы могут приобретать недвижимость, и перемещаться в направлении дальнейшего уставного капитала либерализации счета. Индия ввела консолидированную политику ПИИ, предлагая большую гибкость учрежденным компаниям, принадлежащим иностранному владельцу, что допускает ПИИ в некоторых видах сельскохозяйственной деятельности, а также позволяет осуществлять преобразование неденежных статей в акционерный капитал, после одобрения правительства. Россия также находится в процессе либерализации положений, касающихся иностранных инвестиций в финансовом секторе, и повторно ввела дифференцированные тарифы резервных требований по обязательствам резидентных и нерезидентных компаний.

Несмотря на некоторые дополнительные меры, принятые в таких странах, как Бразилия, Китай, Италия и Россия, чтобы ограничить международные инвестиции, осуществляются шаги «Большой 20» в направлении ликвидации ограничений для международных потоков капитала, а также внедрение большей ясности для инвесторов. Кроме того, спасательные пакеты, ориентированные на банки и другие финансовые учреждения, в ответ на экономический кризис, в настоящее время постоянно сокращаются. Согласно докладу, нерешенный вопрос в настоящее время касается раскручивания этих активов и обязательств, оставшихся в правительственных книгах в качестве наследия чрезвычайных мер. По меньшей мере, шесть стран, включая Великобританию и США, поддерживают их.

Вопрос о том, как развилась международная торговля, является, пожалуй, более сложным, указывается в докладе. ВТО считает, что большее количество торговых барьеров было введено за последние шесть месяцев, чем в предыдущие периоды кризиса, но хотя экспортные ограничения являются усиливающейся тенденцией, меры по содействию торговле были также приняты.

Новые ограничительные меры для импорта охватывают 0,6% от общего объема импорта «Большой20», увеличение на 0,3% за предыдущие шесть месяцев. Прекращения политики протекционизма, как объявляют лидеры «Большой 20», не произошло, а способность правительств противостоять протекционизму находится под угрозой. Тем не менее, сокращения или временные освобождения от импортных пошлин на отдельные товары, и рационализация таможенных процедур также имели место быть.

Также ВТО использовала случай для того, чтобы еще раз в докладе предупредить об опасности, которая может привести к провалу переговоров  Доха-раунда. Лидеры призвали сохранять бдительность в отношении протекционизма и предложили организовать единый фронт по этому вопросу. Они сказали не принимать многостороннюю систему торговли как должное, и действовать в интересах системы.

Кроме того, в докладе также отмечается задача, стоящая перед инвестированием. В нем говорится, что "продолжение макроэкономической несбалансированности в глобальной экономике, слабые стороны в финансовых положениях правительств и изменчивость товарной цены могут подорвать приверженность правительств к открытости в сфере международных инвестиций". Государственные долговые проблемы, стихийные бедствия в Японии и беспорядок на Ближнем Востоке способствуют неуверенности и омраченной перспективе.

Комментируя доклад, Генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гурриа сказал: "Для восстановления экономики существует все еще много рисков, поэтому отрадно, что страны «Большой20» сохранили свои рынки открытыми для иностранных инвестиций. Но они должны противостоять призывам относительно торгового протекционизма, если они хотят, чтобы процесс восстановления продолжался".

Отправить комментарий